Добрый день!
Хочется поделиться своим опытом и послушать светлые мысли о том, как вы организуете интересные приключения для своих детей.
У меня сын 4х лет, мы много путешествуем и активничаем, гоняем на горных лыжах и ходим по горам, поэтому рассказ пойидет на нашем примере. Если у кого дочка, не обижайтесь, уверен, что приключения нужны и мальчикам и девочкам любого возраста.
Уверен, многие находки и мысли спорные, но тем интереснее вместе подумать как сделать отдых ребенка лучше и полезнее.
Спасибо за ваши мысли и советы!
Сейчас выходные, а, значит, пришло время устроить маленькое приключение для парня (у меня мальчишка, 4 года, очень активный и уже "бывалый").
Мамам и папам девочек все это подходит со скидкой или без, на ваше усмотрение.
Главное, что я постарался прописать алгоритм как создавать приключение.
А дальше все на ваше усмотрение :)
Сразу сознаюсь, что я сторонник интенсивного гуляния с детьми, так как считаю, что это помогает им переключиться, расслабиться, разобраться с кучей заморочек и приобщиться к чему-то стоящему, ну и бешенную энергию их надо пускать в мирное русло. :)
За неделю мы страшно соскучались друг по другу, находились в садик, насмотрелись мультиков, наобщались с бабушками и много другое.
Еще у нас скопились всякие разные капризы, это не хочу, то не буду и.т.п.
А значит пришло время для качественного мужского приключения, чтобы вытряхнуть весь мусор из головы и поймать правильный настрой по жизни.
Давайте сегодня выдам больше конкретных полезных шагов и подсказок.
Общий тайминг для детей до 7 лет - 3,5 часа с возвратом домой.
Если больше - ребенок заснет в машине и плохо выспится дома.
Меньше - мало устанет, погружения будет слабое, капризы не выявятся, а значит, развивающий эффект будет слабоват.
Рекомендуемый регламент
Старт в 8-30
Дорога до места не менее 20 минут, но максимум 40 минут
Движение к месту Главного действия - 30 минут - 1 час, зависит от сюжета
Главное действие - 30 минут
Дополнительные события - 40 минут
Возвращение- 20 минут
Дорога домой - 20 минут
Запас - 40 минут
Итого: 3,5 часа
Финиш 13-00
1. Определить место проведения
Правильно подобранное место играет очень большое значение.
Да, у детей фантазия позволяет даже в комнате создать джунгли или затерянный город и поверить в это.
Но гораздо более мощный эффект можно получить, если окружающая местность и сооружения подходят под задуманную вами легенду (п.2).
Это все равно что игра "форт боярд" в офисе или в настоящем форте. Разные вещи. Сами понимаете.
Обязательные критерии:
- должно быть красиво, она раскрывает душу ребенка
- наличие природного рельефа (овраги, горки, реки), он создает напряжение
- живая природа без присутствия человека, она очищает ребенка
Поэтому лучше лес, чем парк. Лучше дальний край парка, чем ближний. Лучше на горе, чем на ровном месте. Лучше в чаще, чем на открытом месте. и.д.
Еще важно, чтобы в это место нужно было ехать. Даже если это рядом, то нужно обязательно зайти с дальнего конца. Дорога должна занимать не менее 20 минут, это помогает создать правильный настрой и перевести ребенка в режим "приключение".
2. Продумать волшебную легенду
Это самое главное.
Детство это волшебство, в любом приключение должен присутствовать элемент тайны, загадки, сказки.
Тогда это будет не просто очередной семейный выход на природу или даже запоминающееся приключение, это будет то, что поможет ему стать лучше, что изменит его характер, что сделает его сильнее.
Почему?
Человека меняет то, что удивляет, заставляет его загореться, доводит его до границ сил и возможностей.
Поэтому в наших силах привнести элементы развития ребенка, создав правильные условия
Легенды могут быть вообще любые, по сути точка входа это то, чем сейчас ребенок интересуется.
Например, мы ходили и на поиски динозавров, и на раскопки, и делали меч волшебным, искали клад, собирали амулет силы, раскладывали защитные камни, ходили к деду морозу, занимались ориентирование, учились быть джедаями, искателями приключений, были спасателями и.т.п.
Самое главное, ваша легенда должна развивать альтруистический принцип в ребенке, чтобы он добывал волшебный амулет, например, не для себя и блага семьи, а для пользы мира.
Это крайне важно.
Дети должны спасать мир.
Идея альтруизма раскрывает глубинный потенциал в ребенке, делая его несравнимо лучше.
Эгоизм ограничивает человека рамками собственной личности. Ребенок не изменится, если будет собирать что-то для себя. С таким же успехом мы можем сразу пойти в магазин игрушек и посмотреть в горящие "хотелками" глаза.
Даже самая крутая игрушка не сделает вашего ребенка лучше и человечнее, а уже тем более счастливее.
Подумайте об этом, это важно.
Возможно тогда мы вырастем поколение достойных людей.
Обязательные критерии:
1. Вера.
Вы должны верить в то о чем рассказываете, потому что вы станете для ребенка проводником в эту волшебную страну.
Это трудно, но реально. В каждом живет ребенок.
Сами удивитесь как попрет, если отпустить тормоза "взрослой личности".
Если ваш муж или жена не включены и не верят в игру, то эффекта не будет. Лучше пойти малой группой, чем большим колхозом. Толпа убивает волшебство.
2. Погружение
Нужно вслушиваться в ребенка и погружать его в мир легенды постепенно, но постоянно.
За несколько дней до приключения нужно рассказывать подводящие истории и самому погружаться в этот мир,готовить снаряжение, распечатать карту, собирать припасы, чтобы ребенок начал ждать этого. Ожидание создает правильный настрой, увеличивает ценность. Вспомните как мы ценили новый год и день рождения, как мы ждали.
Это можно сделать.
3. Динамика
Процесс игры не должен быть расслабленным. Нужна обязательная смена ритма. То нужно бежать к определенному времени, чтобы успеть "попасть к старому дубу в полдень", то наоборот найти тихое мест и замереть в ожидании, чтобы, например, "услышать шепот камня о выборе пути".
Создавайте нужный ритм, чтобы личность ребенка отошла, а настоящий человек проявился в нем.
Это будет удивительно, когда вы поймете, что рядом с вами не маленький мальчик, а человек, действующий, решительный, смелый, упорный, самоотверженный.
Тогда включается волшебный эффект Пигмаллиона и вы помогаете ребенку победить сорняки капризов и укрепить его внутренний стержень.
Это важный момент, его нельзя недооценивать. Многие мамы видят в своем сыне малыша до 50 лет, ну и не многим хватает сил преодолеть это отношения, многие так и остаются малышами в поступках и достижениях.
А все начинается с малого.
3. Варианты сюжетной линии:
1. Поиск артефакта/особого места -> Главное и доп.действие -> Возвращение
Здесь все просто.
Выбирайте наиболее труднодоступную точку. Добираться к ней обязательно должно быть непросто. Тогда ребенку запомнится и будет ценить.
Кроме того, физическая нагрузка крайне полезно помогает выявить и преодолеть разные капризики. Когда отступать некуда, то надо только вперед. На войне как на войне. :)
Заранее определяет маршурт под вашу легенду. Если не знаете местность - тоже хорошо, так правдоподобнее, главное, не загнать себя в угол поиском "старого сгоревшего дуба" в сосновом лесу.
Если ребенок маленький, то выбираете какие-то знаковые крупные объекты, которые помогают пройти маршрут, а дальше ведете его по маршруту и вместе с ним эти объекты находите.
Если ребенок уже большой, то можете довериться ему как проводнику, выдать ему карту, или словесную легенду, либо дайте ему загадки, описывающие нужное место. Вариантов полно, главное, чтобы вся семья была задействована.
Собственно по прибытию на данное место вы проводите основное действие: находите что-то, делаете что-то, разжигаете костер - все что угодно, но это должно быть.
Важно, чтобы что-то осталось на месте. Желудь, шишка, камень, палка из костра, но вы что-то должны притащить с собой домой. Это позволит возвращаться к этой истории и ребенок будет вспомнить каким он был тогда.
2. Собирание элементов по маршруту -> Главное и доп. действия -> Возвращение
Собственно ваш маршрут к нужной точке это уже процесс игры. Это особенно классно, так как позволяет глубже погрузиться, но надо неплохо знать местность для ориентирования и предварительно подогнать легенду, чтобы было что собирать.
Например, вы можете придумать духа местности, который поможет создать вам волшебный камень, если принести ему дары четырех стихий.
Найти желудь дуба, гранитный камень, древесный уголь и родниковую воду.
Собственно у вас сразу появляется четкая логистика куда идти.
Рекомендую использовать эффект времени.
Когда понимаешь, что в полдень карета превратится в тыкву и волшебство исчезнет, это очень мотивирует и настраивает.
4. Дополнительные действия:
- подвиг папы (или спасение мамы для мальчиков)
Крайне важный этап.
Это возможность для папы проявить свою героическую натуру и стать для ребенка примером храбрости, решительности, твердости.
Мамы, не бойтесь показаться слабыми. Все наоборот. Если вы увидите глаза любимого ребенка, когда он вам поможет по-настоящему, то вы согласитесь, чтобы он спасал вас регулярно.
Как же иначе мальчики научатся быть сильными и заботливыми по отношению к девушкам.
Надо давать в жизни место пусть маленькому, но подвигу. )
Так что заранее подумайте о том как вы будете завоевывать восхищение ребенка.
В дальнейшем это крайне полезно, так как ваши мудрые советы будут воспринимать уже через канал подтвержденного авторитета, уважения и восхищения, а не только через авторитет родителя по умолчанию, который крайне зыбкий и исчезает с приходом переходного возраста.
- взаимовыручка, командный дух
В течение игры вы не столько приходите на помощь ребенку в разных трудных условиях, сколько наоборот просите его помощи.
Это очень важно, чтобы ребенок понимал, что вы часть команды, что в нем тоже есть сила, чтобы помогать даже взрослым.
Мотивация ребенка и уверенность в себе растут на глазах.
- экстремальная ситуация
На первых играх, конечно, не стоит, но если ребенок активен, психика стабильная, то я рекомендую.
По жизни будет много разных моментов, к которым вы не сможете его подготовить.
Но научить выдержке, самообладанию, контролю над эмоциями, находчивости мы можем.
Если это развивать с детства, то полезность сложно переоценить.
Ну, например, мы катаемся на лыжах и периодически заезжаем в труднодоступные места с крутыми участками, которые сами по себе непростое испытание. У папы происходит как-нибудь безобидная для него, но впечатляющая ребенка ситуация, типа отстегнулась лыжа, и он лежит на склоне и может соскользнуть вниз. Но ребенок может помочь, подать лыжу и помочь ее одеть.
Вам смешно, но в реальных условиях это трудная задача и для ребенка и для папы.
Главное папе четко отслеживать состояние ребенка и держать с ним связь, чтобы эмоции были преодолены, а не пошли в разнос. Дело тонкое, но полезное для воспитания мальчиков.
- расширение кругозора
Обязательная программа для родителей.
Все вокруг является поводом для того, чтобы поделиться полезными знаниями и навыками.
Где встает солнце, как ориентироваться, почему тает снег, как правильно спускаться с горы, как дышать при подъеме и.т.п.
Главное, чтобы ваш багаж знаний не убил волшебство игры, поэтому дозируйте, пожалуйста. Это не должен быть кружок юного энциклопедиста. :)
5. Дорога домой
Обратная дорога это отличный повод насладиться атмосферой, которую получилось создать.
Обычно тут мало разговоров, взаимопонимание и чувство родства без слов.
Потом можно будет поспрашивать о том, что ребенок понял, что его напугало, что обрадовало и подкорректировать его понимание.
Главное, что канал доверия и понимания между вами вырос, а значит, вы сможете понять друг друга лучше.
Главное, не говорите, что все было игрой. Это все должно быть по-настоящему на всю жизнь.
Не рушьте сказочные замки детства!
Обязательно нужно:
- испачкаться и отмыться
- испугаться, а затем преодолеть страх
- разжечь костер и пожарить хлеб, правильно затушить костер
- съесть припасы, которая мама дала с собой и ненамусорить в лесу
- заблудиться и найтись
- сделать так, чтобы все пошло не по плану и придумать новый план (дивергентное мышление пригодится)
- выдать парню рюкзак, чтобы он тащил припасы
- спасти папу на пределе сил, победить панику
- потерять какую-нибудь важную штуку (папин телефон) и найти
- пообщаться с природой и получить волшебный ответ (птица пролетела, облако особое и.т.п)
- принести на память какой-нибудь волшебный предмет
Расскажите о своем подобном опыте?
Какие мысли показались удачными, а какие спорными?
Полезна ли вам эта стать?
Всем спасибо и удачи,
Денис Давыдов