Прочёл книгу-воспоминани
Александра Шумилина «Ванька ротный». Его повесть, или мемуары, или назовите как хотите этот жанр, вызвал у меня ассоциацию с добротно сколоченным столом в крестьянской избе. Сработан на совесть, из века в век служить будет, но кто ж его в город повезёт, в наш урбанизированный мир самовлюблённых креативных граждан угасающей страны. Да, нет на нём лака, столешница вчерне фуганком пройдена, трещины в палец, сучки повыпадали. Не ко двору мебель, не ко времени. А ведь «Ванька ротный» - именно тот стол, на котором и надобно править нашу историю. На его неровной столешнице и есть смысл подумать о прошлом и окинуть взглядом настоящее. «Ванька ротный» - это историческая глыба в прозе и антилитературный памятник одновременно. Антилитературный - потому что вся книга построена перпендикулярно литературным представлениям современных гуманитариев. Но эту книгу надо непременно читать прежде иных высокохудожественных литературных произведений о войне.
Пока проглатывал абзац за абзацем поражался тому, как это за порой корявыми, наспех собранными в предложения словами, сбивается и вырастает гудящая от напряжения и мощи русская душа. С подобным я прежде не сталкивался. С каждой новой прочитанной главой во мне вспыхивали ассоциации с пережитым, с ранее прочитанным, услышанным и увиденным. И это при том, что в книге больше литературных огрехов, чем чисто литературных достоинств.
Книга о Великой Отечественной войне. Точнее о той малой части, свидетелем и главным действующим лицом которой был автор. Не хочу ни анализировать, ни тем более критиковать человека, которого впору причислить к лику святых. Остановлюсь на тех мыслях, что разбудила эта повесть во мне.
Редко попадаются произведения, в которых интуитивно угадываешь правду в описании событий. На вскидку могу вспомнить документальную повест
"Операция «Шторм-333»" Валерия Курилова. Но это об Афганской войне, о той войне, которую я знаю лучше, с ветеранами которой я дружу по сей день.
Ни одна война не похожа на другую. Погибнуть можно на всякой, но условия, при которых приходится воевать, существенным образом разнятся. Великая Отечественная - это апофеоз накала страстей, жестокости и ожесточения. Афганская - помягче. Да, и в ней было место подвигу, но всё же - более домашняя, что ли… Чеченская - градус резко повышается. Мяса и трупов больше. Грузинская - быстротечная, но в дебюте - не менее ожесточённая.
И вот мысль-ассоциация, за которую меня многие распнут. Во всех перечисленных войнах мы демонстрировали крепость русского духа и высоту наших исторически сложившихся ратных возможностей При этом под словом русские я понимаю военнослужащих многих национальностей нашей страны, включая чеченцев, что в мирное время портят нам кровь. Мы - воины!.. А европейцы и американцы - дерьмо! Да-да, и не обижайтесь заокеанские читатели. Это только кажется, что русских родная власть опустила как «петушков» на зоне. Хуже её, нашей власти, и врага то не придумаешь. И всё же, «если завтра война, если завтра в поход…» Поверьте, проснутся наши родовые инстинкты. Их разве что генетикой доистребить можно или парой сотен лет такой жизни, в какой мы сейчас прозябаем. И при всём при этом мы с большой вероятностью можем сгинуть, уже лет через двадцать… Многие мои друзья трубят в трубы: «Сирия - последний форпост, за которым реально маячит война против нас». Нет, войны в прямом смысле не будет. Железа могут много набросать, порвут наши мегаполисы как Тузик грелку, напалмом пожгут, но сапога не сунут. Кишка тонка. При попытке оккупации России Афганистан раем покажется. Прочтите воспоминания русскоязычных, служащих в армиях США или ФРГ. Мне бы при таком комфорте сейчас жить, как они на войне живут. И при этом, кому сказать, количество суицидов в армии США превысило боевые потери! А из моих друзей-ветеранов ни один на себя руки не наложил! К Богу обратились, да признаю. Две трети сослуживцев стали воинами Православия. Они в Боге душу лечат, и правильно делают. Может когда-нибудь и я сподоблюсь. Но лишать себя жизни… Увольте! Это удел слабых.
Почему война Запада против нас маловероятна. Есть веская причина: первое, что сделает русский народ - снесёт к Бениной маме Кремль и его окрестности, точнее - очистит. Ну, прикиньте, - вдруг мы побеждаем в очередной мировой войне и даже триколор где-нибудь над Вестминстерским аббатством водружаем и тут же яхта Абрамовича чалится у пирса и небритый хозяин «Челси» одаривает воинов-освободителей мацой с мармеладом, а за ним Вексельберг, Каримов с пловом и прочие лучшие люди России!.. Нетушки, господа, фуюшки вам! Крепите оборону России наворованными деньгами, иначе вам кранты!
Зато тихо сгнить нам дадут… Право-слово, единственно верная тактика нас одолеть - забросать ширпотребом, чтоб продыху не было и девок, девок голых поболе! О какой войне можно говорить, если одна, а лучше десяток наших ракет прорвёт ПВО европейцев и жахнет по атомным станциям. Чернобыль помните. Кто-нибудь когда-нибудь читал о планах войны или обороны на Европейском театре военных действий? Я - нет. Я всякое дерьмо не читаю. Нет таких планов и войны не будет на Европейском ТВД. Что делать с сотней-другой ядерных объектов. Сделать Западную и часть Восточной Европы зоной отчуждения? Чтоб они к нам в Сибирь побежали. Так кто ж на такое решится! Так что гнить нам ещё долго и счастливо в изобилии быстро стареющих потребительских товаров.
Странные аллюзии возникают при чтении настоящих книг. Прежде чем описать ещё одну, хотел бы высказать несколько соображений относительно малообсуждаемых проблем, сопутствующих войнам. Примитивный контекстный анализ показывает, Шумилин слово «вонь» написал 18 раз (без учёта синонимов), а слово «Сталин» - один! «Родина» упоминается 36 (!) раз. Любил её капитан Шумилин! И честный же был, бродяга! Видел всю гадость и подлость, что творилось вокруг, особенно в тылах, а вот слово Родана с придыханием произносил и за неё воевал, как ни одному европейцу и в страшном сне не приснится. Настоящая война имеет приблизительно такие же соотношения в своих составляющих. Убивающий наповал любого евроатлантиста быт - 90%. Вши, глисты, воспалённые раны и порезы, трупный запах и запах испражнений, кровавые поносы, лихорадочный поиск спиртного и непрерывные выпивки - 5%. Бабы в ассортименте и мокрые липкие исподние от их отсутствия - 4,9%. В затяжной войне изменяют все или почти все: мужики - на войне, жёны - в тылу. Кому-то это покажется бредом, так я добавлю. Кто не изменял - маются всю жизнь болезнями в паху: онкология, хроническое воспаление, бесплодие. Оттого и мрут чаше повес. Есть такая статистика: проститутки никогда не болеют раком молочной железы. Девственницы - сплошь и рядом, если не поголовно. Задумайтесь! Только из-за этого стоит бороться за мир. Думаете, генерал Ермолов головкой тронулся, когда выписал из северной столицы 200 проституток и передал их на кормление нижним чинам? Настоящий стратег был. От тех проституток одна польза пошла. Срослись крепкие семьи. Детишки народились. Дух казачий взлетел, нравственные устои окрепли. Короче - казачий «Домострой» на покорённом Кавказе. Так-то…
Читая Шумилина, невольно сравнивал свои впечатления с его. Полное совпадение с учётом специфики войны. На войне освобождаются все дремлющие до поры до времени инстинкты. Спадают путы социальных самоограничений. Человек практически превращается в зверя. Грабежи, изнасилования, мародёрство - всё это война. Могу лишь сказать, что с нашей стороны этих проявлений всегда было меньше, чем с противной. Во всех войнах. Однако ж помню, и в книге описал: бойцы Советской Армии в Афганистане при любой возможности обшаривали трупы на предмет трофеев и денег. Не брезговали этим и офицеры. А то и всем скопом грабежами занимались. И это было. Не надо мозги пудрить сплошным геройством. Вон, наш маршал Победы Жуков, - сколько добра на родину вывез? Не считали? Кто-то всё же занялся арифметикой его трофеев. Оказалось - до хрена! Что ж после этого мы хотим от нижних чинов. У нас в «Каскаде» и опергруппе солдаты завсегда обчищали офицериков от излишек денег. ГСМ афганцам продать, горсть патронов - это святое! Наши умудрялись продавать электричество соседям за дувалом. Мы жгли на дизель-генераторе соляру, а они, стервецы, электричество продавали.
Что есть ещё война? Для русских - мат! И я только за. На то и бранное слово, чтоб на поле брани употреблять. Завернул трёхэтажным - и адреналина полная жопа. Редкая команда отдаётся на войне без мата, а уж при штурме или в атаке - только уши закрывай. Всё это мне Шумилин подтвердил. Это настоящий русский человек и к тому же совестливый. Не мог он писать, что солдаты в бою орали «За Родину! За Сталина!». Матерились отчаянно, но верховного руководителя в суе не поминали. Да, я не сомневаюсь, что кричали и за Сталина. Более того, полагаю, что верили и преклонялись перед ним большинство участников той войны. Но всё же, когда смерть у виска маячит - как то не до руководителей.
В этой связи не могу не упомянуть одну свою оплошность в общении с известным блоггером. Хороший мужик, слов нет, бывший технарь-профессионал и даже руководитель. Свой человек в доску, но романтик. И голова седая - а мир воспринимает как подросток. Во
ссылочка на переписку, а пока суть своими словами обскажу. Написал этот даровитый блоггер, будто во время штурма дворца Амина наши офицеры спецподразделений кричали «За Родину! За Сталина!» Я усомнился, о чём письменно уведомил хозяина блога. Дело в том, что многих участников того штурма я знаю лично. Ни единожды квасил в их компании. С двумя дружу. Так вот я ни разу не слышал от них, чтобы залы и коридоры дворца Амина оглашали эти воинственные крики. Мат-перемат был, но Сталина не поминали. Не нашёл я упоминания Сталина в предельно правдивой книге участника событи
"Операция «Шторм-333»" Валерия Курилова. Поэтому я очень вежливо попытался аргументировать своё мнение, на что сразу получил отпор от одной экзальтированной дамы, которая на полном серьёзе высказалась, дескать герои матом не ругаются. От хозяина блога последовала команда «Уймитесь!» с добавлением эпитета «идиот». В качестве неоспоримого аргумента он сослался на одного из руководителей штурмовавших бойцов. Тот так и сказал, да, мол мы кричали «За Родину! За Сталина». Думаю, что этот достойный командир всё же слукавил. Сейчас военным и силовикам в некотором смысле модно поминать Сталина и даже вписывать его имя в историю Афганской войны. Но мы в Афганистане этого не кричали! Понятно, что по результатам общения с уважаемым блоггером я был забанен.
Вот и назрело время ещё одной аллюзии. Что лучше для воинов, особенно для рядового состава - военная романтика, или горькая правда, которую поведал нам автор «Ваньки ротного»? Вопреки всем прежде сказанному утверждаю - романтика! Сладкая романтика с непоколебимыми героями. Кто такой современный русский солдат. Как говорили прежде - это ребёнок с большим… большим, как бы это сказать, ну, «буем», если хотите… Так вот, нынешний солдат - ещё больший ребёнок и с гораздо меньшим «буем». Им сказки нужны! Им нужны герои без страха и упрёка, любовь до гроба и прочие ништяки, что сопутствуют нынешней молодёжной субкультуре. Воюют не только молодые, но и те, кому за 30. А это разве не дети? Соверменный культур-мультур сделал их не только детьми, но даже где-то дебилами. Им тоже нужна романтика. Поэтому мой оппонент конечно же нужен подрастающему поколению и тем, кто отравлен газами современной российской культуры. Он им расскажет сказочки, былины богатырские, поведает, что в Советском Союзе не было недостатков и развалили его мальчиши-плохиши, что все люди равны, независимо от национальности. Жаль, что Шумилин его опровергает. Русский герой Шумилин был антисемит и вопреки сегодняшней логике не отразил ни одного еврея на передовой. Они были, я в это верю, но Шумилин прав - в основном в обозах, в штабах, в банно-прачечных и других обслуживающих подразделениях. Такова уж их специфика и специфика войны войны. Я тоже дружу с заслуженным полковником-евреем. Умнейший и достойнейший мужик, но всегда заведовал тылом. Недавно, кстати, православие принял. Дружит с Руцким, кто его ещё помнит. На Афганской тоже евреи были, но крайне мало. Зато те что были - отличные парни, как мне рассказывали. Сам я ни разу живого еврея на Афганской войне не видел. Шумилин и о других представителях национальных республик повествует, но не шибко-то в высоком штиле. Хотя и среди них были герои. Думаю, если бы он встретился с калмыками, его мнение несколько изменилось бы.
Так что искажать правду можно и нужно. Не всякий человек достоин правды. До неё дорасти надо. Но об этом позже.