Каверзный вопрос о соизмеримости содержания сознаний

Jul 13, 2009 15:41



- Августин: "Я это сделаю. Но прежде я спрошу, мое телесное чувство то же ли самое, что и твое, или всё-таки мое - это только мое, а твое - только твое? Если бы это было не так, я не смог бы с помощью моих глаз увидеть нечто, чего не видел бы ты.

- Эводий: "Безусловно согласен, хотя они одного и того же рода, но мы имеем отдельные друг от друга ( Read more... )

Leave a comment

Структура сознания и диалектическая логика mp_gratchev July 18 2009, 07:27:59 UTC

Первым шагом в создании диалектической логики нового образца (именно логики, а не философии) является разработка диалогической модели функционирования сознания в логических терминах. Учитывая то обстоятельство, что качеством сознания обладают, в частности, и акты мышления (по "Символу и сознанию"). И, в частности, рассуждения как логическая конкретизация мышления, точнее со-мышления социальных существ. "По Выготскому, если следовать интерпретации Н.Н.Вересова, в основе актов развития сознания лежит определенный тип социальных отношений (драматическое столкновение, коллизия, категория", (c) Н.Н.Вересов.

Исходная категория логики - "суждение". Она исходная как для формальной логики так и для диалектической логики. Предмет у двух логик общий: рассуждения. Структурное отличие ДЛ от ФЛ состоит в том, что в тело логики вводится субъект рассуждения у диалектической логики [S(s-p)], а формальная логика, напротив, отвлекается от субъекта рассуждений [в структуре суждения S(прописное) опущено] в силу того, что все люди (ориентируясь на правильное мышление) следуют одним и тем же законам, которые устанавливает ФЛ (по форме, мыслят одинаково).

Введение в тело логики субъекта рассуждений позволяет решить проблему совмещения двух противоречащих и симметричных ряда законов формальной и диалектической логики. ФЛ запрещает противоречие суждений, ДЛ разрешает противоречить. ФЛ исходит из закона тождества, ДЛ из различия (или, конкретного тождества). ФЛ исходит из закона исключенного третьего, ДЛ предполагает третье включенным. Каким образом можно совместитить в одном рассуждении эти исключающие друг друга фундаментальные законы двух логик?

В самом деле, если взять пару утверждений "А" и "не-А", то в силу закона непротиворечия два противоречащих высказывания не могут быть вместе истинными в одно и то же время, в одном и том же отношении. Как поступить, чтобы осуществить одновременное следование закону разрешенного противоречия и закону непротиворечия?

Есть в условиях действия закона формальной логики брешь, вполне легальная и штатная, - это то, что логическая система отвлекается от субъекта рассуждений. И если мы припишем суждениям А и не-А свои собственные субъекты рассуждений, то для формальной логики это останется незамеченным, поскольку она индифферентна (безразлична) к введению такого условия. Ибо от того кто (Si) будет утверждать что-то (Аi) и кто (Sj) будет отрицать то же самое (не-Аj), истинность суждения (А) не изменится.

Так-то оно так, если это касается фактических истин, как например, "Эйфелева башня в Лондоне" и "Неверно, что Эйфелева башня в Лондоне". В диалектической логике рассматриваются утверждения, о которых нельзя заранее сказать истинные они или ложные. То есть в диалектической логике истина процесс. Оспариваются научные истины, судебно-правовые истины. Только спор является крайним случаем разрешения противоречия некоторых суждений, позиций, теоретических систем. Взаимодействие субъектов рассуждений по поводу каких-то предметов, процессов, явлений окружающего мира в общем случае осуществляется в диалоге (коммуникации).

Речевое межсубъектное взаимодействие (диалог) и представляет собой интерсубъективное действие (внешнее). Иллокутивные акты: суждение, вопрос, оценка, императив. И внутреннее. Если рассматривать логический скелет, то диалог функционирует в четырех основных формах мысли (те же суждение, вопрос, оценка, императив) при переходе реального межличностного диалога во внутренний план рассуждения - в интрасубъектное.

Вместе с тем, интрасубъектное рассуждение представляет собой вхождение в структуру сознания, являющуюся принципиально не индивидуальной.

Reply


Leave a comment

Up