Ниламата-пурана это сугубо кашмирская, имеющая региональное значение пурана, включающая 1453 шлоки. Ниламата является важным сочинением с точки зрения изучения истории, мифологии и топографии Кашмира. Ее протагонистом является герой Кашмира царь нагов Нила, и пурана излагает «учения Нилы», которые он сообщил брахману Чандрадеве. За легендой о начальной истории Кашмира следует описание церемоний и празднеств, предписанных Нилой, некоторые из них имеют местную специфику. К их числу принадлежат праздники на Новый год, в первый день месяца карттика, когда, по легендам, появился сам Кашмир, празднование первого снега, и др. Кальхана, автор Раджатарангини, сочинения, посвященного истории Кашмира (12 в.) ссылается на эту пурану как на очень древний источник. Использование термина «прадурбхава» вместо термина «аватара» для обозначения воплощения богов, отсутствие упоминаний о Калки, упоминание о Будде как об аватаре Вишну являются доводами в пользу ее раннего происхождения.
Анализ текста Ниламата-пураны показывает, что после 9 - 10 вв. в него были внесены некоторые изменения и дополнения, чтобы включить элементы монистического кашмирского шиваизма. Как указывает д-р Вед Кумари, если бы пурана была создана позже 9 в., то не было бы необходимости в подобной правке. По его мнению, Ниламата была создана между 6 и 8 вв. , так как Будда начал считаться воплощением Вишну где-то около 550 г.
Мною переведены на русский язык шлоки с 1 по 411.
Скачать перевод можно здесь:
http://www.mahadevi.ru/nilamata.zip или
http://www.sanskrit.su/nilamata.zip