Доктор Кто. Часть 3. Ты был старшим там, где кончаются сны

Mar 01, 2024 09:02

Моффат злобен, и контраст между Одиннадцатым и Двенадцатым был слишком разителен - даже для меня, после всего. Перестроиться получилось далеко не так быстро, как в прошлые разы. Научился ли он этому у Гэтисса, или они разработали эту адовую стратегию вовсе на пару, но в «Глубоком вдохе», совершенно так же как в «Пустом катафалке», спектр реакций персонажей на главного героя исчерпывающе описывает спектр реакций зрительскихJ Мофф буквально проецирует на экран все твои к герою претензии и проблемы с ним. Тут главное - вовремя понять, что беда не в том, что лучший друг ему вместо «здравствуй» - по морде, а в том, куда твой хэдканон уехал в его, героя, отсутствие. Сразу многие вопросы к сценарию отпадают. Пора было приглядываться к этому новому образу Капальди, а душа рвалась вдоль телефонной линии к Иллэвену - на Трензалор, в эти Сумерки богов, но - к моему Доктору все равно… Словом, принятие Двенадцатого у меня заняло примерно столько же времени, сколько у Клары. Еще дольше я пыталась въехать в динамику их отношений и не могу похвастаться, что преуспела.

Клара Освальд - человеческая копия Двенадцатого, Моффат постоянно педалирует мысль о том, как они похожи, на мой вкус, слишком навязчиво. Мы поняли! Но дело не в том, что она командует и совершенно как он рисуется (и манипулирует совершенно как он, чего уж) - дело в том, что он ей это все позволяет. Она все та же Мэри Поппинс - с викторианскими платьями и лестницей на небо в «The Snowmen», и солдатиками в «Listen». Всегда - няней, гувернанткой, училкой. И если компьютерный гений у нее - волею случая, то это - врожденное и мое самое дорогие в ней как в персонаже - самое волшебное, самое нежное. Она вот также присматривает и за самим Доктором на всех уровнях - и другими своими «версиями» в его таймлайне, и детским сном в «Listen», и в режиме реального времени - я имею в виду некое онтологическое старшинство, оно в их паре переходит от одного к другому в разных, гм, директориях.
«Я всегда была старше тебя в вопросах неверия. Ты был старшим там, где кончаются сны» (с; из другого фандома, про сиблингов) - как-то так.

У Клары не прерывается нормальная земная жизнь, она в ТАРДИС не живет, как жили Эми и Рори, а только гостит, и Доктор много где мотается без нее. Но на поверку врастают они друг в друга глубже, чем Понды, которые Одиннадцатому приходились человеческой родней и семьей. И это не созависимость - та же Эми была куда более зависима, см. «Девочку, которая ждала» и «Комплекс Бога» - это какой-то глубинный симбиоз. Иногда он мне мыслится не совсем здоровым. По канону тут присутствует некоторая социопатичность (прошу не воспринимать как клинический диагноз) - для них обоих, разумеется. Ну, или выражаясь мягче, гипертрофированный авантюризм - они постоянно подталкивают друг друга, подначивают, бегут впереди паровоза и, определенно, влияют друг на друга очень дурно. Моффату нужно было из чего-то делать свой хрустальный пиздец к финалу. Сцена зажигательного взаимного вранья в «Death in Heaven» на мена, например, произвела глубокое впечатление.

Если вынести эти моменты за скобки, сам по себе Двенадцатый будет поздоровее многих. Доктор без сожженного Галлифрея за плечами. Циник? - человек, спрашивающий, кто нарисовал морщины на новом лице? Да вы, ребята, бредите! Т.е. да, он теперь умеет и так - он способен быть циничным, способен быть черствым и бестактным - много более бестактным, чем предыдущие четверо, коих я знаю. Это вообще-то вполне естественно для человека (и нечеловека), не знающего за собой вины, когда отпадает потребность извиняться за то, что дышишь. А любить людей вовсе не значит пребывать от них в восторге. Так что Доктор, скверно и нерегулярно исполняющий социальные нормы - это вполне себе верибельный Доктор (вплоть до пресловутых карточек Клары, потому что Моффата периодически клинит и несет вдоль по «Шерлоку»). Он вообще теперь умеет быть очень разным, потому что взрослый. Ну, я не знаю, помните про зайгонский полип-компьютер в соответствующей арке 9го сезона, который он наглаживает, без малейшего стеснения объясняя Кларе, что зайгоны у него ассоциируются с поцелуями? - попробуйте представить эту формулировочку в устах Одиннадцатого, асексуала нашего. А какая там иногда прорезается самоирония! (Доктор Диско, ОМГ) Двенадцатый пытается постичь все тайны Вселенной, крышесносно играет Бетховена на электрогитаре и предотвращает все наши страшные глупости - ему не до пустых реверансов.

Только ленивый не сказал, что с приходом нового Доктора у Моффата открылось второе дыхание. И имя этому дыханию - Питер Капальди. Актер, доказавший мне, что фейская сущность и чары Британской драмы (ТМ) - это не какая-то метафора от слова совсемJ, что у DW как феномена может действительно не быть никакого конца и никаких пределов. Кам он, человек смотрел это кино с того самого 23 ноября 1963, все 50 лет в реальном режиме - он знает, кто такой Доктор. Я ясно вижу в Двенадцатом ребячество и ранимость Одиннадцатого, светящуюся улыбку и отстраненное величие Десятого, воинскую суровость Девятого, мечтателя-Восьмого… Его темные помыслы и нравственно неоднозначные поступки - я, конечно, не смотрела, но Седьмой ваще-то был тем еще интриганом. На чем сериал в прошлый раз и закрыли - это не та страница, которой стоит гордиться, но, повторю, из песни «Доктор Кто» слов не выкинешь, так что Моффат имел полное право использовать и ее. Те, кто знает олдскул, видят в Капальди и остальных - и я им верю. Я просто знаю: они все в нем есть. И это абсолютная фантастика. Его страсть и азарт, ухмылка, его блистательные спичи, вошедшие в историю сценических искусств, риторики и социального комментария. Если бы я могла выбирать своего Доктора - разумом выбирать - я бы выбрала именно его. Это бы было логично.

…И, возможно, менее травматично, потому что шоураннер дал ему очень хорошие, красивые истории и 3 нормальные односезонные не лишенные изящества большие арки. Там ниже по тексту я снова вставлю список любимых серий, и можно будет сравнить, как по-разному распределялась работа над сценариями в эпоху Одиннадцатого и Двенадцатого. В первом случае Моффат собственноручно работал, кажется, только над своим личным мифом, перепоручив все филлеры коллегам по цеху. Сама по себе идея написать Герою всю жизненную коллизию, исходя из некой ситуации в будущем, вполне годилась для сериала, но вытянуть ее сугубо своими силами и в темпе съемок он не смог. У Двенадцатого, слава всем святым, такой ситуации нет, и Мофф, с одной стороны, перепоручает другим сценаристам еще больше, а с другой - сам включается в написание филлеров, потому что более не нуждается в столь жестких рамках внутри повествовательной канвы. Клара погибает сугубо в силу привычки бежать впереди паровоза, и само по себе это не несет никакого сакрального смысла, как и смерть Денни сама по себе. Это просто случай - не во исполнение или во избежание некой великой цели, не предреченный свыше и т.д. - к счастью для зрителей. Все, что с этим и из этого может быть сделано - может быть сделано линейно, старым дедовским способом повествования, от прошлого к будущему (вот чтобы Моффату всегда так!)

Гибель Денни подводит к чудесному не перегруженному финалу 8го сезона (прям почти РТД) с Мишель Гомес, прекрасной как рассвет над Адриатикой, с поцелуем Мисси Доктора (по поводу которого в фандоме много лаялись), выстрелом Доктора в Мисси (по поводу которого лаялись еще больше) и посылом про любовь-обещание, который ложится бальзамом мне на душу. Гибель Клары… я очень долго искала слова для финала сезона 9. Обрывочные возгласы esteldeirdre 5-летней давности («Моффат болен, болен на всю голову!.. Не тысяча лет, не миллион! 4 миллиарда!..») никак не подготовили меня к лучшей серии ньюскула, возможно, лучшей серии всего «Доктора». А лучшая предпоследняя серия - к тому, что в серии финальной «Доктор» для меня кончится.

«Heaven Sent» - еще одна из тех штук (наравне с игрой Смита и эмоциональностью Одиннадцатого) о которых я так-таки не могу говорить внятно словами через рот, потому что чувствую про них слишком много и остро. Пафос Моффата с его самоцитатами и забиванием на очевидные логические неувязки мучительно неровен, но он нисколько не перебивает самой идеи. Если, конечно, видеть идею не в том, что «ах, 4 миллиарда!», Моффат - садист, и пулеметная очередь в сердце. Я уже писала о вреде фактологического подхода. Как часто у нас опускались руки? как часто мы спрашивали «почему я?» Как часто позволяли себе утонуть? Сколько раз? - сколько нулей было бы в этом числе, будь наша память эйдетической и веди она счет? Секунды вечности. И «you still won’t be there», разрывающее меня изнутри.

Гибрид и исповедальный диск - все та же игра на повышение ставок. Полагаю, при написании Моффат очень жалел, что тайны вокруг Валеярда вполне развеяны Шестым Доктором, и нельзя использовать классический образ конкретно в этой арке. По сути, Гибрид - то же самое, только в него каким-то образом нужно было встроить Клару. Как эту сущность ни называй, Доктор в нее и превратился по итогам научных изысканий Совета. Закон поэтической справедливости как он есть: Повелители получили ровно того Лорда-Президента, которого заслуживали, в самом что ни на есть подходящем состоянии духа - жаль, ненадолго. Неровный пафос Моффа продолжает быть таким же неровным, с перегибами, впрочем, он стоит того, чтобы услышать мелодию Доктора в форме марша.

image Click to view



А самого Доктора в «Hell Bent» больше нет. Капальди прекрасен до боли, но он уже кто-то другой, преступивший все и отрекшийся от всего, что составляло суть Героя.

Первоначальный контракт Моффата включал 5 сезонов, были варианты, продлевать его или нет. Он потом говорил, что при написании спэшла считал, что этот сценарий - последний. Возможно, он и финал сезона рассматривал как свой последний финал сезона в сериале. Возможно, именно поэтому «Heaven Sent» и «Hell Bent» имеют такой вес - как эмоциональный, так и философский. И, если пресловутый прощальный «Конец Времени» РТД, я смотрю, далеко не все воспринимают столь критичным в смысле влияния на Персонажа, то здесь все было проговорено настолько прямо, что отпираться не получается при всем желании. И именно тут я признавала убийство Доктора как персонажа, кое Моффу постоянно приписывают - не в Войне Времени, не при периодических боях и казнях для плохих парней, когда он бывал действительно разгневан, не в проклятой арке Трензалора - именно здесь, на краю Всего и за краем собственной этики.

С одной стороны оставалось лишь разочаровано махнуть рукой - «Эх, Вася-Вася Стёпа-Стёпа!» С другой - с той самой линией развития Персонажа, изначально избранной ньюскулом, с той глубиной эмоциональных привязанностей - такой итог не назовешь бессмысленным садизмом сценариста, он закономерен. Т.е., встречаются граждане, сформулировавшие эту арку как «ради Клары» и принявшиеся прицениваться, будто козу на базаре покупают - вот, мол, ради этой он так-то страдал, а ради той вот эдак, и почему это он на 4,5 млрд лет не остался у той стеночки, за которой исчезла Роуз… (эмоциональный комментарий опущен, хотя вообще-то за вопрос «кого ты любишь больше, папу или маму?» стоило бы сечь). Иногда надо озвучивать очевидное: когда Двенадцатый говорит, что Вселенная ему изрядно задолжала, он имеет в виду всех, кого любил, кого терял, с кем не смог остаться до конца и не смог уберечь от будущего, просто потому что оно - всегда приходит. Казино, т.е. исторический процесс всегда выигрывает, а он по-прежнему не имеет права требовать иного, как в «Водах Марса», только в несколько других масштабах.

С Кларой Мофф поступил правильно - в противоположность Донне. Снято все замечательно, музыка, опять же. Но после трехсерийного душевного полоскания в интенсивном режиме возвращение Доктора в эпилоге «Hell Bent» меня не убедило. Мне не хватило, и на этом хэдканон со Стивеном окончательно разошелся.

Я всегда знала, что в «Дне Доктора» Моффат как-то реабилитирует действия Доктора в конце Войны Времени - но я не предполагала, что только «День Доктора» позволит мне в принципе пересматривать серии Одиннадцатого и радоваться им впредь. Я всегда знала, что в рождественском спэшле после 9го сезона будет Ривер, т.е. пэйринг, который вроде как стал моим ОТП еще до просмотра сериала. Но я не предполагала, что накануне у меня отберут Доктора и что его в принципе можно вернуть. Я люблю «Мужей Ривер Сонг» гораздо больше, чем стоило бы любить простую праздничную комедию положений, хотя бы и с любимым пэйрингом (и с сумасшедшей химией между актерами, да), потому что оказалось - можно. Дамы и господа, спешите видеть, только один вечер в нашем городе! Стивен Моффат прощается с вами! - самой нежной, самой милосердной и доброй историей, которую когда-либо снимал. Мне с самого начала было любопытно на нее взглянуть. Но я не знала, что в личной вселенной она и станет той самой счастливой концовкой, той самой эвкатастрофой всей Сказки.

О, если бы я тоже приторговывала чувствами любимого героя, я бы непременно сказала, что он перестал быть Доктором ради Клары и снова стал им ради Ривер - так, чтобы хотя бы двое из его девочек оказывались для него равно важны. Понимаете, эта серия - она и для таких зрителей тоже. Моффат сам шиппер, а еще он проецирует на персонажей всех нас. И если дама, рассуждавшая о молодости глаз на впервые увиденном лице Десятого, вдруг разучилась узнавать своего нареченного - это повод задуматься. Повод вновь узнать в Докторе - Доктора, как это стало со мной. Повод признать, что «это была любовь». Увидеть вечное - в конечном. Признать и принять то, что тебе даровано.

И, кажется, на этот раз мы получили оммаж на Гомера. «...Несмотря на то, что наш Улисс ни на какую Итаку не возвращается, потому что туда он вернулся еще в прошлой серии, покрыл всех хуями и улетел обратно... Несмотря на то, что Пенелопа, вместо того, чтобы ждать у моря 20 лет, успела пережениться на всех женихах подряд, а также на невестах - ну а чо, не выбрасывать же, пригодятся... Несмотря на то, что история про узнавание тоже превращается в блядский цирк, потому что все попытки Одиссея намякивать про то, кто он такой, разбиваются об тяжелую тупку Пенелопы... Такова уж концепция челябинского флаффа и омской романтики: будьте добры подо всем этим трэшем разглядеть суть. А суть в том, что Пенелопа действительно ждет Одиссея, причем не 20 лет, а всю свою жизнь, причем несмотря на то, что уверена: у него там, на всех этих островах, есть дела поважнее и поинтереснее, чем она. А Одиссей всегда возвращается к Пенелопе...» (с; КрэйзиКойот)

Конкретно с Ривер фокус вовсе не в том, что шоураннер их шиппит, и не в том, что шипплю я, и даже не в том, что Двенадцатый у нас теперь такой эмоционально зрелый и цельный, и что Капальди с Кингстон внезапно зажгли так, что аж искрит. Фокус в том, что это именно те отношения, от которых, а потом - в которых он бежал очень долго, бежал впереди нее и для нее, и - без оглядки. И вполне ожидаемо было, что он побежит от нее снова, хотя бы из привычки. Но именно сейчас, именно с ней он находит мужество, смирение и осознанность - чтобы остаться.

«These have been the best years of my life. And they are mine» - один из главных выводов «Доктора Кто». Лирическая героиня стихотворения, которое я цитировала в начале - образ собирательный. Забег с мертвой Кларой в Конец Времен - был ради всех них. Решение остановиться - тоже. Но помимо пиджака, отвертки и ТАРДИС - Доктору нужен кто-то единственный рядом, нужен более всего. Мы же всегда это знали. Все это - о любви и принятии - все целиком. Ты просто не всегда осознаешь, насколько.

Моя большая сказка свершилась. Десятый сезон я смотрела как эпилог, медленно отходя от катарсиса, выдыхая. Меня уже мало что там сильно волновало. Сезон отнюдь не худший, к тому же, подаривший нам еще один совершенно богический образ Доктора - наконец-то! - ворчливого универского профессора, безумного ученого, знающего все науки на свете.

Моффат в эпохе Двенадцатого много делает в смысле пресловутой левой повестки, и в 10ом сезоне особенно - полагаю, руководство BBC именно тогда схватилось за голову - как же это у них в главном телешоу такая недодача (светлой памяти Верити Ламберт и Вариса Хуссейна, которым не пришлось родиться в 21 веке, получить все почести просто по факту рождения - и потому надо было пахать всерьез, чтобы чего-то добиться). Но это от 8го сезона по 10ый все еще остается повесткой здорового человека: это гендерсвап у Таймлордов, но не у Доктора, это прекрасные Моффатовские женщины-командиры, капитаны и ведущие научные сотрудники, это люди с ограниченными физическими способностями, включая самого временно ослепшего Двенадцатого, это гомосексуальная чернокожая (и очень красивая) Билл - и все это прекрасно.

Что Мофф - фик-райтер, и в его творчестве «слишком много песен по мотивам» - правда-истина. Я, к слову, искренне считаю, что всем завсегдатаям соотв. ресурсов стоит у него поучиться! Пресловутый гендерсвап? - пожалуйста, Таймлорды, причем в самой отвязной и бессовестной форме! Все, что вы хотели знать о ксенофилии, но стеснялись спросить? - пожалуйста, те же Вастра и Дженни а так же все, что вы, маленькие извращенцы, думали о Шерлоке Холмсе и докторе Уотсоне еще с XIX века, включая костюм горничной. Как бишь это, сэлфоцест? - кхм, как-то в интервью Моффат выдал рассказ о семейной жизни Мисси и, кажется, Мастера Дельгадо экспромтом. Удивительно, что он не вставил его в сериал, но ничегооо, он ограничился одним диалогом в «The Doctor Falls», зато эти реплики каждый волен понимать в меру своей испорченности. Кстати, мне нравятся инверсии традиции собирать всех Докторов по юбилеям в «прощальных концертах» шоураннеров ньюскула - когда собирать еще было особо некого, РТД пригласил всех спутников (хотя это был чистой воды фансервис, но приятный ведь), а Моффат вот в десятом сезоне - столкнул двух Мастеров. Креативно. Ну и обращение с рейтингом - как свести все фривольные намеки к совершенно невинным ромкомам про «другой день рождения» или Елизавету Первую (может, Десятый имел в виду сугубо юридический аспект - они все-таки повенчаны). Что, опять-таки, никому не мешает думать в меру своей испорченности и обстоятельств, далеких от невинности, никогда не исключает.

Последний спэшл «Twice Upon a Time» с вечной британской коллективной травмой имени Первой Мировой и шутками про сексизм, тем не менее, ощущается на удивление правильным для этого тихого прохладного сезона. По поводу руководства ВВС и Чибнелла, не позволивших Капальди остаться еще на сезон - комментарий опущен. Но Мофф закончил все по-человечески, закольцевав с олдскулом и отпустив.

Любимые серии Двенадцатого: «Внутрь далека» (Фил Форд и Стивен Моффат), «Слушай» (Стивен Моффат), «Ограбление во времени» (Стивен Томпсон и Стивен Моффат), «Мумия в Восточном экспрессе» (Джейми Мэттисон), «Плоскость» (Джейми Мэттисон), «Темная вода»/«Смерть на Небесах» (Стивен Моффат), «На дне озера»/«Перед потопом» (Тоби Уитхаус), «Вторжение зайгонов»/«Преображение зайгонов» (Питер Харнесс и Стивен Моффат), «Ниспосланный с Небес» (Стивен Моффат), «Мужья Ривер Сонг» (Стивен Моффат), «Улыбнись» (Фрэнк Коттрелл-Бойс), «Тук-тук» (Майк Бартлетт), «Дважды во времени» (Стивен Моффат).

Называть ли себя фанаткой Доктора? Я влюблялась в каждого из них и пока смотрела на каждого, каждого считала самым лучшим. Но, так уж исторически сложилось, никогда не принадлежала и никогда принадлежать не буду к целевой аудитории этой сказки, к истинной целевой аудитории: мне не увидеть ее глазами ребенка. В теории это возможно в любом возрасте, я так Толкина впервые читала. Но не в этот раз. Вера в благую высшую силу - не паллиативный анестетик и не признак трусости перед реальностью. Даже если считать всякую подобную веру сугубым плодом нашего воображения, я вижу в механизме ее зарождения и проявлений - надежду. И не посмею назвать глупостью или инфантилизмом тот самый детский взгляд и естественное человеческое желание сбежать от серых будней. Однако самой мне, в силу сложного личного пути к сериалу, такое никогда не грозило - так что куда уж мне в фанаты.

Меж тем, жизненные уроки выносить для себя это нисколько не мешает. Заезженная совершенно банальность, но отчего-то не соответствующая нашему всегдашнему поведению: регенерируют не только Таймлорды. Мы тоже каждый день просыпаемся иными, чем засыпали. И это личный выбор участников соревнования: принимать ли эту данность - измениться или умереть неизменным. Меняться каждый раз вместе с этим сериалом - единственный способ сделать так, чтобы радости он приносил вам больше, чем боли. Меняться каждый раз вместе с жизнью - единственный способ по-настоящему жить. Всегда ждать, что будет дальше, всегда надеяться. Laugh hard, run fast, be kind.

О «Докторе» Чибнелла Нэл написала исчерпывающе в 2021. О показательном выступлении РТД vers 2.0 на Шестидесятилетие и на рождество - думаю, еще напишет, а я от себя добавлю. Но оно было именно что показательным. Никто не может в точности знать, что ждет нас за следующим поворотом. Как выясниловь, спойлеры - это не так уж и плохо, но время спойлеров кончилось. Даже Доктор может уставать, скорбеть, не желать регенерировать, но он всегда, всегда может вернуться, и только мы можем его вернуть.

Мне тысячи лет и дюн,
я стар, но все так же юн,
как первые звуки слов,
произнесенных Богом.

Мне тысячи лет и рек,
в которых плыл человек
и где он искал улов,
но находил немного.

Мне тысячи лун и стран,
чуть меньше - глубоких ран,
которые ждут любви,
ласки и утешенья.

Мне тысячи звезд и глаз,
что видели сотни раз,
как мир утопал в крови,
но не просил прощенья.

Мне много внутри и вне.
Я стар и живу в войне.
Я молод и я умру,
когда разобьются звезды.

Мне мало всего и всех,
я пью и печаль, и смех,
и вам пишу на ветру:
начать никогда не поздно.

(c; Jane K.)

блажь читать стихи (с), ad astra, да воспомянуту быти!, всепоглощающая нежность, дорогие люди, сериальное, камера-мотор, Мифопоэйя, Капитан Британия

Previous post Next post
Up