Дебют новой рубрики «Как на духу» с Добиным в главной роли прошел почти незамеченным, поэтому мы решили переименовать проект в «За всю хурму». И на этот раз у нас в гостях почти что две знойные блондинки. Путь и не сестры Зайцевы, но братья. При чем братья Моторовы, звезды редакции журналов Quattroruote, Тест-Драйв и АвтоМир. Алексей и Андрей рассказывают Drive Event про жизнь в коллективе, блоггеров, идеальный пресс-парк и посольство Канады.
Алексей Моторов: Кто же не любит высоких блондинок? Это прекрасное явление. Хотя, по последним генетическим исследованиям, блондинки - вырождающийся вид. Так что надо наслаждаться, пока есть.
Андрей Моторов: Здесь в «Бурде» мы вместе работаем впервые. И здесь у нас офигенская «банда». Автомобильных журналов - целых три и самая большая тестовая группа. И она вся очень «притертая».
Алексей Моторов: Недавно в издательском доме был большой тренинг на предмет отношений между подчиненными и начальниками. Мы туда сходили ради приличия, послушали наших коллег, которые сидят в других отсеках и делают другие журналы, и поняли, что мы работаем вообще в другом месте. У нас нет и половины тех проблем, которые там обсуждались. О том, как страшно подойти к начальнику и что-то там попросить, например.
Андрей Моторов: С Добиным я солидарен только в одном очень важном вопросе - про блоггеров. Зато пропалить в его интервью где кончается бравада и эпатаж, а где начинается «глубинное» - совершенно невозможно.
Андрей Моторов: Блоггеры - это такие люди, которые пишут обо всем, не разбираясь ни в чем. Но при этом, у них есть отличие от «журналистов широкого профиля», которые занимаются тем же самым: блоггеры очень любят себя. Их блоги - это «рупор себя любимого». Сам себе издание, сам себе главный редактор. Как только к блоггеру приходит признание в виде приглашения в пресс-тур, как тут же ему окончательно срывает башню. Ведь позвали ИМЕННО ЛИЧНО ЕГО! Это же круто! Это же значит: «Эгегей! Теперь все, что я говорю - это вау!». Блоггера не надо даже покупать, он покупается оказанным ему вниманием. Это для него как супер-рубеж. Он всем счастлив и хвалит пригласившую его компанию на все лады. И даже в таком случае они настолько непрофессионально и халтурно это делают, переставляя слова в официальном пресс-релизе.
Андрей Моторов: Стихов на отвлеченные темы мы не сочиняем, поэтому наше вдохновение - оно во вполне понятных вещах. Сегодня, например, мы сидим в офисе и что-то пишем, а завтра поедем в конно-спортивный комплекс фотографировать Range Rover с конями и модель нарядим жокеем.
Андрей Моторов: Недавно я увидел, что компания Mercedes-Benz выдала автомобиль SL500 говноблоггеру, у которого подписчиков меньше, чем у меня в ЖЖ! А мне лично, как Андрею Моторову, никто не предлагал Mercedes-Benz SL500. При этом меня очень сильно напугало бы, если бы меня где-то кто-то представил как «блоггера». Это означало бы, что я больше вообще ни хрена в своей жизни не достиг!
Алексей Моторов: Самое плохое, что блоггер - сам себе истина в последней инстанции. Хотя есть и другие блоггеры. Взять, к примеру, того же Шпиленка, который полтора года жил в Кроноцком заповеднике и фотографировал белых медведей. Он их любит, он их понимает, он их отлично снимает. И он весело и легко об этом пишет. Приятно смотреть его карточки. Но при этом он не лезет ни куда и не набивается, он не позиционирует себя как какой-то там журналист. Он - смотритель заповедника с камерой в руках. Многих блоггеров-путешественников очень интересно читать, когда они за три копейки, например, проезжают весь мир за 80 дней.
Андрей Моторов: Разумеется, для меня еда - это основная мотивация в командировках. Именно поэтому я не очень рвусь в страны Азии: их еда меня может убить. А в Италии очень вкусно, но почти нет автомобилей, которые продаются у нас. А еще ты прилетаешь в Италию и рассчитываешь на то, что будешь там есть пиццу и «капрезе», но такого никогда не бывает! Точно так же, как в Японии тебя никогда не будут кормить суши.
Андрей Моторов: Рабочие графики становятся такими плотными, что они практически выдавливают любой алкоголь из командировок.
Алексей Моторов: После первой командировки во Францию я хотел написать французскому консулу петицию с просьбой предоставить мне кулинарное убежище. Но потом решил, что не стоит.
Андрей Моторов: Есть определенные плюсы в печатной прессе. Например, если ты знаешь, что в интернете не выйдет тот или иной материал раньше, чем «бумажная версия», то ты понимаешь, что у тебя есть на два-три дня больше, чем у твоих коллег из интернета, чтобы в голове что-то улеглось. Для меня это важное послабление. А так иногда, конечно, хочется вставить в текст гиперссылку или «видос».
Алексей Моторов: Я пишу в стол свои краткие впечатления о тех машинах, на которых мне удалось поездить, но о которых мне не придется писать материал. У нас бывает, что на день-два берешь какую-то такую машину. Есть вероятность того, что я в будущем буду делать материал об этой машине следующего поколения, например.
Андрей Моторов: Внезапно приходит мысль, которую не хочется забыть, но вставить ее некуда. Например, посмотрел на автомобиль Chery A520 (не помню, какое у нее человеческое название) и у меня возникло подозрение, что этот автомобиль никогда «руками» не рисовали, а какие-нибудь «тридэ»-моделлеры, не особенно компетентные в дизайне, попробовали сразу машину слепить в 3D редакторе. Подобный бред хочется записать и это, конечно, идет «в стол».
Андрей Моторов: Иногда они приходят. Представители рекламного отдела. Но существуют некие неписанные правила на предмет того, чтобы журналисты напрямую не общались с представителями рекламного отдела. И, как правило, мы друг с другом не пересекаемся. Речь не идет о каком-то давлении со стороны рекламного отдела. Просто некоторые вопросы с их стороны звучат странно, но скорее от незнания, нежели от желания «надавить». Например, готовим мы интервью, а рекламный отдел спрашивает: «А нельзя ли поставить в этот редакционный материал логотип компании?» Мы говорим: «Конечно же нет!». Потом они начинают интересоваться: «А почему?» С нашей колокольни очевиден ответ «Нет», а с их - более очевидный ответ «Да». Просто у нас совершенно разные взгляды на одни и те же вещи.
Алексей Моторов: Когда Петер Шрайер уже был в KIA, но еще не был «топом», я брал у него довольно скучное интервью. Он был «зажат» и на вопросы отвечал очень скованно. В конце интервью я дал ему свой блокнот и попросил его нарисовать мне что-нибудь на память. У Петера был только карандаш, которым он накидал некий эскиз. Потом он еще раз на него посмотрел и не удовлетворился увиденным. Перед ним стояла кофейная чашка, он макнул туда палец и дорисовал еще несколько линий. Меня очень поразило то, что немолодой солидный человек, сидящий передо мной с корпоративной политикой в голове, до сих пор настолько «упорот», что может макнуть палец в кофе и нарисовать автомобиль.
Андрей Моторов: Я слышал, что раньше было намного веелее везти из Детройта огромный чемодан, набитый слайдами, пресс-папками с толстой мелованной бумагой, доплачивать за перевес, вывозить два чемодана... И это было очень весело, но не знаю почему.
Андрей Моторов: Однажды, когда я работал в журнале «Автопанорама», с «неизвестного номера» мне позвонил Максим Ракитин:
- Здарова!
- Кто это?
- Слышь, ты! Это Максим Ракитин. Пойдешь к нам работать?
- А с чего ты взял, что я вам нужен?
- Я так думаю.
- А с чего ты взял, что мне это надо?
- Слышь, ты! Если ты не придешь, я дам тебе по голове!
- Ну ладно, это другой разговор!
Андрей Моторов: Если бы я дорвался до возможности коллекционировать машины, то я бы тут же этим занялся. При этом первые пять были бы из прошлого и еще пару для комфортного и радостного перемещения себя.
Алексей Моторов: Машина мечты - это для меня могло бы быть неким инструментом. Например, я бы очень хотел иметь собственный раллийный болид группы «А». Не знаю, зачем, но я бы его очень хотел. А если говорить о чем-то попроще, то машина мечты - это Porsche 911 Turbo в 993-м кузове.
Андрей Моторов: Обычно в отпуск люди едут для смены обстановки, для перезагрузки мозгов, когда работа надоедает. У нас все меняется постоянно и нет такого, что: «Ай-яй-яй, опять на работу! Когда же отпуск?!» Но бывает, что просто устаешь. Есть изрядная доля рутины, которую надо просто «обнулить», куда-то уехав. Я обхожусь неделей отпуска.
Алексей Моторов: Всегда мечтаю об отпуске, как о возможности выспаться. Я адепт сна, я могу спать сколько угодно. Но в итоге я приезжаю в отпуск и все равно рано встаю на рассвете, чтобы снять этот рассвет, поздно ложусь и т.д.
Андрей Моторов: Меня очень интересовало, насколько сумасшедшим окажется путешественник Гюнтер Хольторф, который на своем дизельном атмосферном «гелике» проехал уже более 800 000 км по всему миру. Оказалось, что этот человек обладает абсолютно разумным и адекватным взглядом на вещи. Пусть он и не пользуется мобильным телефоном, ноутбуком и современным GPS-навигатором. Для людей, более «подвижных» чем я, такая встреча может перевернуть всю жизнь!
Андрей Моторов: Если на тесте анонсирована «крутая» аудиосистема, то я вожу с собой компакт-диски. Например, Radiohed - у них достаточно сложный звук и при этом никто не сможет обвинить меня в том, что я слушаю «свой металл» на этой «роскошной аудиосистеме» и «потом за собой не смываю».
Алексей Моторов: На моем iPhone достаточно музыки на любой вкус. На случай, если я поеду не один, у меня есть плейлисты, которые я точно знаю, что ни кого не раздражают.
Андрей Моторов: В недавнюю поездку с Lexus в Азербайджан я затесался не с коллегами-журналистами, а раньше, с фотографом Алексеем Сулимой. И «готовой» культурной программы мы с ним не увидели, но зато удалось пообщаться с местными и вооще посмотреть на то, во что превратился современный Баку и Азербайджан в целом. Эта страна для меня - открытие года.
Алексей Моторов: На меня в этом году произвела впечатление «Экспедиция Трофи». Это в корне отличается от того, что обычно делают пиарщики для автомобильных журналистов. Все иначе, совершенно другая организация. Но я, когда туда летел, был готов к этому. И ни что не могло испортить моего впечатления от длиннейшего пробега по стране.
Андрей Моторов: Сейчас лично для меня, благодаря посольству Канады, не состоялась поездка в Канаду на новый S-class, на автомобиль, который мне очень интересен. Естественно, никакого «фейла» Mercedes-Benz тут нет, а во всем виновато посольство, которое продержало у себя мой паспорт 6 недель, после чего у меня попросили выписку со счета и объяснений относительно моего источника доходов, и только потом они были готовы принять решение по поводу моей визы. Я сказал: «Спасибо, но я должен был лететь уже две недели назад, так что просто отдайте мне мой паспорт». На это им понадобилось всего-навсего 10 дней.
Алексей Моторов: Откровенно плохих поездок за свою карьеру я вспомнить не могу. Было несколько «тяжелых» путешествий по России. Но если ты к этому готов - то ничего страшного. Да, уровень сервиса в российской глубинке не очень соответствует уровню сервиса, к которому приучили пиарщики автомобильных журналистов. Надо к этому относиться спокойнее.
Андрей Моторов: Живьем с «Ё-мобилем» я не сталкивался, но с самого начала мне стала очень близка идея о том, что это такой политический «пиар». И как только я наткнулся на эту мысль, для меня все сразу разложилось по полочкам. Это сразу объяснило, зачем люди пытаются в стране с убитой инженерной школой возродить технические конструкции, заброшенные 50 лет назад. Откуда производство? Откуда технологии? Почему все это можно будет продавать за копейки? А вот в политическую «пиар»-программу это все отлично укладывалось. И ребята, с которыми я учился в МАМИ на дизайне и которые сейчас работают в НАМИ и так или иначе принимали участие в разработке даже еще не прототипа, а дизайна концепт-каров, говорили: «Да, мы делали реальную работу. Да, кто-то за это платил. Да, кто-то нами руководил. Но у нас не было ощущения, что мы делали реальный автомобиль. Было ощущение, что мы делаем некую ширму, Потемкинские деревни.»
Алексей Моторов: Я не ездил на тест «Ё-мобиля» и считаю, что правильно сделал. Потому что рассматривать его с точки зрения автомобиля (как кстати это сделали многие журналисты, за что им от меня лично - большой ай-яй-яй) - это совершенно неправильно. Потому что это не машина, она не готова к тому, что бы ее кто-то тестировал с подходом полигонного испытателя. Это надо рассматривать как проект. И таких проектов в России еще очень много. Есть наука, которая еще теплится в НИИ, но мы эту науку не видим. «Ё-мобиль» - наука другая, российская наука нового поколения. Она рассчитана на то, чтобы получать деньги на исследования от Российской Венчурной Компании, от фонда Сколково, от любых других фондов. И все эти проекты, если внимательно почитать (а там, как правило, 200-300 страниц, которые никто не читает), не обещают ровным счетом ничего, кроме как произвести некие изыскания. И эти изыскания действительно проводятся. «Ё-мобиль» - это прекрасное изыскание в этом плане. Он, может быть и не даст никакого толчка в развитии технологий в нашей стране, но тем не менее, как исследование, как некое прощупывание почвы - он полезен. Другое дело - кто и как там управляет деньгами и все ли деньги идут на благое дело. Я рассчитываю на то, что какой-то результат будет.
Андрей Моторов: Автомобильные компании хотят «покрывать» медиапространство постоянно, независимо от того, есть у них новинки или нет. Нам это желание абсолютно понятно и мы его поддерживаем, благо у нас в журналах есть разные рубрики, например - «путешествия». У компании Peugeot может целый год не выходить новых машин, а новый Peugeot 3008 - уже 3 года, как «новый». Вот они и возят журналистов в путешествия, показывая им какие-то новые места, регионы. А журналисты пишут про путешествия и попутно - про машину. И это отлично работает. А у GM так пока не очень получается: один раз мы с Петей Ястребовым летали на тест-драйв Cadillac CTS, который был именно тест-драйвом «как бы обновленной машины», по которой никто никакой информации так никогда и не предоставил. Наши изыскания тогда выявили, что у автомобиля изменилось расположение шильдиков на крышке багажника. И тест-драйв по поводу такого автомобиля я не знаю как делать. И не знаю - зачем. Приходится выкручиваться.
Алексей Моторов: Если ты специалист, то ты сам должен понимать, насколько хорош информационный повод в том или ином мероприятии. Слетал на тест седана, а через две недели тебя зовут на тест той же машины в кузове универсал. Те же моторы, те же комплектации, все то же самое. И ты понимаешь, что тебе придется придумывать тот же материал, но второй раз. Это довольно тяжело и врядли из этого получаются какие-то сверхоригинальные тексты.
Андрей Моторов: На работе секс присутствует в основном в виде разговоров. Что-нибудь придумать друг про друга неприличное, пошутить, заставив юных прекрасных ассистенток покраснеть - это запросто.
Андрей Моторов: Мили «Аэрофлота» отличненько подсаживают людей на себя. У меня дважды была ситуация, когда я собирался в отпуск и понимал, что я сейчас «за мили» могу бесплатно полететь в Америку, но если я куплю себе билет за деньги, то мне опять хватит на «золотую» карту Аэрофлот-Бонуса. И в результате я покупал билет за деньги. В результате еще вопрос: кому от этих золотых карт лучше - мне или Аэрофлоту?
Алексей Моторов: На мой взгляд, у Mercedes-Benz идеальный пресс-парк автомобилей. И это не потому что я беру постоянно у них автомобили, я вообще, кажется ни разу не забирал машины Mercedes-Benz и ни разу их не сдавал. Но у Mercedes-Benz настолько широкий модельный ряд... У них можно взять родстер, можно взять серьезный внедорожник, можно взять огромный седан, а когда были «Эрки», то можно было взять еще и минивэн.
Андрей Моторов: Это, скорее имеет отношение к модельному ряду, а не к пресс-парку. Наоборот, пресс-парк Mercedes-Benz прощупывают на приемке везде и потом говорят: «Ой! Да у Вас же царапина на днище! Давайте оформляться!» Мне очень нравится, как работает мужчина Задорожный (Олег Задорожный, Mazda), и если я повторяю 8 раз слова коллег, то это никак не меняет того, что у него это все отлично организованно. Но было бы круто, если бы каждый раз автомобили пригоняли бы к нам сюда на стоянку, а по ночам их мыли бы таитянки в бикини большими и мягкими мочалками. Вобще, если в друг кто-то бы взялся сделать круглосуточный пресс-парк, то я думаю, что некоторые журналисты это оценили. Я был бы в первых рядах. Иногда, чтобы взять или сдать машину, приходится убить пол-дня. А так - днем работу поработал, а ночью спокойно, без пробок съездил и сдал.
Андрей Моторов: Нам, автомобильным журналистам работа дает много «нематериальных» возможностей, как те же мили Аэрофлота. Так что мы не особо нуждаемся в большой зарплате: у нас всегда есть машина, у нас есть возможность бесплатно летать куда-то. Я могу сказать, что мне на жизнь хватает и отказаться от этой работы в пользу менее «вкусной», но более высокооплачиваемой я бы не смог.
Алексей Моторов: Чем больше у меня будет денег, тем больше интересного я буду делать. Не стоит большого труда устроить самому себе довольно интересный тест, пресс-тур и т.д. Если бы у нас была возможность чаще летать за свои деньги, жить за свои деньги, то мы бы делали в 10 раз более интересный журнал.
Андрей Моторов: Я не знаком Навальным. Да и вообще с теми, кто сидит по «Болотному делу» - вооще ни где и никогда. Но я считаю его политическим заключенным, а дело - пятном, порочащим власть. Сам он мне симпатичен. Мэра Москвы из него, пожалуй, не получится, а как политический деятель и «общественный контроль» - он отличная фигура.
Алексей Моторов: К Навальному я отношусь очень спокойно, потмоу что считаю его частью какой-то сложной «многоходовки». Я не считаю, что он - оппозиция, Навальный - это часть плана. И сейчас мы видим, как этот план пошагово реализуется. Уголовное дело против Навального сейчас выглядит очень странно, но и это, я думаю, часть плана.