Диалектическая логика Э.В. Ильенкова (Очерк 5, часть 1)

Jun 03, 2007 11:48

Библиотечный зал сообщества "Dialectical Logic"

dial_issl предложил обсудить пятый очерк из книги Э.В. Ильенкова "Диалектическая логика: очерки истории и теории":
"Во-первых, в этом очерке напрямую затрагивается вопрос о понимании мышления (начиная с пятого абзаца, совсем конкретно). Во-вторых, Ильенков дает критически осмысленное изложение позиции ( Read more... )

Гегель, диалектической логики части, 3.библиотека DL, Ильенков Э.В.

Leave a comment

mp_gratchev June 3 2007, 16:26:40 UTC

"Такая реконструкция осуществима, если ясно понято устройство той оптики, сквозь которую Гегель рассматривает предмет своего исследования. Эта искажающая, но вместе с тем и увеличивающая оптика (система фундаментальных принципов гегелевской логики) как раз и позволила ему увидеть, хотя бы и в идеалистически перевернутом виде, диалектику мышления. Ту самую логику, которая остается невидимой для философски невооруженного взора, для простого «здравого смысла»".

-- Средство, метод рассмотрения предмета тот же: диалектическая логика (диалектическая методология).

"Прежде всего важно ясно понять, какой реальный предмет исследует и описывает Гегель в своей «Науке логики», чтобы сразу же обрести критическую дистанцию по отношению к его изображению. «Что предмет логики есть мышление, с этим все согласны» 1, - подчеркивает Гегель. А потому логика как наука совершенно естественно получает определение мышления о мышлении, или «мыслящего само себя мышления»".

-- Предмет исследования мышление. Но мышление мышления есть логика. Отсюда, предмет исследования есть логика (диалектическая). Наш оригинал теперь будет выглядеть следующим образом. Предмет логики есть мышление:
а) Наличное логическое сознание естествоиспытателей;
б) Наличные логические формы;
в) Сама "Наука логики" Гегеля;
г) Естественное мышление.

"В приведенном определении и в выраженном им понимании нет еще ровно ничего ни специфически гегелевского, ни специфически идеалистического. Это просто-напросто традиционное представление о предмете логики как науки, доведенное до предельно четкого и категорического выражения. В логике предметом научного осмысления оказывается само же мышление, в то время как любая другая наука есть мышление о чем-то другом. Определяя логику как мышление о мышлении, Гегель совершенно точно указывает ее единственное отличие от любой другой науки".

-- Мышление изучают и другие науки. Психология, физиология, педагогика, психиатрия. Поэтому в мышлениии необходимо выделить специальный аспект логического исследования. Это - рассуждения.

"Однако тут же возникает следующий вопрос, обязывающий к не менее ясному ответу: а что такое мышление? Само собой разумеется, отвечает Гегель ... что единственно удовлетворительным может быть только изложение сути дела, т.е. конкретно-развернутая теория, сама наука о мышлении, «наука логики», а не очередная «дефиниция». (Ср. слова Ф. Энгельса: «Наша дефиниция жизни, разумеется, весьма недостаточна... Все дефиниции имеют в научном отношении незначительную ценность. Чтобы получить действительно исчерпывающее представление о жизни, нам пришлось бы проследить все формы ее проявления, от самой низшей до наивысшей» 2. И еще: «Дефиниции не имеют значения для науки, потому что они всегда оказываются недостаточными. Единственно реальной дефиницией оказывается развитие самого существа дела, а это уже не есть дефиниция» 3.)"

-- Развитие существа дела само осуществляется последовательными к нему приближениями. Поэтому дефиниции совсем не вредны, если не абсолютизировать их окончательность.

"Однако в любой науке, а потому и в логике приходится все же предварительно обозначить, контурно очертить хотя бы самые общие границы предмета исследования, т.е. указать область фактов, которые в данной науке надлежит принимать во внимание".

-- Вот именно.

"Иначе будет неясен критерий их отбора, а его роль станет исполнять произвол, считающийся только с теми фактами, которые подтверждают его обобщения, и игнорирующий все остальное как не имеющее якобы отношения к делу, к компетенции данной науки. И Гегель такое предварительное разъяснение дает, не утаивая от читателя, что именно он понимает под словом «мышление»".

-- Приступаем к просмотру гегелевской трактовки понятия "мышление".

"Этот пункт особенно важен. Совсем не случайно до сих пор основные возражения Гегелю, как справедливые, так и несправедливые, направляются как раз сюда. Неопозитивисты, например, единодушно упрекают Гегеля в том, что он-де недопустимо «расширил» предмет логики своим пониманием мышления, включив в сферу рассмотрения массу «вещей», которые мышлением в обычном и строгом смысле назвать никак нельзя:"

-- Разумеется, гегелевское определение мышления не всеми принимается.

Reply


Leave a comment

Up