Выпендривался, буду выпендриваться и впредь. Итак, остаточные явления после более чем года в ГМИИ. Сие есть "мнемонический стишок" "Кто есть кто в японской гравюре" или "Вот вам кроме "Волны" Хокусая и "47 самураев" Куниёси на что посмотреть. (Читается примерно на мотив куплета из песни "Владимирская русь" "Черный Кофе":
Левитан
Оставался один,
Если кисть замирала в застое,
И тогда среди многих картин
Вдруг рождалось
"Над вечным покоем".
Хокусай
Шел на берег морской,
Когда гейши не вдохновляли уже
И проникнувшись этой тоской,
Сама Фудзи ему давала сюжет.
Куниёси
Был певцом самураев,
Но когда он хотел отдохнуть,
Писал котят, что рядом играли,
Его не стесняясь ничуть.
А Сяраку,
Обожавший подмостки,
Изображал лишь актеров Кабуки.
«Как живые» звучит о них слишком просто,
«В ушах уж клавес* слышны призывные звуки!»
Хиросигэ
Был заядлый ходок,
Ведь перед Эдо он прошел по Токайдо**,
Впечатлениями поделился как мог -
Написал гениальнейший гайд-бук.
Харунобу
Рисовал куртизанок,
Таких нежных, как садовые розы,
Он помещал их среди изысканных танок***…
И на сюнга**** они так грациозны.
__________________
* Перед началом представления Кабуки выходит черный человек, отодвигает занавес, бьет в клавесы - палочки и объявляет акт.
** Речь идет о "53 станциях Токайдо" 1830-40 и "100 видах Эдо" 1850-х годов.
*** Танка (букв. короткая песня) - японкий стихотворный размер, пятистишие 57577 слогов в строке. Часто писались на гравюрах и свитках.
**** Сюнга (букв. "весенняя картина") - японская эротическая картинка.