Святые и грешники капитализма

Nov 24, 2013 20:58

В последние несколько лет активно развивается тема о том, что банковский процент - якобы дело греховное, а вот производство - святое. Чтобы это правильно понимать - нужно вернуться к правильному представлению о том, что такое деньги вообще, и как они связаны с трудом.

Деньги - это символы материальных благ. Их ценность состоит в том, что их можно поменять на материальные блага. А материальные блага - это вещи и услуги, в которых воплощён человеческий труд. Таким образом, деньги - это символ некоторого количества человеческого труда. Основная претензия к банкирам состоит в том, что они делают деньги из денег. А защитное слово производителей - в том, что они производят материальные блага. Но какова цель всякого производственного предприятия в капиталистической системе? Ясно, что получение прибыли - то есть денег, то есть получение как можно большего количества символов материальных благ. Это означает, что производитель вкладывает одно количество материальных благ, а на выходе получает большее количество материальных благ. И банк, и производитель получают одно и то же - дополнительное количество материальных благ, выраженное в их символах - в деньгах. То есть и тот и другой получают откуда-то плоды человеческого труда, что означает - заставляют людей работать на них. Деньги одного только, будучи символами некоторого количества человеческого труда, проходят через большое количество «производственных» перевоплощений, чтобы возрасти, принести большее количество человеческого труда. А деньги другого, будучи таким же символом человеческого труда, приносят большее количество человеческого труда, казалось бы, более прямым способом. Так какая разница?

Если разобраться в разнице с помощью Маркса, то выяснится, что банк и в самом деле способствует капиталистическому производству - то есть обуславливает интенсификацию этой «производственной святости», вместе с тем само капиталистическое производство обуславливает необходимость существования банка.

Опять вспомним слова И.В.Сталина в его работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г), где он предлагает в ближайшее время подумать о возможности снижения рабочего дня до 6, а потом и до 5 часов. С тех пор технологии получили такое развитие, что сегодня человеку достаточно было бы трудиться всего лишь 1 час в день, чтобы обеспечивать все свои потребности. Но трудится он 8 часов. Это означает, что за 1 час он создаёт материальные блага для себя, а за остальные 7 часов - материальные блага, символами которых являются деньги, «зарабатываемые» производственным капиталом, банковским капиталом, а также прочими непроизводительными сферами экономики. То есть, в полном соответствии с Капиталом Маркса, банковский процент это всего лишь доля прибавочных материальных благ, создаваемых в производственной сфере, причём не самая большая. Надо обязательно помнить, что это доля не материальных благ вообще, а тех материальных благ, которые «выбиты» производительным капиталом из рабочего сверх его необходимого труда. Насколько существуют эти 7 часов прибавочного труда, настолько необходима их утилизация в толщах социальных слоёв. Поэтому и живут всякие информационные технологии, повышающие эффективность не самого производства, а эффективность поглощения обществом этих 7 часов прибавочного труда.

Итог. Первым делом в производственной сфере из трудящегося выбивается дополнительный труд, а потом уже его плоды - материальные блага дополнительного труда (не основного) - делятся между производственным капиталом, банковским капиталом и большим числом социальных слоёв общества. Делятся в виде их символов - денег. А дополнительный труд выбивается нехитрым способом - нуждой (необходимостью в жизненных средствах). Так кто же на самом деле больший грешник?

экономика, капитализм, общество, ссудный процент

Previous post
Up