"Воспоминания о старом Павловске". Б. В. Януша. Часть 1

Sep 03, 2020 01:38

Известный павловский краевед Борис Вячеславович Януш (1927-1996) жил в Павловске с детства. В 1941 году он вынужден был оставить родной город под напором немецких полчищ. Вернуться ему сюда так и не удалось, но тот волшебный город детства послужил толчком для его дальнейших краеведческих исследований, завершившихся трехтомным "Неизвестным Павловском"..Сегодня мы публикуем необычный текст - воспоминания Бориса Вячеславовича, в которых рассказано о его довоенном детстве, о том, с чего для него начиналась большая малая Родина, как родилась в нем любовь к Павловску, вылившаяся в результате в статьи и книги, которые мы хорошо знаем. Рукопись "Воспоминаний о старом Павловске" хранится в Музее истории города Павловска" и была издана небольшим тиражом в одноименной книге, не дошедшей до широкого читателя. Настоящая публикация иллюстрирована фотографиями из архива Б. В. Януша, также ныне хранящегося в Музее истории города Павловска.

Ленинград
1989 год

«Проходят дни и годы и бегут века,
Уходят и народы и нравы их и моды...»

Проходит жизнь... Всё меньше остаётся тех, кто помнит довоенный Павловск, или, как его тогда называли, Слуцк.
Вместе с людьми уходит и память о родном городе, тем более что в огне минувшей войны сгорел его архив* [* Это утверждение не в полной мере соответствует действительности. - С. В.]. Молодые как-то не думают о прошлом, не думал о нём и я, когда меня окружали родные и знакомые, хранившие в своей памяти огромные богатства сведений и воспоминаний. Теперь их никого нет... Вместе с ними ушло всё то, чего нам сейчас так не достаёт. Я же хватился слишком поздно, но всё же кое что успел узнать, кое что помню сам и вот спешу поделиться... Может быть, кому-нибудь это будет интересно.
Мне повезло потому, что у меня были необыкновенные родители, от которых я услышал много интересного, о чём собираюсь сейчас рассказать. Но сведения эти были не систематическими, а отрывочными, потому что они тогда меня не очень интересовали и не всегда фиксировались в памяти. С родителями, и особенно с папой, очень любившим прогулки и природу, я исходил и изъездил на велосипеде весь Павловск и его окрестности. Всё это вместе с собственными впечатлениями и послужит материалом для моего рассказа. Но, должен сразу же сказать, что человеческая память очень хрупка и не всегда надёжна и иногда подводит, а потому не всё, что я здесь скажу, бесспорно.
Начать свой рассказ я хочу с того, когда и при каких обстоятельствах мои предки попали в Павловск, хотя здесь много белых пятен, которые мы никогда не раскроем. Наши родные своими корнями уходят глубоко в павловскую землю, в которой покоится прах трёх моих прабабушек, прадедушки, двух дедушек и двух дядей.
Первыми поселились здесь родители моей мамы - выходцы из ярославских крестьян.
Мой дедушка Чалов Георгий Николаевич родился в 1866 году, по-видимому, в Петербурге, где в большой бедности прошли его детство, отрочество и юность. Здесь началась и его трудовая деятельность, но где он работал, нам не известно. Грамоте особой он, по-видимому, нигде не учился, но тем не менее читал, писал и знал арифметику. Приблизительно в 1894-95 годах дедушка женился на Надежде Ивановне Ивановой и поселился в Павловске.

Действительно, в метрической книге церкви Придворной церкви Святой Равноапостольной Марии Магдалины за 1895 год имееется такая запись:

"3 февраля
Жених: Ярославской губернии Ростовского уезда Борисоглебской волости, деревни Опольнева, крестьянин Георгий Николаев Чалов, православного исповедания, 1-м браком / 24 /
Невеста: Ярославской губернии Пошехонского уезда, Николо-Раменской волости, деревни Аверковской, крестьянская девица Надежда Уарова Иванова, православного исповедания, 1-м браком / 20 /
Священник Виктор Страхов с протодиаконом Флёровым и с псаломщиком Портанским /
По женихе порукою: Запасный унтер-офицер 1-го военного Павловского училища Василий Николаев Меркульев и Ярославской губернии Ростовского уезда Борисоглебской волости, деревни Опольнева, крестьянин Михаил Николаев Чалов; По невесте порукою: Павловский 2-й гильдии купеческий сын Александр Николаев Еркин и Ярославской губернии, Ростовского уезда, Борисоглебской волости деревни Опольнево крестьянин Михаил Матвеев Чалов".

Возможной причиной выбора места жительства была более дешёвая жизнь в пригороде, чем в столице. Где жили бабушка с дедушкой в Павловске в первый период установить сейчас невозможно, но, по-видимому, в доме Жукова на Конюшенной улице (сейчас это дом № 13 по улице Красных Зорь), так как мне известно, что именно в этом доме в 1897 году родилась моя мама, Вера Георгиевна Чалова.



Этот дом Б. В. Януш называл "домом Жукова". На самом деле купец Жуков здесь не жил, а только торговал, тогда как владельцами дома были совсем другие люди.

У меня хранится её метрическое свидетельство о рождении за № 174, подписанное протоиереем Мариинской церкви Виктором Страховым.

"46. 18 сентября / 1 октября
Вера
Ярославской губернии Ростовского уезда Борисоглебской волости деревни Опольнева крестьянин Георгий Николаев Чалов и законная жена его Надежда Уарова, оба православные
Ярославской губернии Ростовского уезда Борисоглебской волости деревни Опольнева крестьянин Михаил Матвеев Чалов и той же губернии Романо-Борисоглебского уезда Давыдковской волости села Давыдкова крестьянка Параскева Александрова Бурдина
Священник Виктор Страхов с псаломщиком Портанским"

В дальнейшем семья Чаловых сменила несколько адресов в центральном районе города. Перед революцией и несколько последующих лет они жили в доме Володуцкого недалеко от угла Конюшенной (Красных Зорь) и Медвежьего переулка (Карла Либкнехта), а позже также на Конюшенной улице в доме Дибайлова (приблизительно на том месте, где сейчас находится дом № 25 по улице Красных Зорь).
Осенью 1924 года дедушка покупает дом на углу Конюшенной и Медвежьего № 22/13 (сейчас на этом месте дом № 16/13 по улице Красных Зорь, построенный в 1956 году).



Дом Рейтеров, впоследствии дом Янушей в Медвежьем переулке

Дом, который купил дедушка, до него принадлежал Рейтерам и был построен в начале XX столетия, а возможно перестроен из существовавших ранее двух построек, расположенных рядом. Во всяком случае его окружал сад, состоящий из старых деревьев, в основном лип, находился там кедр, лиственница и много кустов акации, сирени и жасмина.
Дом был двухэтажный, деревянный, серого цвета и в плане имел форму буквы «П», открытой стороной с маленьким двориком обращённой в сторону улицы. Через арку, находившуюся в среднем флигеле, можно было попасть в так называемый задний двор, где находились сараи, ледник, сушилка, а под аркой был вход в прачечную. Первоначально в доме зимних квартир было только две, в первых этажах флигелей, расположенных параллельно. Над ними во вторых этажах находились отапливаемые квартиры для дачников, в остальных пристройках - неотапливаемые дачные помещения меньших размеров. Одним словом, это была типичная дачная постройка, включающая в себя помещения разных размеров и удобств, предназначенные для сдачи в наём на лето за различную плату.
Мой отец Вячеслав Борисович Януш родился в Петербурге в доме на Покровской площади (сейчас площадь Тургенева). Вскоре семья переехала на Английский проспект в дом № 45, где прожила до 1912 года. В Павловске же первыми из родных отца поселился мой прадед Леонид Иванович Януш с прабабушкой Анастасией Александровной Януш, урождённой Успенской.



Леонид Иванович Януш (?)

Леонид Иванович родился в Москве, окончил 2-й Московский кадетский корпус с чином поручика, три года служил в войсках, а затем «по воле начальства» был прикомандирован ко 2-му кадетскому корпусу, где начал педагогическую работу. Этому делу он посвятил всю свою жизнь. Преподавал прадедушка математику и естествознание, хорошо рисовал и любил заниматься разными поделками.
В Москве в семье Леонида Ивановича в 1868 году родился единственный сын, Борис Леонидович - мой дедушка. В 1878 году семья переехала в Петербург, и прадед в чине капитана начинает службу в качестве воспитателя в Пажеском кадетском корпусе.
Выйдя в 1897 году в отставку в чине генерал-майора, он в 1912 году поселяется в Павловске, где снимает квартиру в доме Палепа на Конюшенной улице (Красных Зорь дом № 21/11).



Дом Палепа на Конюшенной улице

В дальнейшем прадед сменил ряд адресов, последним местом его жительства был дом Староверовых на 3-й Матросской (улица профессора Молчанова), дом № 7. Умер Леонид Иванович в 1918 году в Мариинском госпитале. Здесь следует заметить, что последний градоначальник* Павловска генерал майор Эдуард Эдуардович Геринг был воспитанником прадедушки по кадетскому корпусу.
Прабабушка, Анастасия Александровна, я её немного помню, последние годы жила в доме на углу Безымянного переулка (улица Халтурина*) и Лебединой улицы. Скончалась она в начале 30-х годов.
Дедушка, Борис Леонидович, окончил физико-математический факультет Петербургского университета, здесь же в Петербурге женился на Ольге Ивановне Ефимовой и служил в Министерстве путей сообщения. Семья у него была большая: четыре сына и дочь, кроме того, с ними жила и мать Ольги Ивановны, моя другая прабабушка Александра Борисовна Ефимова, урождённая Старкова.
Выйдя в отставку в 1912 году в чине коллежского советника, дедушка с семьей переезжает в Павловск, где жизнь была дешевле, чем в столице, и поселяется в доме Благотворительного общества на улице Под Липками (дом № 10). В этом доме прошли детские годы моего отца, его братьев и сестры. Здесь под руководством деда и отца начал свои занятия живописью Леонид Борисович - старший из братьев. Впоследствии он стал художником, и много его работ было посвящено теме Павловска.
Дедушка умер от испанки (разновидность гриппа) в 1918 году и похоронен на павловском кладбище рядом со своим отцом. После смерти Бориса Леонидовича семья переехала в здание бывших конюшен, Конюшенная улица, дом № 2.
В тяжёлое время двадцатых годов мой отец познакомился с мамой и её семьёй через брата Николая Георгиевича. В 1926 году произошла их свадьба, венчание происходило в одном из приделов Мариинской церкви. После свадьбы супруги поселились в доме Георгия Николаевича Чалова, где для них во втором этаже правого флигеля была отведена квартира. С этой квартирой и связан весь детский период моей жизни.
Я родился 18 сентября 1927 года в Детскосельской городской больнице (сейчас имени Семашко). Мои первые впечатления и воспоминания связаны с нашей семьёй, домом и квартирой. Особенно почему-то мне памятен сад со стороны Конюшенной улицы, утопающий в сирени, с клумбами и цветниками. В центре его росло семь или восемь старых лип, которые образовывали фигуру, напоминающую букву «П», открытой стороной обращенную к боковому фасаду дома. Пространство или вернее площадка между ними представляла своеобразную беседку. По-видимому, в былые времена хозяева дома там трапезничали на свежем воздухе и в то же время надёжно закрытые зеленью со стороны улицы. Около одной из лип был установлен столб, там вешались качели, кататься на которых доводилось и мне. Сейчас это невозвратное время безмятежного детства напоминают мне строки стихотворения С. Надсона «Грёзы»:

Припомнился тот сад, знакомый с колыбели,
Где в невозвратные, младенческие дни
Скрипели весело подгнившие качели
И звонкий смех стоял в узорчатой тени;

За садом находился как бы хозяйственный двор, там помещалась клетка с цыплятами, у дедушки с бабушкой были куры, и будка, в которой жила собака по кличке Трезор.
Квартира наша состояла из трёх комнат, кухни и прихожей. Но жили мы в двух комнатах, так как одну, самую большую, дедушка временно сдал каким-то знакомым, приехавшим из Ярославской области. Спустя несколько лет они получили комнату в Ленинграде и уехали от нас. Жильцов в доме было мало, летом же из Ленинграда на дачу приезжала мамина сестра Валентина Георгиевна с мужем и сыном Олегом - моим двоюродным братом. Я в играх был заводилой, и иногда баловство доходило до грани недозволенного, и попадало за это, конечно, мне, как старшему. Наши родители (я имею в виду мужчин) и другие живущие в доме любили на заднем дворе играть в рюхи (городки).
В начале 30-х годов дедушка из-за большого налога и высокой стоимости по уходу за домом передал его государству. Этот период совпал с началом массового заселения Слуцка (так Павловск назывался с 1918 по 1944 год) жителями провинции, хлынувшими из сельской местности от коллективизации и раскулачивания. Приезжали сюда из-под Пскова и Новгорода, из Белоруссии и других мест. Во всех домах быстро были заселены зимние квартиры, причём большие комнаты делились перегородками на несколько маленьких. Затем стали приспосабливать под жильё зимой дачные помещения. Дома буквально «нашпиговывались» семьями. Пришёл в запустение и был вытоптан сад, кусты переломаны. При такой скученности в доме завелись паразиты, и постоянной стала угроза пожара. Достаточно сказать, что в период с начала XX века до 1939 года население города возросло в 6,7 раза при небольшом изменении жилого фонда.

Продолжение следует

Б. В. Януш, Слуцк, Павловск, Музей истории города Павловска, воспоминания

Previous post Next post
Up