Цели школьного обучения

Dec 12, 2013 09:17


Однажды моя американская подруга, уехавшая туда в детстве с семьей и окончившая захолустную муниципальную школу, рассказала, что такое выпускные проекты. Прошу учесть, что школа у них была захолустная и муниципальная! Никаких частных изысков. Выпускной проект - реализация собственной идеи в выбранной области и ее презентация. Ее младший брат в качестве проекта построил парусную лодку (океан близко)!



Сам! Руками! И чертежи тоже сам! Вы знаете, эта лодка никак не влезала в мою голову, испорченную советской педагогикой ;) что значит построил? Настоящую? Кто ж ему разрешил? А вдруг что?! А если он неправильно сделал и утонет кто будет ответственный?! Но когда эта лодка в меня все-таки вошла ;), то внедрила полезную мысль: обучение должно быть направлено на то, чтобы ребенок показал, что он может придумать и сделать полезного для мира, а не как он много знает о нем! (я не скажу, что американское муниципальлное образование построено идеально, но эта идея, безусловно, достойна всякого подражания. Квасным патриотам, считающим, что и так мы первые полетели в космос и нельзя учиться у других, ку-ку). Что же мы видим в российской модели? На выходе ребенок должен показать, как много он знает! И нет ничего, чтобы от него требовало умений! И уж совсем ничего, что требует от него инициативы и созидательной деятельности!
Вы замечали, как мамы рассказывают об успехах детей? Кстати, также написано и на сайтах разных бэбиклубов и популярных методик раннего развития механической памяти: ребенок хорошо учится в системе копипаст! "он отлично учится в гимназии"(разве это гарантирует, что он станет думающим специалистом?). "она окончила четверть на одни пятерки!" (а может ли она применять в жизни знания?) "он на отлично сдал все экзамены!"(то есть запомнил и пересказал кучу мертвых сведений). "наша девочка такая способная, что занимается в пяти кружках!"(и там она тоже получает пятерки, но вот есть ли у нее хоть малейшая своя мысль и желание созидать? Или она может только глотать шаблоны?)
Никто не задумывается о том, что человек сделает! Главное - он много знает! И что? Дальше-то что?

То же самое с высшим образованием - нужно кичиться поступлением, престижностью вуза, отличными отметками. Ни разу не слышала от родителей студентов, чтобы они хвастались не учебой детей и не регалиями вуза ("наша окончила с красным дипломом МГУ"), а умением отлично работать в своей сфере (не получать большую зарплату и идти по карьерной лестнице! А созидать).
Так мы вернемся к тому, с чего начинали разговоры о хоумскулинге - каковы наши цели? "ребенок в третьем классе учится по учебникам пятого!", или есть нечто более созидательное?

Posted via LiveJournal app for iPad.

стереотипы, обучение, осознание, школа

Previous post Next post
Up