Данная гостевая статья прислана владельцем одного из интернет-магазинов (малого бизнеса) и даёт взгляд заказчика на проблемы SEO-рынка. Рекомендуется к прочтению всем, кто представляет этот рынок или планирует на него выйти.
Вообще-то я не считаю себя женщиной средних лет, я еще очень даже молода. Но интернет-продвижение - дело, в массе своей, тех, кому 20+, причем плюс не такой уж большой, еще студенческой скамьей попахивает. Так что мои тридцать четыре для этих ребят к молодости отношения не имеют.
Есть у нас с подругой интернет-магазинчик декоративных штучек (не буду саморекламой заниматься), домену 3 года, продажи, пусть и не большие, были всегда, хотя посещений минимум. Но как-то серьезно мы магазином не занимались, то проекты другие, то дети малые.
И вот время пришло. Мы оказались обе свободны и готовы к серьезному продвижению нашего детища. Тем более, за эти три года, направление стало приобретать всё большую популярность, и как грибы после дождя начали выползать новые конкуренты и как-то незаметно в ТОПе Гугла прописываться. А наш магазинчик по ВЧ запросам на первых двух страницах выдачи днем с огнем не найдешь.
В общем помозговали и решили, что нам надо SEO. Где это SEO брать было ясно не совсем. Но это не самое плохое. Самое плохое, что непонятно, как это самое SEO выглядит. Титульная цель SEO понятна - попасть на первую страницу выдачи, а как отличить того, кто это умеет, от того кто просто красиво рассказывает, непонятно. Беглое чтение «по теме» выявило, что приход к юридическому лицу, такая же рулетка, как приход к лицу физическому, но… дороже. Вывод был очевиден: «Зачем платить больше?!» и мы пошли на фриланс. Закинули объявление с общим смыслом: «Хочу в ТОП Гугла» и стали ждать клева. И клев был! Потирая руки, мы прикидывали, как сейчас выберем лучшее из двух десятков предложений.
Почетная миссия выбора была возложена на мои средневозрастные плечи. Чтобы лучше понимать с кем вы имеете дело, немного о себе: значительную часть профессиональной жизни я отдала маркетингу: разработке и выводу продуктов на рынок. Правда, на реальный рынок, а не онлайновый. На форумах не пишу (хотя парочку читаю), блог не веду, телевизор не смотрю, да что там, у меня даже личной странички «в контакте» нет! :) В общем, как я далека от SEO Вам теперь понятно.
Вооружилась я двумя вещами: здравым смыслом и блогом
Девака.ру. Блог был найден случайно, но пришелся по душе. Во-первых, там были вещи понятные даже мне, во-вторых, стиль изложения не попахивал пубертатным периодом, и самое главное, чувствовалась логика. Прочтенная мною статья:
SEO не только ссылки!, дала понимание: это знакомый мне маркетинг, просто инструментарий другой. Но суть та же: клиент хочет заработать 100 000 денег продавая тапки. И ты, как специалист рассказываешь, что:
- для этого Вам, дорогой товарищ, надо завезти/произвести такие-то тапки, потому как в этом сезоне «пипл хавает» бумбоны и цвет беж (правда, похоже на подбор семантического ядра?).
- Теперь давайте посмотрим, что у Вас сейчас с логистикой и прочим. Довольны ли Ваши клиенты скоростью получения заказов, процедурой заказа и доставки в целом (аудит сайта -напоминает…)?
- Еще, Вам, уважаемый, надо расставиться вот в такой-то и такой-то рознице, а они с Вас захотят за ввод продукции столько-то миллионов (чем не покупка ссылок в нужных местах)?
- Не мешало бы поставить у полки девочку промоутера или хотя бы шелф-токер для привлечения внимания повесить (вот тебе и тайтлы с дискрипшенами и прочей непонятной мне штукой нашлись).
- Всё это обойдется Вам вот в такой бюджет. Бюджет примерный потому, что дальнейшие действия конкурентов и государства непрогнозируемы. Но если без сюрпризов, то где-то так и будет.
И самое главное! В самом начале, надо посмотреть, сколько еще людишек, кроме твоего заказчика этими тапками торгует. Попытаться достать данные, кто сколько из них в месяц тапок продает и потенциал оценить: влезет ли на рынок еще один игрок и если влезет, только ли он откусит у тех, кто уже «в теме» или рынок еще развивать и растить можно (например, ввести моду на уличные бежевые тапки с бумбонами). В общем, есть ли у твоего клиента шанс зарабатывать свои 100 000 денег в месяц или это емкость всего рынка за три года и деньги он только зря потратит. Потому что, как все мы понимаем, у клиента не было мечты детства торговать тапками, он просто верил, что на этой теме можно поднять бабок. И если маркетолог ему говорит, что здесь денег нет, он не обидится, а обрадуется, что «не встрял» и со следующей темой на просчет угадайте к кому придет? Молодцы! Ответ правильный! В общем, обрадовала меня статья Деваки и пошла я выбирать из пары дюжин фрилансеров лучшего.
Первое разочарование пришло, когда часть предложений содержала не комплексный ответ, а что-то вроде: «а вот я ссылками торгую…» или: «а Вы знаете, что статьями тоже двигать можно?» И самое ценное: «Если я Вас заинтересовал, свяжитесь со мной». На основании чего, я должна была выбрать именно этих товарищей? На основании портфолио? Так я не понимаю в нем ничего (я ж пришла, чтобы за меня работу сделали именно потому, что сама не шарю).
Итак, первая ошибка фрилансеров: Многие себя не продавали. А ждали, что заказчик сам к ним бросится. Но даже очень хороший товар требует красивой упаковки, достойного места на полке и пусть маленькой, но рекламы, иначе он не будет продаваться. Даром возьмут, покупать - не будут. Это я Вам как маркетолог говорю, можете верить.
Вторая ошибка: Фрилансеры решили, что клиент «в теме». Ребята! Лучше по умолчанию решить, что клиент - профан и разжевать ему, что и как планируете делать (естественно, о-очень общими блоками, с ценовой вилкой (даже, если её разбег-1000 евро)) и по-русски, а не на отраслевом сленге. Профессионала Вы так не отпугнете, а чайника, типа меня, привлечете и сильно. Так как почву под ногами дадите почувствовать, объясните, в какие дебри вести собираетесь. Считай, безопасность дарите. А это одна из базовых потребностей человека, он без этого пунктика жить нормально не может.
Следующая группа фрилансеров лаконично попросила: «пришлите ссылку на свой сайт». Ок. Мало ли. Может им бегло оценить внутренние и внешние факторы надо, чтобы вилка ценовая не такой разбег большой в предложении имела. И шо Вы думаете?! Они все как один прислали мне «семантическое ядро»! Типа в подарок! Как маркетолог, я ценю, попытку заманить меня бесплатной конфеткой, но как человек здравый, я также знаю, что предлагая бесплатный бифштекс, желательно поинтересоваться, а может человек вегетарианец и твой подарок оставит скорее неприятное ощущение?
Короче ребята бодро вытянули из вордстата весь предложенный список и отправили его мне. Хм, уже не помню, но, кажется, ни один из них не потрудился даже убрать категории, которыми мы вообще не занимаемся (то есть, получив список из вордстата просто зайти к нам на сайт, потратить 3 минуты (не больше!), чтобы увидеть, что мы не предлагаем дизайн для машин и магазинов и убрать эти фразы из списка (тем более, что их вес в общем списке был внушителен, а не два затерявшихся словосочетания в сотне правильных ключевиков). Для меня это диагноз. Так сказать, характеристика подхода к работе.
Итого ошибка третья: предлагать бесплатно каку, рассчитывая, что клиент обрадуется (бесплатно же!). Не готовы делать что-то бесплатно, не надо. Я об этом и не просила. Да, цена важна. И для нас в том числе, и очень, иначе бы мы в
Промодо пошли или Деваку заангажировали :) Но я, например, не верю, что один и тот же человек за бесплатно выдаст полный шлак, а за 1000 денег - конфетку. Выдавать шлак - не уважать себя и свою работу, нам такие люди не подходят.
Группа третья: Рассмотрение профилей этих людей показало, что отзывов нет вообще или есть парочку, один из которых отрицательный. Ну, или десяток отзывов, с парочкой отрицательных. Да, я знаю, что плохие отзывы не всегда говорят о непрофессионализме.
Например, моя близкая подруга, меняя работу, столкнулась с тем, что на одном из прошлых мест работы о ней отозвались плохо (а она, к слову сказать, высочайшего профессионализма финансовый директор, за которого все работодатели ногами и руками хватаются и платить готовы выше своих финансовых возможностей лишь бы работала, в том числе, и плохо отозвавшийся директор), а всё потому, что им до сих пор обидно, что она их бросила и в другой город переехала. Чтобы тему закрыть: ее, конечно же, взяли, несмотря на отзыв, потому как она реально супер-профи :)
Только с финансовым учетом хоть чуть легче, там всякие корочки международные престижные есть. Не гарантия, но шансы, что берешь специалиста, резко повышаются. В моем же случае, даже 20% отрицательных отзывов, слишком высокий риск. Равно, как и отсутствие всяких отзывов. Так что здесь я тоже решила не связываться.
В общем, таким отбором осталось всего два человека… Да, да, из двух десятков… Как видите, пока ни о каком выборе лучших из лучших речи не идет.
Будет ли продолжение, не знаю, но информации к размышлению, надеюсь, я предоставила. И очень надеюсь, что какая-то часть специалистов примет её к сведению, и общение с фрилансерами моё, а также таких же заказчиков как я, станет более продуктивным :)
Автор статьи: Елена, интернет-магазин
www.designstickers.com.ua.
Источник:
http://devaka.ru/articles/ispoved-zakazchika