Каверзный вопрос о соизмеримости содержания сознаний

Jul 13, 2009 15:41



- Августин: "Я это сделаю. Но прежде я спрошу, мое телесное чувство то же ли самое, что и твое, или всё-таки мое - это только мое, а твое - только твое? Если бы это было не так, я не смог бы с помощью моих глаз увидеть нечто, чего не видел бы ты.

- Эводий: "Безусловно согласен, хотя они одного и того же рода, но мы имеем отдельные друг от друга ( Read more... )

Leave a comment

geimer July 30 2009, 20:25:08 UTC
Если состояние сознание у каждого индивидуально, то разве из этого следует, что у каждого своя логика?
Я хотел бы попросить вас это доказать, или хотя бы обосновать.

В ответ с удовольствием приведу классический аргумент против релятивного эмпиризма, откуда-нибудь из Платона.
Как вы на это смотрите?

Reply

mp_gratchev July 31 2009, 09:53:10 UTC

- "разве из этого следует, что у каждого своя логика"

Давайте сначала договоримся о термине 'логика' и 'диалектическая логика', в частности. Например, М. И. Каринский определяет логику в следующей формулировке: "Логика есть наука о познании" ( М. И. Каринский. Логика. Отрывок из литогафированного издания (публикация П. С. Попова) // Вопросы философии. 1947-2, С.387)

Что подразумевается вами под 'логикой'? Если подразумевать под логикой науку о рассуждении, исходной единицей которого является высказывание, то будет обоснованным включение в структуру высказывания 'субъекта рассуждений':

А: S ( s - p )                  (1) где
А - любое высказывание (суждение);
S - субъект рассуждений;
s - логический субъект;
p - предикат.

Этот структурный элемент логической системы 'субъект рассуждений' необходимо будет определять 'свою логику', о чём вы как раз и спросили.

Reply

geimer August 5 2009, 08:01:05 UTC
Ни в коем случае не подразумеваю под "логикой" ни науку о познании, ни науку о рассуждении.
Рискую показаться мистиком и любителем старины, но я под "логикой" понимаю науку об истине.

Или, если выражаться точнее, это наука о критериях истинности любых положений (не только высказываний). Как раз "наука о познании" занимается субъективными сторонами этого дела, а логика - чистым и объективным бытием, в его корреляции к истине самой по себе.

Поэтому я бы добавил к формуле еще один элемент: It.
Пусть It означает : "сама".

Перепишем формулу вот так:
[It] А: S ( s - p )

и будем читать ее так: сама логика есть высказывание субъекта в форме подлежащего(лог.субъекта) и сказуемого (предиката).

тогда мы сразу поймем, что нельзя говорить о "субъективных" логиках, поскольку такие логики не будут иметь отношения к самой логике.
Если даже договориться, что они будут ее подвидами, то сумма подвидов не исчерпает "самой логики".

Reply

mp_gratchev August 5 2009, 09:31:11 UTC

- «Перепишем формулу вот так: [It] А: S ( s - p ) и будем читать ее так: сама логика есть высказывание субъекта в форме подлежащего(лог.субъекта) и сказуемого (предиката). тогда мы сразу поймем, что нельзя говорить о "субъективных" логиках, поскольку такие логики не будут иметь отношения к самой логике».

Когда вы говорите: « я под "логикой" понимаю науку об истине», - то будет ли это высказывание утверждением от имени "самой логики"? Или это, всё-таки, исключительно ваше собственное утверждение как субъекта рассуждений?

Reply

geimer August 6 2009, 10:15:33 UTC
Вопрос понятен. Сейчас попробую объяснить, в чем, на мой взгляд, здесь загвоздка ( ... )

Reply


Leave a comment

Up