Jul 20, 2010 17:00
Сейчас занимаюсь темой «Шактистская интерпретация вишнуитской мифологии» на основе материала Девибхагавата-пураны. Дело в том, что ключевой стратегией шактистских пуран в возвышении образа Богини является интерпретация, часто кажущаяся издевательской, вайшнавского учения о воплощениях Вишну. В собственно вишнуитских мифах Вишну - это высший бог и хранитель вселенной, по собственной воле он воплощается ради восстановления мирового порядка и борьбы с демонами. В ДБхП же Вишну оказывается существом, часто беспомощным и испуганным в затруднительных ситуациях и могущим осуществлять свою функцию по поддержанию порядка в мире лишь благодаря милости Богини. Он целиком подчинен Богине, и воплощения свои осуществляет не по собственной, а по ее воле. ДБхП наполнена изречениями вроде, «если Вишну (Кришна) на самом деле высшее божество, то зачем ему понадобилось рождаться из лон, наполненных калом и мочой, претерпевать многочисленные лишения и совершать поступки, идущие в противоречии с дхармой (похищение Рукмини, убиение супруги Бхригу, подстрекательство Пандавов к нарушению кодекса воинской чести и т. д.)? В одном месте Земля даже обвиняет аватару Вишну Вараху в своих бедах. Правда, вайшнавы в долгу не остаются. Они, наоборот, всячески пытаются принизить почитание Шакти. Известный гуру кришнаитов Шрила Прабхупада пишет в комментарии к десятой песни Бхагавата-пураны: «Вайшнавам уготовано вернуться домой, к Богу, в духовный мир, тогда как шактам суждено жить в материальном мире и наслаждаться разными видами материального счастья» (коммент. к стиху 10.4.13). Шакти также оказывается излюбленным божеством асуров (коммент. к стиху 10.4.14). В ближайшие месяцы планирую написать обстоятельную статью на эту весьма любопытную тему.
Девибхагавата-пурана,
Шакти,
Вишну,
Бхагавата-пурана