Начало Утраченным памятником Дачи Салтыкова является церковь Адриана и Натальи.
19 сентября 1787 г. генерал обращается с прошением к Гавриилу (Петрову), митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому: «В прошлом 786 году Ея Императорское Величество соизволила оказать высочайшую свою милость пожалованием мне в здешней Санктпетербургской губернии в Софийском уезде несколько земли для поселения, на которой я имею уже построенной дом, но как для оной дачи моей за отдаленностию окружных церквей фамилия моя по слабости здоровья своего не могши во оные ездить лишается Божией службы, того ради Ваше Высокопреосвященство всепокорнейше сим прошу оказать мне высокопастырское ваше благоволение благословением построить в сказанной моей даче домовую церковь во имя Святых мученик Адриана и Наталии с подвижным антиминсом, определя ко оной и священника на собственное мое содержание...»
[i].
Уже через неделю Гавриил дает необходимое благословение, и вскоре церковь начинают строить. К этому времени Кваренги еще явно не окончил работу над мостами и вполне мог стать автором храма, окончательно отделанного к весне следующего года. Да и к кому было обращаться Салтыкову, как не к Кваренги, по проектам которого тогда же продолжалось возведение нескольких оригинальных церквей в окрестностях Царского Села?!
К 21 мая 1788 г. церковь Адриана и Натальи была уже выстроена, ее освящение состоялось 2 июня, и совершил его софийский благочинный священник церкви св. Равноапостольных Царей Константина и Елены в городе Софии Иоанн Григорьев
[ii].
Но если Кваренги строил церковь Адриана и Натальи (а то, что он видел ее, - несомненно), неужели он не оставил хотя бы ее зарисовки? И как опознать этот рисунок?
Во-первых, подсказку дают исторические планы, на которые попала Александрова дача. На выявленном «Плане Царского Села и Павловска с окрестностями», составленном полковником Емельяновым и датируемом первой половиной 1820-х гг.
[iii], церковь Адриана и Натальи изображена небольшой, в виде шестерика или восьмерика. Это же подтверждают и планы Павловска 1878
[iv] и 1899
[v] гг.
Во-вторых, у нас имеется акварель из издания «Александровы», повторяющая утраченную акварель Г. С. Сергеева «Вид Храма Цереры»
[vi], где на дальнем плане изображен Дом Салтыкова, который воспринимается как здание с бельведером, окруженным колоннадой. Однако поиски подобного здания на рисунках Кваренги и в других возможных источниках результатов не принесли. В то же время «бельведер» выглядит несколько искусственным и непропорциональным, и это обстоятельство позволило предположить, что на самом деле в сложном изображении «Дома Салтыкова» слились не только два дворовых флигеля и одноэтажное (?) здание дачи генерала с едва различимым над пристроенной к нему полукруглою колоннадою куполом, Большие каменные конюшни в Павловске (справа, на самом дальнем плане), но и церковь во имя св. мучеников Адриана и Натальи, располагавшаяся как раз на линии обзора художника в продолжении главного корпуса Дома Салтыкова.
В таком случае мы должны искать восьми- или шестиугольное в плане здание с куполом с латерной и широким портиком.
Просматривая рисунки Дж. Кваренги и его современников в поисках подобного храма, обнаруживаем подходящее здание с неправильной атрибуцией - как церковь св. Петра и Павла в Знаменке под Петергофом
[vii]. Центральная часть с куполом и портиком действительно имеет сходство с храмом на рисунке Кваренги, но это только часть большого здания, основной объем которого на этом рисунке отсутствует. Кроме того, портик у храма Петра и Павла чисто декоративный: он имеет колонны в один ряд, наложенные на стену, тогда как у храма на рисунке - объемный портик по примеру Пантеона в Риме, возможно, с двумя рядами колонн, что при взгляде издалека и чуть под углом может создавать впечатление удвоения количества вертикалей, что мы и наблюдаем на акварели. Помимо этого, храм Петра и Павла стоит на ровном месте, а храм на рисунке - в ландшафте с перепадами высот, подобном тому, который и сегодня существует там, где стояла церковь на Александровой даче. В таком случае рисунок сделан со стороны Птичника, женщины стоят на Славянской дороге (современная ул. Мичурина), на переднем плане невысокая изгородь, разделяющая ныне засыпанный овраг (направление этого оврага можно представить по «Плану Павловского имения» 1791 г.) и дорожку, ведущую к Птичнику от Славянской дороги.
Дж. Кваренги. Храм Адриана и Натальи на Александровой даче (сверху). Снизу слева - этот же храм на дальнем плане акварели (над черной дугой), внизу справа план храма на плане Павловска начала XIX века
Храм Петра и Павла в Знаменке
Один из последних объектов, остающихся не визуализированным в пространстве Александровой дачи, - Елисейские поля. В соответствии с «Александровой» Джунковского они располагались на пути между Храмом Розы без шипов и Храмом Флоры и Помоны. Эти две постройки разделял глубокий овраг, символизировавший Стикс и ставший заливом пруда. Мост через Стикс вполне может быть изображен на третьем еще не рассмотренном рисунке Кваренги с изображениями мостов-плотин, озаглавленном при публикации как «Rovina in un parco» («Руина в парке»)
[viii] или «Архитектурная фантазия. Павильон руина»
[ix]. Форма перил моста схожа с перилами на двух уже рассмотренных мостах-плотинах и изгородью при дороге к Птичнику на рисунке с изображением церкви; кроме того, опять-таки данный рисунок ложится на реальный ландшафт оврага.
Дж. Кваренги. Мост через Стикс на Александровой даче (?)
Но как же выглядел павильон на Елисейских полях, где, согласно С. С. Джунковскому, стояли статуи или бюсты царя Нумы Помпилия, императоров Тита и Марка Аврелия?
Самым известным аналогом в том числе и заказчикам дачи, безусловно, являются Елисейские поля в парке Стоу (Англия), где в водах Стикса (его символизировали два узких озера) отражался храм Британской доблести (в нем были представлены бюсты выдающихся деятелей Английского королевства), неподалеку высился храм Античной добродетели со статуями Эпаминонда (военачальника), Ликурга (законодателя), Гомера (поэта) и Сократа (философа).
Храм британской доблести на берегу Стикса на Елисейских полях в парке Стоу. Современное фото
В случае если статуи были исполнены в полный рост, то архитектурный аналог Храма Британской доблести находим на чертеже Дж. Кваренги, известном как проект «кофейного домика»
[x] и иногда неправильно атрибутируемом (на заднем плане очевидная сельская местность) как «Проект торгового павильона для Адмиралтейского бульвара в Петербурге»
[xi]. На чертеже мы видим три ниши для статуй в расположенной по центру экседре и еще две - для статуй на фасадах боковых объемов. При этом справа от здания нарисована уже знакомая нам низкая изгородь. Этот проект, к слову, имеет вариацию с двумя нишами в экседре, где павильон вписан уже в чисто парковый пейзаж
[xii]. Парной к данному рисунку является павильон-галерея с такой же неправильной атрибуцией также с пятью нишами для статуй. Три римлянина по центру вопросов не вызывают, а вот в оставшихся двух боковых скульптурах наиболее логично увидеть самих Александра и Константина в аллегорических образах Александра Невского и Константина Великого.
Дж. Кваренги. Варианты павильона на Елисейских полях на Александровой даче (?). Если соотносить с ландшафтом, то должен был находиться на правом берегу Стикса (оврага)
Единственное имеющееся изображение, на которое попал овраг, ставший заливом, - акварель «Вид храма, посвященного Фелице, где растет Роза без шипов в саду Его Императорского Величества Великого Князя Александра Павловича»
[xiii], - не позволяет определить, на каком берегу Стикса располагался павильон на Елисейских полях. Рисунки Кваренги заставляют предположить его на правом берегу оврага (обозначенная на них возвышенность справа реально существует, а ротонда слева на одном из рисунков вполне может относиться к Храму Розы без шипов). С другой стороны, этот павильон гармонично смотрелся бы и на левом берегу оврага между мостом-руиной и Храмом Флоры и Помоны, богинь цветов и плодов, причем последний храм мог отвечать как аллегории сада Александровой дачи, так и аллегории райского сада. В любом случае павильон на Елисейских полях должен был живописно отражаться в воде залива.
На «Плане Павловского имения» 1791 г. квадратом отмечена еще одна парковая беседка, сооруженная на перепутье между Шатром с золотым верхом, Домом Салтыкова и мостом на Славянской дороге. На плане первой половины 1820-х гг. полковника Емельянова беседка эта показана каменной и вытянутой, близкой по форме к упомянутому выше «торговому» павильону-галерее «для Адмиралтейского бульвара». Возможно, Салтыков не захотел терять ни один из предложенных архитектором вариантов и использовал второй для своего «кофейного домика».
Таким образом, единственным зданием парка, для которого не удалось в настоящее время выявить ни одного однозначно атрибутированного изображения, является Дом Салтыкова.
Однако в процессе поисков удалось атрибутировать другие постройки, изображенные на рисунках Кваренги, относящиеся к Царскому Селу. Напомню, что окончательное оформление Александрова дача получила к 1793 г., к приезду в Россию принцесс Баденских. Для проживания принцесс в Царском Селе Кваренги выстроил небольшой деревянный дворец
[xiv], который в правление Павла I был разобран и из его материалов в Павловске был выстроен небольшой дворец, впоследствии названный Константиновским. Известно, что этот дворец располагался к юго-западу от Зубовского флигеля Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца и Камероновой галереи. Представляется, что дворец для принцесс Баденских изображен на рисунке Кваренги, названном при публикации «Вид дворца»
[xv], так как на заднем плане рисунка перпендикулярно к фасаду дворца принцесс различается Камеронова галерея.
Дж. Кваренги. Дом принцесс Баденских. Эскизный проект. 1792
И хотя количество колонн на портике дворца и окон на его фасадах несколько отличается от такового в смете, составленной для его постройки
[xvi], мы встречаем аналогичный разнобой на чертежах и рисунках уже упоминавшегося Дома с оранжереей. Позволительно предположить, что «Вид дворца» мог быть эскизным наброском для представления императрице, который впоследствии был доработан. При этом количество колонн портика могло быть уменьшено с шести до четырех с целью переклички с четырьмя колоннами, несущими боковой фронтон Камероновой галереи. Этим же, кстати, объясняется выбор ионического ордера для колонн дворца и использование аркатуры на его фасадах.
В заключение. Освящение церкви Адриана и Натальи проводил священник церкви Константина и Елены, находившейся в городе Софии, предшественнике Царского Села. Вот только изображение этой церкви до сих пор было неизвестно. Однако у нас имеются два рисунка Дж. Кваренги, подписанные как «Виды Царского Села».
Дж. Кваренги. Виды города Софии с церковью Константина и Елены
На первом из них изображен городской пейзаж: перед зрителем во всю ширину листа тянется улица, с левой стороны на заднем плане виднеются две одинаковые башенки бывшего Скотного двора, а затем Присутственных мест города, по которым и дается привязка к местности
[xvii]. Рисунок сделан на перекрестке Средней и Второй Софийской улиц
[xviii] (планировка Екатерининской Софии была едва ли не полностью изменена при Александре I, и сейчас этот перекресток надо искать в районе западной границы строения 5АЖ, адресованного по Кадетскому бульвару), причем впереди справа мы видим любопытное здание с объемным куполом и круглыми окнами в широком барабане. Данное сооружение никак не может быть Софийским собором, зато в указанном месте в соответствии с планом города Софии находилась церковь Константина и Елены. Этот же объемный купол с круглыми окнами в барабане (или алтарной ротонде?) более детально изображен на втором упомянутом «Виде Царского Села» в перспективе улицы, начинающейся воротами
[xix]. Ворота с решеткой отделяли Софию от Новгородской дороги (Кадетского бульвара) и располагались на утраченной Константиновской ул. напротив нынешней Захаржевской ул., только шла Константиновская ул. под иным углом и церковь Константина и Елены находилась где-то в районе современного здания 5АЕ по Кадетскому бульвару.
[i] ЦГИА. Ф. 19. Оп. 1. Д. 13668. О позволении в состоящей на даче в Софийском уезде господина генерал аншефа кавалера Николая Ивановича Салтыкова устроить с подвижным антиминсом церковь. 1787-1788. Л. 2.
[ii] Там же. Л. 7.
[iii] РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 22775. Полковник Емельянов. План Царского Села и Павловска с окрестностями. Первая половина 1820-х гг.
[iv] План города Павловска, хромолитографированный при Военно-топографическом отделе Главного штаба. 1878. Литографировали чиновники Иванов 1-й и Генрихсен. Топографы Немченко, Григорьев 3-й и Митрофанский.
[v] План города Павловска, хромолитографированный при Военно-топографическом отделе Главного штаба. Исправлен в 1897 году. Литографировали чиновники Иванов 1-й и Генрихсен. Топографы Немченко, Григорьев 3-й и Митрофанский.
[vi] Джунковский С. С. Александрова, увеселительный сад его императорскаго высочества благовернаго государя и великаго князя Александра Павловича. СПб., 1794.
[vii] Гармония стиля в архитектуре. Рисунки и чертежи Джакомо Кваренги из муниципальных собраний Италии. Венеция : Marsilio, 2003. С. 48.
[viii] Giacomo Quarenghi: a cura di Sandro Angelini; testo di Vladimir Piljavskij; catalogo di Vanni Zanella. (Monumenta Bergomensia; 67). P. 242.
[ix] Пилявский В. И. Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник. С. 194.
[x] Giacomo Quarenghi: a cura di Sandro Angelini; testo di Vladimir Piljavskij; catalogo di Vanni Zanella. (Monumenta Bergomensia; 67). P. 282.
[xi] Пилявский В. И. Указ. соч. С. 92.
[xii] Дж. Кваренги. Архитектурная графика... Указ. соч. С. 52.
[xiii] Джунковский С. С. Александрова, увеселительный… Указ. соч. Вклейка между с. 12 и 13.
[xiv] РГИА. Ф. 487. Оп. 15. 1792 г. Д. 5. Дело о построении по имянному Ея Императорского величества указу по прожекту архитектора Гваренги в старом саду деревянного дома на том месте, где состоят пушки, и об отпуске на оное из кабинета денег 29781 ру.
[xv] Гармония стиля в архитектуре... Указ. соч. С. 51.
[xvi] РГИА. Ф. 487. Оп. 15. 1792 г. Д. 5. Л. 12 - 12 об.
[xvii] Angelini P., Korsunova M., Nepi Scirè G. Disegni di Giacomo Quarenghi... Указ. соч. P. 67.
[xviii] План города Софии. РГИА. Ф. 1293. Оп. 167. Санкт-Петербургская губ. Д. 137. Л. 1.
[xix] Angelini P., Korsunova M., Nepi Scirè G. Disegni di Giacomo Quarenghi... Указ. соч. P. 65.