"Физика по-домашнему": Аттестации посвящается. Что касается оформления.

May 25, 2017 12:57


Май, 2017

Вступительное слово.

Когда вся суть в содержании, например, если дело касается математики, или русского языка, или иностранного языка, или литературы, или наук о мире, или всего остального, то проследить, чтобы слева было отсчитано пять клеточек, вместо того чтобы разбирать следующий пример - сущее наказание, особенно, если учесть, что давно решённую в уме задачу ещё же надо и выписать. Конечно, заниматься такими “мелочами” мало и редко кому захочется: по крайней мере, мне не хотелось. В моём мире упорядоченные, последовательные задачи, когда не видно, где, собственно, горизонт, и уж тем более - что там за ним, можно уподобить разве что игре. И поэтому заниматься оформлением, вместо того чтобы заниматься смыслами, я никогда и дочку не заставляла.



Хотя, чтобы не возникло недоразумений, должна сказать, что форма - неотъемлемая часть мира, а муж и вовсе считает, что форма первична (насколько я понимаю то, что он имеет ввиду). Кратко могу высказаться об этом в том ключе, что считаю форму и смысл перетекающими друг в друга субстанциями, порождающими одно другое. И что если позволить форме вырываться в виде проявления всей сложности наших мыслей и натуры, то получаются такие потрясающие вещи, как система уравнений Максвелла или периодическая система элементов Менделеева. И всё же, поскольку надо с чего-то начинать, то я предпочитаю (как правило), начинать с содержания, хотя порой обнаруживается, что процесс мог идти гармоничнее и быстрее, если вовремя надеть правильный образ: иногда в виде бережно хранимого выпускного платья, карандаша за ухом, или специально припасённой старой футболки. Даже, если это касается математики. Иногда - особенно, когда это касается математики, если между тобой и ней пролегли десятилетия других важных вещей. И вот ты открываешь старую, когда-то отчаянно нелюбимую, но почему-то теперь вызывающую щемящее чувство утраты книгу; или начинаешь писать ничего уже не значащие, и совсем простые формулки, просто так, для души...

Завязка.

- Ну, мама, ну вот же он, - говорит мне дочь, лихо отлистывая три тетрадные листа назад.

- Ах, да! Как я не догадалась, что если там остался кусочек места на полях, то его можно занять? Ладно. Допустим. Где следующий? А! Места тут, на этом совершенно исчирканным неправильными решениями листочке не осталось, что ли? - И дальше, продираясь словно сквозь реликтовый лес. - А это ты цифру вычеркнула, потому что она неправильная? Похвально. Куда ты тогда из этого разряда дела правильную цифру? О, вижу, она на строчку ниже! Ну, конечно, какая недогадливая мама! Ясно. А проверка к уравнению? Ага! Вот если вот так тетрадку повернуть, то вот и оно. В самом деле! Честное слово, чем бы я занималась весь вечер, если бы не проверка трёх примеров. Ладно-ладно, десяти.





- Значит, так, Яна. Всё это очень мило смотрится. И, да, самое похвальное, что вот этот и этот примеры в одно действие избежали страшной расправы расчленением на три страницы, так что их потом удалось собрать, а при переписывании даже сохранить правильный ответ. Вот, ставлю тебе два плюсика, но впредь….Впредь, я все эти записи проверять не стану. С твоей стороны весьма заботливо развлекать меня ребусами. Но, на будущее,  я прошу писать один пример под другим. Желательно по порядку. Решать можешь, как удобно, но записывать один за другим. Ладно? Вот и хорошо. Ну, или хотя бы сохраняй номера. Примеры я тут пронумеровала не просто так, выписывай номерок, ладно? И не надо приписывать номер к примеру, надо отделить его скобкой. Нет, точкой не надо, иначе получается десятичная дробь. С запятой - то же самое. Так что, пожалуйста, скобкой. И, если не трудно, не надо начинать прямо от края листа. Видишь, вот тут поля, можно и от них отступить. Клеточек пять, скажем.

Она смотрит на меня несчастными глазами.

- Яна, когда я решаю свои задачи для себя, я тоже пишу, как мне удобно. Крутить лист и писать разные уровни разным размером иногда просто незаменимо: потом гораздо легче соединить нужные части. Я сама так всегда делаю. Но когда я хочу, показать это каким-то другим людям, я сажусь и оформляю всё, как положено. Чтобы было понятно любому, кто хочет почитать.

Мне показалось, что я не убедила её, и тогда я лезу в дальний угол комнаты и достаю запылённую папку с моими научными опусами. Извлекаю последний,  вовсе недоделанный отчёт: там поэтому есть всё - и мои рабочие листы и потом оформленный для сдачи научному руководителю вариант.

- Вот видишь - это для меня. А вот это - для людей с которыми я работаю и хочу, чтобы им было понятно, и всем остальным желающим тоже. Видишь разницу? Если я, конечно, сделав гениальное научное открытие, скорее бегу к другу, чтобы показать, и при этом мне не лень провести его по лабиринтам своих гениальных мыслей, создающих не менее замысловатые лабиринты на бумаге, то тогда тоже можно. Но в остальных случаях оформить чисто и понятно - очень важная вещь.


Кульминация.



Спустя несколько секунд я понимаю, что воцарилась гробовая тишина, внутри которой я со своей стороны сама замерла над призраками моей прошлой жизни. Какая я всё-таки умная. Была. А потом:

- Мама, это всё ты написала? - Нет, я правда слышу перехваченное дыхание, и даже восхищение? - Я тут ничего не пойму!

- Конечно, нет. Ты же даже ещё таблицу умножения без ошибок пока не освоила.

Развязка.

Надо отдать ей должное, уже следующая порция примеров была щадяще написана по порядку. Впрочем, это мало помогает - и Яне снова приходится подрабатывать проводником, пока я блуждаю в поисках нужных задач и примеров по её - ура! - тетради. Ура - это для меня в то время, как бывший научный работник где-то не так глубоко внутри прекрасно помнит, как неудобно писать на скрепленном объекте вместо десятка-другого листочков, которые можно перемещать в любом порядке друг относительно друга. И я улыбаюсь одними уголками губ, замечая, как сама пропустила ещё один шаблон. Ведь нет никакого института и коллектива, а есть только моя дочь и я - её лучший друг, к которому она бежит поделиться пусть не открытием, но успехом, радостью понимания, и ей совсем не лень поводить меня по лабиринтам своих мыслей.

Но за мной есть ещё аттестационная комиссия, которая Яну в глаза никогда не видела, и знать не знает, какая она у меня умничка.

Яна написала аттестацию, совершив три фактические ошибки на двадцать заданий, а одну задачу в корне поняла неверно, чего я никак не ожидала. Зато оформила - загляденье. Я и не знала, что она на такое способна. Мне осталось только выдохнуть - это ещё не конец.



homeschooling, физика, математика, 6-10

Previous post Next post
Up