Сегодня модно ругать современное студенчество. Они все тупые, ничем не интересующиеся, ничего не читающие, невоспитанные и т.д., и т.п.
Широкое хождение имеет шутка о сходстве процессов образования и деревообработки. «Из дубов, - говорят отдельные острословы, - липу делаем». Определенные проблемы, конечно, есть. Встречаются и тупые, и неинтересующиеся. Попадаются не читавшие, похоже, ничего, посложнее колобка, да и того основательно подзабывшие. Есть (на четвертом курсе экономического факультета) люди, не знающие, что такое «диверсификация». Есть молодые люди, начинающие немедленно тихо нервно хихикать от словосочетания «публичный сервитут». Есть девушки, густо краснеющие при произнесении слова «аннуитет». «Рассмотрим бессрочный аннуитет», - говорю. А они краснеют. Как они его себе представляют?..
…
Приняв вчера последние в этом учебном году экзамены, тем не менее, остался вполне доволен. Даже в нашем, не занимающим первые строчки в мировом рейтинге, ВУЗе большинство, все же, составляют достаточно умные, начитанные, интересующиеся окружающей их действительностью, студенты. И даже вполне воспитанные.
…
Помню, в прошлом июне, на одном из наших внутренних преподавательских сборищ, обсуждался вопрос: «студенты и мобильники: что делать?». Основной тон задавали барышни, требовавшие полностью запретить студентам пользоваться мобильниками. «Это же неуважение к нам, преподавателям», - кричала полная лысеющая брюнетка, из сумочки которой постоянно доносилась «финская полька». «Что это у вас огурцы все такие сморщенные?» «На себя посмотри, старая!»
У меня, почему-то, такой проблемы нет. Притом, что я никому ничего не запрещаю. Мало ли, какая у кого ситуация. У кого-то, может, жена в роддоме. Человек в ожидании. Что ж ему, на лекции теперь не ходить? А если она неделю еще рожать будет? Или две? Кто-то с бабушкой старенькой живет. Это жизнь…
А вот сам всегда перед началом лекции свой мобильник выключаю. И делаю это демонстративно. Эффект поразительный. Уже к третьей лекции оказываюсь почти полностью лишенным удовольствия изучать новинки рынка рингтонов. Вчера у одного заиграло на экзамене, так он минуту извинялся и объяснял, что забыл выключить. И без всяких репрессий.
…
Тем не менее, серьезная проблема, все же, существует. Заключается она в том, что процентов девяносто современных молодых людей совершенно не умеют формулировать свои мысли. И мысли есть, причем не только о пиве и противоположном поле, и ответить правильно могут. Если вопрос грамотно задать. Лучше в форме: «согласны ли Вы со следующим утверждением…». Или: «не правда ли, что договор пожизненной ренты подлежит государственной регистрации только в том случае, если предметом договора является объект недвижимости?». Видимо, сказывается широкое распространение тестовой формы проверки знаний. Тесты, конечно, удобны. Это и скорость и объективность. Может быть. Но думать совсем отучает. Попросишь определение сконструировать, смотрят преданно умными глазами и молчат, совсем как собаки. Помолчат, помолчат, начинают мычать, как коровы.
Подходит две недели назад девушка, показывает предварительные расчеты по контрольной работе, а объяснить толком ничего не может. А я понять не могу. Только вечером понял. Дома уже, после двух банок пива. Подхожу вчера, говорю: «вы пытались сконструировать такую-то модель?». «Да!», - отвечает радостно. Замечательная идея, творческий подход. Неправильно, конечно, но за оригинальность мысли - засчитываю. Объяснила бы сразу - уже бы две недели с зачетом ходила.