PoRтрет: Семейные традиции Анны Капитоновой

Aug 20, 2013 01:04


Есть ли жизнь после DaimlerChrysler? Возможно ли быть матерью, женой и "пиарщицей" одновременно? На эти и другие вопросы нам отвечает настоящая "легенда" отечественного автомобильного PR Анна Капитонова, которая сегодня занимается новыми проектами на позиции менеджера по связям с общественностью Nissan Восток.

Анна Капитонова. Менеджер по связям с общественностью Nissan Восток



Дмитрий Макаров, Drive Event (ДМ): Расскажи, с чего все началось, откуда ты сюда попала? Как развивалась твоя карьера?
Анна Капитонова, Nissan Восток (АК): Я училась в Московском институте иностранных языков имени Мориса Тереза, закончила педагогический факультет по специальности «преподаватель немецкого и английского языков». То есть по специальности я - учитель, но учителем никогда не работала. В 1995 году, сразу же после института, попала в российскую компанию «Сегодня и завтра», которая занималась импортом автозапчастей. На тот момент это был очень выгодный бизнес. Там я проработала четыре года переводчицей. А потом попала в Mercedes-Benz. Тогда это был еще просто Mercedes-Benz, и я стала секретарем финансового директора. Переводы в то время тоже входили в сферу моих обязанностей. Поработала там ассистентом до 2002 года. После слияния с  Chrysler в компании появились дополнительные места в уже существующих подразделениях Mercedes-Benz, но отвечающие за «новый бренд». Тогда я перешла в отдел корпоративных коммуникаций и стала PR-менеджером Chrysler. Работала вместе с коллегами по Mercedes-Benz. И проработала там до 2007 года, когда Chrysler отделился. Я перешла во вновь образованную Chrysler Russia и стала руководителем пресс-службы. Проработала там еще два года, а потом был кризис и в компании случилось широкомасштабное сокращение штата, под которое я попала. Через несколько месяцев я вышла в Ford на место Екатерины Кулиненко, которая на тот момент ушла в декретный отпуск. В течение 6 месяцев  я там замещала директора по связям с общественностью, а когда Катя вернулась, я покинула Ford (так было изначально договорено). Затем я год отдыхала, выполняя роль жены и матери. А в июле 2011 года попала в PR агентство CB Agency, которое занималось Lexus. Там целый год я пиарила Lexus, а потом перешла в представительство Nissan. Так что я уже год тут тружусь.

ДМ: Вспоминая свою работу на разных автопроизводителей, можешь выделить место, где было интереснее всего работать?
АК: Везде было что-то свое - хорошее и не очень. Как всегда это бывает в жизни. Мне очень нравилось работать в Chrysler и Ford. Потому что мне ближе всего сочетание американского и европейского подхода к ведению бизнеса.
ДМ: А чем тогда привлек Nissan?
АК: В Nissan было очень интересное предложение по ведению новых проектов. Это в принципе само по себе очень интересно. Потом, я очень давно знаю Татьяну Натарову, которая меня пригласила. Вести новые проекты в PR - это всегда здорово. У меня нет сейчас такой вот непосредственной PR работы, которая была раньше, т.е. я не занимаюсь сейчас таким вот «дэйли-бизнесом». А те проекты, которые я сейчас веду, являются абсолютно новыми для компании и разработка проектов «с самого нуля» - это всегда завораживает.

ДМ: С достаточно насыщенным графиком работы и разъездов PR менеджера - каково быть женой и матерью?
АК: Женой и матерью быть иногда сложно. Но прежде всего, это очень приятно. Это как раз та роль, которая приносит гораздо больше позитивного, нежели негативного. Даже несмотря на усталость. Эта роль всегда важна и говорить, что «либо - то, либо - это» - нельзя. Она всегда присутствует в моей жизни. И если «тогда» (когда год не работала) я уделяла ей чуть больше внимания, то сейчас чуть меньше. Но чтобы эта роль совсем ушла из моей жизни - такого говорить нельзя ни при каких обстоятельствах. Я - мать и жена. И надеюсь ими оставаться всю жизнь. Это как раз то, чего я совершенно не хочу менять. Я сейчас не пропадаю в постоянных разъездах. На самом деле, теперь у меня гораздо меньше командировок, нежели было десять лет назад, когда я была таким «активным» PR менеджером. Командировки, конечно, есть, но они не такие частые и длительные, чтобы полностью занимать мою жизнь. Это, на самом деле, вопрос хорошей организации, а для PR менеджера организовывать свою жизнь - не самая сложная задача. И правильное распределение своих обязанностей - это часть профессии, которая помогает быть в роли матери и жены в том числе.



ДМ: Расскажи про свои взаимоотношения с журналистами. На западе, например, предпочтительнее более формальный подход к общению со СМИ, а в России чаще всего практикуется более «частный» подход. Что думаешь?
АК: Мне сложно оценивать Европу и Америку. Я не знаю какие у них там отношения и сравнивать «их» и «нас» я не буду. Личные контакты и хорошие отношения (но не панибратские) помогают всегда и в нашей работе - это один из самых главных факторов успеха. Я предпочитаю знакомиться с журналистами, общаться с ними лично при возможности.

ДМ: А «любимчики» есть?
АК: Любимчики… Сейчас мне сложно сказать. Появилось очень много молодых журналистов, которые меня уже не знают. А с другой стороны, все те журналисты, с которыми я в свое время начинала работать, сейчас уже становятся людьми более важными, продвигаются по карьерной лестнице. Это помогает и мне в том числе. Так что прямо «любимчиков» у меня нет.

ДМ: А про свою карьерную лестницу что скажешь? Видишь дальнейший путь или уже готова «успокоиться»?
АК: С одной  стороны я готова успокоиться. С другой стороны - я всегда буду думать о том, что в жизни есть еще очень много всего интересного. Стабильность для меня очень важна, прежде всего, как для человека семейного, и бегать постоянно с одной работы на другую я тоже не буду. Восхождение по карьерной лестнице сильно зависит от многих условий.



Рабочее место:
1 -  портрет моей младшей дочери и рисунки старшей, мои дети всегда со мной
2 -  поздравительная открытка от старшей дочери. Она понимает, что работа важна для меня, поэтому желает мне успехов и «частья»
3 - с недавних пор приходится смотреть много видео-роликов, поэтому наушники стали моим инструментом наравне с мобильным телефоном и записной книжкой (я по-прежнему сначала пишу от руки, затем перепечатываю, часто редактируя на ходу)
4 - стакан воды - выдержать диеты у меня не получается, стараюсь хотя бы побольше пить воды
5 - крем для рук и масло для кутикулы - руки  женщины должны быть в идеальном состоянии
6 - таблетки от мигрени - головная боль не должна отвлекать от работы

ДМ: У тебя есть увлечение или хобби?
АК: Да. Я люблю шить  и вышивать. Декоративные подушки, картины вышиваю крестиком. Недавно вышила для сестры небольшую иконку бисером - ей очень понравилось. В свое время (в студенческие годы, когда было трудно что-то купить) шила много одежды, а сейчас все больше шью для детей. В основном, это костюмы для различных праздников. Особенно хорошо у нас получаются «платья принцессы».  Еще я хожу в фитнесс-клуб, но называть спорт своим хобби я не могу. Я очень люблю ездить, путешествовать. Возможно, в свое время именно из-за большого количества поездок мне захотелось стать PR менеджером. Я и до сих пор очень люблю ездить, хотя, получив возможность ездить не «в командировки», а частным образом, я поняла, что это гораздо интереснее. Но командировки мне всегда в радость. К тому же, чаще всего командировки у нас случаются в новые места, и это еще одна причина, почему я очень люблю свою профессию.

ДМ: В какой-то момент я поймал себя на мысли о том, что поездки по России получаются гораздо интереснее поездок в Европу. Что ты думаешь?
АК: Я отношусь к тем людям, которым интересно везде и всюду. В советские времена я с мамой много ездила по европейской части нашей страны, но, к сожалению, совсем не попала за Урал. Так что недавняя поездка в Омск была очень интересной. Сейчас мы с мужем обсуждаем возможность поехать в Казань. Мы нередко устраиваем семейные путешествия на машине по стране. Правда, дети пока что маленькие и мы можем себе позволить поездки всего на несколько дней. Такие путешествия мы делаем с акцентом на интересное детям: музеи игрушек и кукол, исторические экскурсии…

ДМ: А есть в твоей жизни «экстрим»?
АК: Я считаю что человек, у которого двое детей, берет на себя определенную ответственность и просто не имеет права подвергать свою жизнь опасностям. Любой опасности и лишнему риску. Поэтому «экстрима» в моей жизни нет. Хотя я думаю, что если бы наши мамы лет 20 назад посмотрели бы на нашу сегодняшнюю жизнь, то сказали бы, что это «сплошной экстрим» - современные женщины решают огромное количество задач, пытаются одновременно быть в нескольких местах, одним словом скорость нашей жизни гораздо выше, чем была раньше. Вот и у меня также: дети (школа, детский сад, родительские собрания, поликлиника, кружки и детские праздники), работа (иногда приходится подолгу задерживаться в офисе, плюс командировки), не хочется забывать и о своих чисто женских заботах (парикмахерская, маникюр, косметолог, подруги) - словом, иногда достаточно «экстремально» получается. С другой стороны - у меня есть помощники, и я совсем не занимаюсь бытом, готовкой пищи. Конечно, я могу приготовить что-то и мужа своего сейчас кормлю я, пока няня с детьми на даче. Но это незамысловатая еда.



ДМ: А какая еда нравится?
АК: Я люблю ходить в итальянские рестораны, люблю японскую кухню. Ну то, что у нас называется «японской кухней». Я не знаю, какая она на самом деле. А вот китайскую еду - не очень. Люблю сосиски, но только немецкие. К нашим сосискам я так и не привыкла.

ДМ: Скажи, ты работаешь, потому что ты должна зарабатывать деньги или потому что ты не можешь не работать?
АК: Это абсолютное сочетание этих двух причин. Не работая в течение года, я поняла, что «просто так» сидеть дома не могу. Я не домохозяйка на 100% и мне нужно работать для себя. Но и зарплата является для меня очень важным фактором. То есть я еще не дозрела до того момента, когда могла бы работать бесплатно.



ДМ: Ты читаешь прессу, с которой работаешь?
АК: Читаю про многие бренды. Прежде всего потому, что я на многих работала. Интересно знать как развивается то, что мы когда-то давно обсуждали; как те идеи, которые мы в свое время высказывали, претворяются в жизнь. Ну, или не претворяются. Естественно, автомобильную прессу я читаю больше, чем какую-либо другую прессу.

ДМ: Есть любимые издания?
АК: Не знаю насколько они любимые, но утро у меня начинается с сайта РБК и  Autonews, как часть новостного сайта. Читаю «Эпистолярий» Авторевю - очень люблю. Очень нравятся статьи об автопутешествиях, например, в «Автомир Тест-Драйв», и многое-многое другое. Предпочитаю «бумажные» издания, так как я вообще человек «аналоговый», хотя у меня и есть электронная книга, которая у меня появилась тогда, когда я временно пересела в метро.

ДМ: Ты и метро? Расскажи.
АК: Я и метро - это очень тяжелый роман, который периодически заканчивается разводом, но потом опять оживает. Я использую любую возможность избежать метрополитена и любого общественного транспорта. Я ни на секунду, ни на минуту не представляю себе жизнь без машины. Но ехать два с половиной часа с Павелецкой на Войковскую - это ужас.

ДМ: Ты говоришь, что «полностью аналоговая». Не пользуешься соцсетами?
АК: Это «удар под дых». Одним из моих проектов в Nissan было выведение бренда в социальные сети. И сейчас социальными сетями я занимаюсь профессионально. Так что сейчас я очень много могу рассказать о Вконтакте, Twitter, Facebook и т.д.

ДМ: Отлично. Расскажи, что на твой взгляд сегодня интереснее всего?
АК: Могу сказать только о том, что интересно мне лично. Сейчас как раз идет только наполнение такого рынка контентом. Есть люди, которые активны сразу во всех соцсетях, но эти люди, как мне кажется, скорее используют эти площадки для своих профессиональных целей: для рекламы, для продвижения своих блогов. Те, кто пользуется соцсетями «для себя», чаще всего выбирают какую-то одну площадку. Мне лично наиболее симпатична сеть LinkedIn. Nissan присутствует на всех площадках: в Facebook, Вконтакте, Twitter, YouTube. В Instagram мы делаем отдельные проекты. Работа с соцсетями требует очень внимательного подхода и очень интенсивной работы. Если простой PR менеджер занимается еще и другими делами, то на социальные сети у него просто не хватит времени. Это работа для самостоятельной единицы, для человека, который общается с этими людьми на одном языке, который очень сильно отличается от языка наших пресс-релизов.

ДМ: Есть какие-то правила по работе с Facebook, например?
АК: Содержание или, правильнее сказать, контент в Facebook должен быть интересным и вызывающим на диалог. Достаточно одного-двух постов в день. Не больше. Хотя я бы не стала гнаться за количеством. Главное все-таки содержание, не только интересное, но еще и адекватное и своевременное, и написанное «правильным» языком. Но, к сожалению, у нас пока что нет четких правил. Рынок и правила сейчас находятся в стадии  формирования.

ДМ: А вы как-то оцениваете свою работу?
АК: Да. Есть очень сложная европейская система, которая оценивает уровень присутствия бренда в интернете конкретного региона, и она анализирует не только работу с соцсетями, то есть Facebook, Twitter, ВКонтакте, но и активность бренда в интернете в целом. Это блоги, микроблоги и форумы. В нашей стране с этим  пока сложно.

ДМ: А твои личные взаимоотношения с Интернетом?
АК: Для меня интернет - это прежде всего инструмент. В частной жизни я  пользуюсь им исключительно как источником информации. Как инструментом общения пользуюсь очень редко и чаще всего по работе. Это не принципиальная позиция, а лишь вопрос нехватки времени. На работе пользоваться интернетом в частных целях я просто не могу, это не нужно и не приветствуется. А приехать домой к детям и мужу, и сказать им: «Знаете, мне сейчас нужно потвитить» - выглядит очень сомнительно. Хотя был период, когда я сидела в декрете и очень много общалась в «Одноклассниках», но это занимает столько времени! Я понимаю, что на сегодняшний день интернет в моей жизни - это поглотитель моего свободного времени.

ДМ: А есть какая-то перчинка, которую ты могла бы добавить в собственное интервью?
АК: Добавить перцу? Нет. Я же PR менеджер. Моя работа - сглаживать углы.

daimlerchrysler, интервью, Анна Капитонова, nissan

Previous post Next post
Up