Заметки

May 28, 2016 11:04

Подготавливая лекции к Введению в Философию, перечитываю тексты, которые не открывал очень давно. Интересно читать свои же комментарии на полях непонятно какой давности...Вообще, впечатления разные - от «каким же идиото-идеалистом я был» до признания, что бывало и проникновение в суть текста с дальнейшим забвением этой проницательности. Ну и осознание истоков аспектов мировоззрения, к концептуализации и «присвоении» которых пришлось идти 40 лет. А то ли еще будет...
Вчера так бродил по страницам «Или\или» Кьеркегора. Из всего прочего, экзистенциализм остается наиболее близкой мне системой координат или установкой по умолчанию.
Сегодня - Ницше и «Так Говорил Заратустра.» Читал то ли на  русском, то ли на украинском еще подростком. Было бы любопытно знать, что тогда я об этой каше-малаше думал...Жаль, что то было в другой стране и возможности\желания\понимания необходимости иметь свою копию не было...
А хотел бы знать, что мне в голову приходило от последующего:
«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти; и даже в воле служащего находил я волю быть господином.   Чтобы сильнейшему служил более слабый - к этому побуждает его воля его, которая хочет быть господином над ещё более слабым: лишь без этой радости не может он обойтись.  И как меньший отдаёт себя большему, чтобы тот радовался и власть имел над меньшим, - так приносит себя в жертву и больший и из-за власти ставит на доску - жизнь свою.     В том и жертва великого, чтобы было в нём дерзновение, и опасность, и игра в кости насмерть.      А где есть жертва, и служение, и взоры любви, там есть и воля быть господином. Крадучись, вкрадывается слабейший в крепость и в самое сердце сильнейшего - и крадёт власть у него.
      И вот какую тайну поведала мне сама жизнь. «Смотри, - говорила она, - я всегда должна преодолевать самое себя.
      Конечно, вы называете это волей к творению или стремлением к цели, к высшему, дальнему, более сложному - но всё это образует единую тайну:
      Лучше погибну я, чем отрекусь от этого; и поистине, где есть закат и опадение листьев, там жизнь жертвует собою - из-за власти!
      Мне надо быть борьбой, и становлением, и целью, и противоречием целей; ах, кто угадывает мою волю, угадывает также, какими кривыми путями она должна идти!
      Что бы ни создавала я и как бы ни любила я созданное - скоро должна я стать противницей ему и моей любви: так хочет моя воля.
      И даже ты, познающий, ты только тропа и след моей воли: поистине, моя воля к власти ходит по следам твоей воли к истине!»
О том, что нет хуже господина чем бывший раб - писала и Библия, и история моей Родины; обе я неплохо знал в том возрасте. Но сказал бы самому себе в те 14-17 лет - разве у Ницше был шанс не сойти окончательно с ума? Мог бы написать подобное кто-то, знающий и простые радости жизни - от религиозного экстаза до вкуса моей вездесущей колбасы, от эмоций интеллектуального озарения носителя посредственности до «ах, если бы вы видели, какую капусту я вырастил в Сплите.» Ну и главное - я бы сказал тому парнишке что Ницше не знал что такое быть отцом....приходящее со временем и невозможное к вербализации или концептуализации чувство\состояние. Ибо ни в сказке сказать, ни пером не описать. И тогда «Что бы ни создавала я и как бы ни любила я созданное - скоро должна я стать противницей ему и моей любви: так хочет моя воля» читается как крайне развитый бред настолько подлинно и глубоко несчастного человека, насколько это возможно по нашу сторону пакибытия.  Именно посему я и надеюсь, что несмотря на все анафемы клириков и собственные залеты, Смотрящий там даст Ницше покой - он уже был 55 лет в аду...

личное, жизнь

Previous post Next post
Up