100 лет назад, 11 июня (29 мая по старому стилю) 1917 года Константин I, третий король новой Греции, второй из династии Глюксбургов и первый, родившийся непосредственно в Греции, правнук императора Николая I и зять императора Вильгельма II, будет распоряжением верховного комиссара Антанты в Греции ("гармоста", как его называли сами греки) Огюста Селестена Жоннара низложен с греческого престола первый раз (к несчастью для греков не в последний). Событие это станет кульминацией т.н. "Национального раскола" - многолетнего противостояяния сторонников короля, занимавших в условиях бушевавшей тогда Первой мировой войны нейтралистски-выжидательные позиции (хотя сам король имел репутацию завзятого германофила) и его противников, группировавшихся вокруг Либеральной партии и ее вождя Элефтериоса Венизаелоса, и ориентировавшихся на Антанту.Противостояния, периодически срывавшегося в гражданскую войну и сопровождавшегося многочисленными актами иностранной интервенции со стороны воюющих держав на той или другой стороне - в том числе и этим.
Константин был сыном первого греческого короля-Глюксбурга (несмотря на свою "счастливую" фамилию этот род породил множество монархов-неудачников) Георга I и его супруги Ольги Константиновны (дочери великого князя Константина Николаевича, второго сына Николая I). Рассказывают, что в день его рождения в Афинах у королевского дворца собралась толпа ликующих граждан, требовавших, чтобы новорожденного "диадоха" (так на античный манер стали называть наследника престола) непременно нарекли этим именем в честь последнего на тот момент прирождённо греческого монарха - императора Константина XI (позже, при вступлении на престол, ему даже предлагали выбрать тронное имя "Константин XII") - и в знак того, что будущий монарх отвоюет наконец у турок древний Константинополь (знаменитая греческая
"Мегали Идея", которую изрядно поэксплуатируют и сам будущий король, и его противники-везелисты). Образование, в том числе военное, он получит в Германии, послужит некоторое время в прсской конной гвардии. Впрочем, в образовании он видимо не шибко преуспел, судя по тому, что в ходе "тридцатидневной" греко-турецкой войны 1897 года возглавляемая им Фессалийская армия греков будет разбита турками при Фарсале, а заетм при Домокосе. Эти события послужат началом недоверия к "диадоху" со стороны армейских кругов, которое потом послужит причиной многих его несчастий. Гораздо большего успеха он добился годом раньше, в качестве фактического организатора (главы оргкомитета) первых Олимпийских игр нового времени 1896 года (пришлось выдержать небольшое противостояние с греческим парламентом, депутаты которого считали их проведение пустым выбрасыванием народных денег на ветер, а также мобилизовать ряд видных бизнесменов на спонсирование этого мероприятия).
В августе 1909 года противники Константина из так называемой "Военной лиги" подняли мятеж и кроме прочего потребовали от короля Георга изгнания Коснтантина из армии. Через несколько месяцев будущий главный противник Константина, критский выходец Элефтериос Венизелос (остров Крит до 1913 года считался турецким, но с конца XIX века являлся автономией под протекторатом великих европейских держав, в структурах которой Венизелос и нагуливал политический опыт), чья звезда тогда восходила на политическом небосклоне Эллады, сыграет роль посредника между военными и королевским двором, организовав возвращение Константина в армию ("Все греки по праву гордятся тем, что их сыновья служат в армии, - выскопарно скажет он, - почему этого права должен быть лишен король?).
Король Греции Константин I Глюксбург и его главный политический противник Элефтериос Венизелос
В ходе воспоследовавших вскоре после этого Балканских войн 1912-1913 годов Коснтантин проявил себя куда более успешно: снова возглавив Фессалийкую армию, он одержал несколько громких побед над турками. Так, 27 октября 1912 года он принял каитуляцию турецкого гаргизона в Салониках - столице Эгейской Македонии и важнейшем портовом городе северной части Эгейского моря - и занял этот город всего на день раньше стремившихся к нему союзников-болгар, имевших на Салоники и всю Эгейскую Македонию свои виды. Столь же успешно действовал Константин в следующем году в Эпире, заняв 22 февраля 1913 года столицу этой провинции Янину. Наконец во 2-ю Балканскую войну Константин уже в качестве короля (18 марта 1913 года его отец Георг будет застрелен анархистом А. Схинасом) и главнокомандующего успешно действует против вчерашних союзников-болгар, приобретя у публики прозвище "Болгаробойца" (по аналогии со знаменитым византийским императором Василием II). В результате этих событий территория Греции увеличится примерно та треть, охватит почти всё северное побережье Эгейского моря и множество островов в нём, приобретя в основном современные черты.
Территориальное расширение Греции (желтым отмеены территории, которые должны были отойти к Греции в результате Первой мировой войны, но были утрачены в ходе второго царствования Константина)
В следующем 1914 году, как известно, началась Первая мировая война. Венизелос, в то время премьер-министр Греции, его правительство и контролируемый им парламент взяли курс на вступление Греции в войну на стороне Антанты. Контантин решительно отказался их в этом поддержать, подтвержив в связи с этим свою репутацию "германофила" - при том, что германским и австрийским эмиссарам, пытавшимся втянуть его в войн на стороне "центральных держав", он давал не менее резкую отповедь, заявляя, что путь Греции - всеобщий нейтралитет. На этом попытался сыграть Венизелос, чтобы сильнее перетянуть канат власти от короля к кабинету. Его козырями был союзный договор с Сербией (как известно, первой жертвой войны), а также то, что на стороне "центральных держав" выступила Турция - вот, казалось бы, удобный случай реализовать "Мегали идею" и двинуться походным маршем на Константинополь! Под такими лозунгами сторонники Венизелоса выиграли очередные парламенсткие выборы в мае 1915 года. Однако, результат оказался обратным ожидаемому им - после этих выборов король, сказавшись больным, несколько месяцев отказывался принимать присягу сформированного по их результатам правительства и управлял страной самостоятельно.
Тем временем ситуация на фронтах мировой войны обострялись. После Горлицкого прорыва немецких войск Макензена и Секта в мае 1915 года и последовавшего за ним Великого отступления русские войска отошли далеко на северо-восток. Вдоховлённый тем, что чаша весов таким образом очевидно склонилась в сторону "центральных держав" в войну на их стороне вступил болгарский царь Фердинанд Кобург-Готский - и ударил вместе с ними по Сербии. Удара с несколькихс торон Сербия не выдержала и к декабрю 1915 года оккупирована "центральными державами", остатки её войск отступили в Албанию и на остров Корфу (греческий - с нейтральным статусом страны организовавшие эвакуацию союзники не посчитались). Позже их оттуда перебросили в греческий же порт Салоники. Туда же, в Салоники стали отсутпать британские и французские войска после еще одного поражения Антанты - на Галлиполи.
Столь бесцеремонное обращение союзников с греческим суверенитетом позволило королю вытолкать-таки Венизелоса, провести новые парламентские выборы, на которых победили в основном его сторонники и сформировать достаточно лояльное себе правительство (Скулудиса). Пытаясь умаслить новое правительство, британцы пообещали в случае оббъявления им войны "центральным державам" передать Греции оккупированный ими с 1878 года остров Кипр. Греческое правительство отказалось, и более того, потребовало разоружения союзных сил в Салониках в соответствии с Гаагской конвенцией. Понятно, что это было проще потребовать, чем осуществить - союзники не только отказались разоружаться, но и заняли несколько греческих островов. Войска "держав" тоже активизируются в районе Салоник - в мае 1916 года германо-болгарские войска, как утверждалось, с ведома короля Константина, занимают важную греческую крепость Форт-Рупел в Македонии.
Этим событием, а также вызванным этим падением популярности короля, воспользовался Венизелос. В конце мая он прямо обратился к союзникам с предложением отправиться в Салоники и учредить там временное правительство, а короля объявить низложенным. Это предложение сначала вызвало неудовольствие англичан, питавших некоторые надежды на афинских Глюксбургов - родственников своего короля. Союзники ограничились ультиматумом королю с требованием демобилизации армии и проведения новых выборов. Король формально принял ультиматум и начал частичную демобилизацию - но из демобилизуемых он начал формировать части "военнообязанных" ("эпистратов"), подчинявшихся лично ему. Антанта объявила частичную морску блокаду Греции.
Венизелос тем временем усиивает антикоролевскую пропаганду. Оживляются и противники Константина в армии.29 августа 1916 года они подняли мятеж среди греческих частей в Салониках и при содействии французского коменданта Мориса Сарейля разоружили части оставшиеся верными королю, и объявили о создании "Комитета национальной обороны".
В начале котября в Салоники прибыл Венизелос, сформировавший там "Временное правительство национальной обороны", возглавляемое "Триумвиратом национальной обороны" в составе его, генерала Данглиса и адмирала Кунтуриотиса.
Союзники пытались использовать эти события для давления на короля. В октябре между ним и представлявшим союзников французским депутатом Полем Безане было достигнуто соглашение, согласно которому союзники согласились не признавать салоникское правительство, а король за это выводил оттуда свои войска и отдавал под контроль союзников весь свой флот и значительную часть вооружений. Французы берут под вооруженный контроль военно-морскую базу Саламин в непосредственной близости от Афин. Там разместился французский адмирал дю Форне. Он добился удаления из Афин послов "центральных держав" и потребовал во исполнение ранее заключенного соглашения передачи французам вооружений гресеской армии. 29 ноября король отказался выполнить это требование и начал стягивать к Афинам части "эпистратов".
1 декабря (18 ноября по старому стилю) 3-тысячный отряд морской пехоты союзников высадилася в Пирее и двинулся к Афинам. Вскоре он наткнулся на позиции эпистратов. Некоторе время они простояли друг против друга, пока вдруг не раздался случайный выстрел (каждая из сторон утверрждала, что он раздался с противной стороны) и завязался бой. Несмотря даже на обстрел французскими кораблями греческих позиций союзники не смели сломить сопротивление, и при посредничестве русского посла Демидова было заключено перемирие - корль выполнил часть требований союзников и сдал часть вооружений, а союзники эвакуировали свои войска из-под Афин. Это событие, ставшее известным на западе под именем "Греческой вечерни" или "Ноябрианы" (по старому стилю оно имело место в ноябре), было воспринято как поражение, не столько тяжелое, сколько унизительное, хотя больше всего оно ослабило позиции именно Константина.
Французский крейсер "Мирабо" обстреливает Афины
Королевское правительство использовало эти события для репрессий против венезелистов и других своих пртоивников. В ответ 24 ноября (7 декабря) 1916 года Временное правительство провозгласило короля низложенным, объявило войну "центральным державам" и приступило к формированию "Армии национальной обороны". Архиеписком Афинский предал Венизелоса анафеме.
Союзные державы усиливают давление на Константина. Ультиматумы следуют один за другим, королевские войска очищают одну территорию за другой, одна за другой территории переходят под контроль правительства Венизелоса. В конце мая 1917 года на очередной конференции союзников было решено окончательно осттранить Константина от власти, но сделать это мирным путем - штурма Афин решено ни в коем случае не повторять, но при необходимости оккупировать другие важные стратегические центры страны.
Для осуществленя плана в Грецию с полномочиями верховного комиссара союзников по этой стране был отправлен французски сенатор Жоннар. Он прибыл на Саламин из Салоник и разместился на борту французского броненосца. В его распоряжении было 12 тысяч размещенных там французских солдат.
11 июня 1917 года он передает греческому премьер-министру ультиматум следующего содержания:
"Державы-покровительницы Греции желают восстановить единство королевства, не нарушая те конституционно-монархических установлений, которые они Гарантировали Греции. Так как его величество король Константин явно нарушил конституцию, гарантами которой являются Франция, Великобритания и Россия, то я имею честь заявить вашему превосходительству, что король потерял доверие держав-покровительниц и что эти посление считают себя свободными от тех обязательств, которые вытекают из этого покровительства. Вследствие этого я имею полномочия потребовать в целях восстановления конституции отречения его величества короля Константина, который в согласии с державами-покровительницами укажет своего преемника из числа своих потомков. Я вынужден потребовать вашего ответа в течение 24 часов".
В тот же день Константин после короткого совещания с приближенными принял эти предложения, передал престол своему второму сыну Александру (старший Георг не устраивал союзников, считаясь германофилом), который вечером того же дня принесет монаршью присягу на верность конституции в присутствии узкого круга родственников, афинского архиепископа и высших сановников. Константин отбыл в Швейцарию. Черз 2 недели в столицу прибыл Венизелос, возглавивший - с согласия нового короля - уже вполне легитимное общегреческое правительство.
Шарль Жоннар и король Александр
В своем новом меморандуме к греческому народу от 15 июня Жоннар торжетвующе писал:
"...Берлин, командовавший вчера Афинами, постепенно вел народ под болгаро-германское иго. Мы решили восстановить дух конституции и единство Греции. Державы-покровительницы вследствие этого потребовали от короля Константина, чтобы он отказался от престола. Они не собираются нарушить принцип конституционной монархии, они не имеют другого намерения кроме правильного соблюдения конституции, которую Константин перестал уважать. Эллины! Час примирения наступил. Ваши судьбы тесно связаны с судьбами держав-покровительниц, ваш идеал - их идеал, ваши надежды - наши надежды! Мы взываем к вашему патриотизму и вашей мудрости. Теперь блокада снята, всякие репресии против греков, какой бы партии они не принадлежали, будут беспощадно подавлены. Никакого противдействия воле Франции, Великобритании и России!"
З.Ы. Через 4 года, когда король Александр умрет после странной истории с укусом ручной обезьяны и заражением крови, Константин вернется в Афины и вновь займет королевский престол. Увы, это его правление окажется кратковременным и закончится новой национальной катастрофой - поражением в греко-турецкой войне 1920-22 годов, утратой почти всех обещанных союзниками трофеев ПМВ и фактическим завершением более чем трёхтысячелетней истории малоазийских греков (в результате "обмена населением" в соответствии с завершившими ту войну Лозаннскими соглашениями около миллиона проживавших в Малой Азии греков будут вынуждены покинуть её). 27 сентября 1922 года он вновь отречётся от престола и через несколько месяцев, в январе 1923 года умрет в изгнании в Палермо.