Если дать мышонку печенье, Лаура Нумерофф (худ. Фелиция Бонд)

Oct 29, 2013 14:39





В рассказе «Если дать мышонку печенье» всего 172 слова, писательница Лаура Нумерофф придумала его во время долгой поездки в машине, иллюстратор Фелиция Бонд в спешке заканчивала работу над рисунками, чтобы выбраться за город с другом. Но! Книжка стремительно набрала популярность, уже признана в Америке современной детской классикой, ее тираж только в США превышает 4 миллиона экземпляров, переведена более, чем на 13 языков, за ней последовала сверхпопулярная серия «Если дать…» из 17 книг, первая леди США Мишель Обама читала ее вслух во время праздничных пасхальных мероприятий на лужайке у Белого дома в 2009 году.

Что же так притягивает читателей к истории про нахального мышонка, действия которого можно описать русской поговоркой «дай ему палец - он всю руку откусит»?


Фабула проста и прозрачна: мальчик угощает мышонка печеньем, а тот вслед за печеньем просит молока, потом соломинку, потом салфетку… а потом ему понадобятся швабра, мелки, скотч… и наконец… снова печенье. Сюжет закольцован,  прямолинеен и последователен. И именно это самая большая находка книги. Ребенок слушает ее с интересом первооткрывателя.

Малыш на художественном примере осваивает законы причины и следствия. Если с мышонком произошло одно событие, оно обязательно повлечет за собой другое. При том, что цепочка действий полностью логична, следствия не очевидны: когда мышонок хочет проверить, не осталось ли у него молочных усов, читателю очень трудно догадаться, что он увидит лохматую шерстинку и ему захочется постричься. А значит, начинает подключаться воображение, когда ребенок слушает книжку первый раз, его фантазию можно подстегнуть, пусть он предположит, что может дальше захотеть мышонок, а потом вы перевернете страницу и вместе узнаете «правильный ответ». В конце Лаура Нумерофф сама вовлекает маленького читателя в игру: когда мышонок собравшись выпить молока, понимает, что молоко надо пить с печеньем, ребенок сможет прийти к этому же выводу самостоятельно, а значит не только замкнулся сюжет, но и причинно-следственные связи обрели для ребенка реальность, он их увидел и распознал. С каждым новым прочтением, малыш все тверже усваивает всю цепочку, и получает все большее удовольствие от собственной «сверхспособности» предсказывать, что произойдет.

На эмоциональном уровне история тоже не оставит ребенка равнодушным. Он сможет хорошенько рассмотреть, с какими терпением и доброжелательностью мальчик исполняет просьбы мышонка, увидит, как мальчик все сильнее и сильнее устает, а мышонок все больше и больше оживляется. Кого он здесь узнает? Себя, маму? Будет ли это ему прекрасным примером дающей любви? Конечно, да. Человек заботится о звереныше, большой заботится о маленьком, мама заботится обо мне, вот так же вечером садится в кресло, а потом я хочу печенья, а если дать мне печенья…

Иллюстрации Фелиции Бонд не сопровождают текст, а принимают участие в конструировании истории, благодаря им все происходящее обретает достоверность, становится наглядно-логичным. Яркие и красочные рисунки, в обманчиво-детской манере, в которых, в действительности, важен каждый штрих. Я не знаю, как называется эта техника, когда эффект трехмерной штриховки внутри контура достигается за счет слоев: рисунки собирают из нескольких листов, на каждом из которых используется один цвет карандаша (черный, желтый, красный и синий), а при печати листы соединяются. В результате получилась бархатная картинка, в которой переблескивают сразу все цвета. Иллюстрации выполнены с большим вниманием к деталям, они формируют эмоциональный фон истории, в них оживают лаконичные слова рассказа.

Не так уж и мало для книжки в 172 слова.


















0-2, книжки-картинки, рецензии

Previous post Next post
Up