Кто куда, а я в анафему

May 04, 2011 14:27

Эти крестины были третьими на моём счету. От двух предыдущих отличались разве что географией. Меня заслали вести приготовления в церкви, заранее предупредив, что служащая, отвечающая за организацию церемоний - сложный переговорщик, убалтываемый только под шелест купюр.

Церковь находилась в очень живописном и крутом районе, что как бы намекало... Накинув на голову шарф, я толкнула дверь церковной лавки. Такого её оформления я не видела никогда - зеркальные стеллажи, стразы, золото, блеск… Быстро взяв себя в руки, подошла к нужной мне женщине в платке и напомнила о предварительных договорённостях насчёт крещения.



Женщина начала записывать в амбарную книгу родителей, сверилась с документами малышки и приступила к подсчёту. Быстро потыкав по кнопкам большого калькулятора, бормоча при этом что-то себе под нос, она перешла к очередному пункту прайса:

- Сколько человек будет на церемонии?

- А от этого что, тоже цена зависит? - оторопела я.

- А Вы как думаете?! - её указательный палец нетерпеливо завис над калькулятором.

- Мы оповещали всех родственников, но кто именно подъедет, не знаем, - выкрутилась я. В общем-то, почти не соврала, так как действительно не знала, сколько родни придёт на крестины.

Женщина снова продолжила что-то бормотать себе под нос, уверенно ударяя по кнопкам. Уловив слово «свечи», я встряла в её увлекательный процесс:

- Спасибо, у нас свои!

- Что?! - по её выражению лица я поняла, что она не совсем понимает, о чём я говорю.

- Свечи не считайте - у нас свои (в качестве доказательства я повертела в руках коробку с церковными свечками).

Оторопев от моей наглости, женщина выдавила:

- Так нельзя!

- Почему? - я реально готовилась выслушать её доводы.

- Вы пришли крестить в НАШУ церковь и должны пользоваться НАШИМИ свечками! - палец тётки снова выжидательно левитировал над калькулятором.

- Разве Богу не всё равно, какие свечи за него горят?

- Нет - уже с ненавистью выдавила тётка.

Продолжить подсчёты в обход меня она не могла. Меня же ситуация начала откровенно забавлять, и я пустилась в постыдный троллинг:

- Почему же? Разве вера - не главное?

Тётка явно раздражалась, однако место и её статус давили слишком сильно.

- Вы пришли в НАШУ церковь и Вы должны жертвовать именно на неё.

- Мы оплачиваем церемонию крещения, разве не так? А о пожертвованиях давайте поговорим отдельно. Но свечи нам не считайте!

Если бы тётка могла убивать взглядом, я сдохла бы в ту же минуту.


- У нас ведётся реставрация… И Вы должны покупать свечи у нас.

Я взяла беременную паузу, и, занервничав, тётка совершила ошибку. Большую. Она позвала свою напарницу, которая должна была вразумить меня. К слову, я терпеть не могу, когда на меня давят. Уговорами меня можно подписать на что угодно. Но нажим приводит к прямо противоположному эффекту. Видимо, напарница была более хорошим знатоком человеческих душ (а может это у меня выражение лица стало слишком говорящим), но расспросив тётку о проблеме и взглянув на меня, она сказала, что пусть будет, как я хочу.

Итоговая сумма всё равно оказалась больше оговорённой предварительно. Я расплатилась и вместе с подарочной книгой для крестницы (достаточно дорогой, судя по толщине, качеству бумаги и золотому тиснению) получила порцию напутственных фраз типа «Вразуми Вас Господь!».

***

Пока стояла на улице в ожидании начала церемонии, обратила внимание, что прихожане - сплошь бедные люди. Бедные и бледные. Одежда очень старая, младшие дети в откровенных обносках. Все какие-то тощенькие и даже синюшные. Хоть и выглядят вполне счастливыми. И всё равно это как-то не вяжется у меня с той роскошью, которая царит в церквях.

***

Начало затягивалось, и я, чтобы отвлечься от мысли об удушающем запахе ладана, который, мягко говоря, недолюбливаю, начала рассматривать людей и пытаться понять, что они делают в церкви. Из общей массы явно выделялся мужик в чёрном костюме и дорогих туфлях. Было заметно, что он не сильно знаком с тем, что нужно делать и куда вставать, поэтому растерянно метался, пока к нему не подошёл кто-то из служителей. Я тоже не сильна в традициях, но, думаю, что по внешнему виду и поведению служитель вполне мог быть каким-нибудь дьячком. Они быстро переговорили, и по полусогнутым ногам дьячка я поняла, что «пиджак» - частый и очень уважаемый гость здесь. Через минуту мужчина исчез, а дьячок кинулся отдавать срочные распоряжения и собирать певчих. Судя по всему, они должны были ехать к «дорогому гостю».

Дьячок отобрал четверых, проинструктировал их и велел ждать. Пятый остался не у дел, но уйти не спешил. «Старший» всё понял и снова метнулся к мужику в костюме, как только тот появился. По короткому разговору мы поняли, что дьячок навязал ему пятого. По цене четверых. Мужик сначала поморщился, а потом раскрыл толстый лопатник с уверенной, аккуратно уложенной стопкой тысячных купюр и вытащил одну из них. Дьячок присел ещё ниже:

- Не волнуйтесь, всё будет в лучшем виде!

Схватил бумажку и рванул в сторону певчих:

- Всё нормально, езжай! - сказал он пятому, и певчие вышли.

- Может, нам тоже поговорить с кем-нибудь, чтобы начали уже? Сколько ждать можно?! - спросил меня без пяти минут крёстный, который тоже наблюдал всю эту сцену.

- Не, у нас нет такого убедительного зелёного аргумента!

Через 10 минут, когда церковь окончательно опустела, нас пригласили в зал для крещения.

***

Церемонию вёл харизматичный батюшка. Вёл без лишнего пафоса, по-свойски, можно даже сказать, душевно. В моменты, когда он отвлекался от молитв и начинал говорить своими словами, его, не моргая, слушала даже Маняша. Батюшка был вполне современным и, глядя на нас с крёстным, то и дело вворачивал чуднЫе словечки и даже деликатно шутил.

Читая нам финальную проповедь о том, какую ответственность мы несём теперь за девочку, он рекомендовал нам не забывать водить её в церковь:

- Приходите, приводите её, воспитывайте в христианстве. Кому церковь - не мать, тому Бог - не отец! А если забудете, что и как в церкви нужно делать - посмотрите на Youtube!

сама видела

Previous post Next post
Up