Sep 19, 2012 18:05
Вообще, если формально подходить к учению, то непременно будут возникать нестыковки, противоречия. Один мастер сказал, что Гуру не нужен. Другой говорит, что нужен. Один говорит, что верить ни во что не надо, другой - что вера это главное.
С одной стороны есть эго и атман, с другой - эго неотделимо от атмана. С одной стороны есть духовный путь, с другой - никакого пути нет, как и идущего по пути.
С одной стороны, все - иллюзия, с другой - если упадет кирпич на голову, то это вполне ощутимо. Один учитель говорит, что смерти нет, как и перерождений, поэтому нужно расслабиться и "просто быть". Другой говорит, что важно помнить о смерти, перерождении и усердно практиковать.
В действительности же обе точки зрения - правильные. И упираться в одну из них, отрицая другую - это нигилизм или этернализм. Крайние взгляды.
Подлинные мастера всегда гибко подходят к этим вопросам. Понимая, что способность, необходимость занять ту или иную точку зрения зависит от ситуации и готовности практикующего.
Высшая точка зрения - это сведение всего к абсолюту. Потому что проявленное неотделимо от абсолютного.
Проявленное - это активная сторона абсолюта. И когда говорят про иллюзорность, то имеют в виду то, что проявленное не существует само по себе.
Получается, что с одной стороны абсолютная точка зрения открывает нам новые двери, расширяет границы. С другой - это ловушка для ума, который может переоценить воззрение и недооценить энергию проявленного, относительного измерения. Это когда на словах мы говорим одно, а в жизни действуем иначе.
Абсолютом мы являемся в своей основе, а в проявленном измерении у нас есть тело, земля под ногами, а также эго, набор привязанностей и клеш. И не смотря на то, что все это - тоже абсолют, далеко не все энергии нам подвластны. Например, мы можем принять наркотики или алкоголь, рассуждая об абсолютности, но реакция на тело и сознание не заставит себя долго ждать. Или можно говорить "меня нет" и при этом испытывать обиду, гнев.
Срединный путь означает способность не занимать крайних взглядов, учитывая как духовное, так и материальное. Уметь находиться в высшем воззрении, не теряя возможности взаимодействовать с проявленной сторонной жизни.
Такой подход позволяет соединить все точки зрения воедино, не отрицая ни одну из них. Таким образом преодолеваются ограничения линейной логики. И утверждение "все есть абсолют" перестает противоречить необходимости практических методов.
поведение,
адвайта,
воззрение,
абсолют,
жизнь