понятие деятельности

May 14, 2009 08:23

1. Евгений, очень хорошо, что Вы демонстрируете своё знакомство со словом «понятие», ибо разбор ситуации надо проводить именно исходя из понятий.
Думаю, что как человек, пишущий о политэкономии в марксистских терминах, как журналист Вы понимаете разницу между «понятием» об явлении и «определением слова».
2. Так вот, в марксизме термин «деятельность» -- иначе называемый «общественная/человеческая практика» -- стал центральным явлением. Этого понятия в центре внимания не было в философии до марксизма.
Каким способом Маркс перевернул Гегелевскую диалектику с головы на ноги? Введением понятия об общественной практике, деятельности, Второй Природе.

3. Наука как социальное явление последних 300-400 лет ввела понятие о неживой Природе (материи) и насадила вульгарный материализм: типа души нет, а если и есть, то она сделана из неизвестной нам материи.
А как же тогда общество, иедологии, религии, язык?
Гегель решает противоречие, объявляя примат Духа над материей.
Маркс предлагает: да нет же, просто есть ещё разные Природы. Есть ещё другая, вторая природа, мир общественных отношений.

4. Этот мир так же объективен и реален, как и придуманный Бейконом, Ньютоном, Галилеем и пр. «объективный научный мир». Но здесь действуют другие объекты, другие законы и другая логика.
Например:
-- объекты этого мира обладают сознанием и силой воли;
-- анализирование, изучение объекта приводит к его изменению;
-- здесь действует другая логика (напр.: противоположности есть части единого целого, невозможно существование ряда натуральных чисел, т.д.)

Но мы - заложники «научной» Галилеевско-Ньютоновской картины мира. И наши попытки описывать Вторую Природу, основываясь на уже выработанных наукой взглядах, приводят к отрицанию существования Второй Природы.

5. В этом мире Человек есть совокупность общественных отношений.
Ещё раз повторю: Человек в марксистском мире общественных отношений НЕ есть белковое тело; именно поэтому Ваш пример с поеданием пищи не катит, Евгений. Здесь мы не обсуждаем белковые тела; здесь мы обсуждаем систематически повторяющиеся отношения в обществе.

6. Крайне важный признак Деятельности: её повторяемость, возобновляемость.
Да, есть в русском языке такие словосочетания как «физическая деятельность», но мы-то сейчас обсуждаем философский текст (Фреге) про Деятельность как марсистское понятие, Деятельность как то, что один человек делает с другим по поводу их места в обществе, исходя из их общественных функций.
Поэтому мыслительная деятельность в нашем контексте есть принятие решений по поводу общественных отношений между людьми, будь то производство, торговля, сфера обслужтвания или досуг. Причём акты мыслительной деятельности нам нужно рассматривать именно такие, которые неизбежно воспроизводятся, несмотря на глупость или невежество отдельных особей.

7. Прорывом в этом деле может стать применение понятий, логики Другой Природы в решении задач нашей реальной жизни, практики.

8. напоминаю тему обсуждения: понятие деятельности.

Евгений, Михаил Петрович, ваши соображения?

chumakin, sahonko, triggg

Previous post Next post
Up