В классической возрастной психологии, по теории Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью, формирующей личность ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, является игровая деятельность.
Этот период условно разделен на 2 сферы - «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый», т.е. игра с предметом и ролевая игра. Именно в игре вырабатывается усвоение задач и мотивов человеческой деятельности, в ней взрослый выступает "как носитель определенных общественных по своей природе видов деятельности, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения".
Системно-векторная психология признает роль игры в формировании развития ребенка, но взрослый, хоть и является носителем различных видов деятельности, не выступает сам по себе образцом для подражания для всех детей вообще. Причиной овладения какими-либо видами деятельности, согласно системно-векторной психологии, являются заданные каждому ребенку от природы свои свойства-желания в соответствие с архетипичными видовыми ролями, представленными восемью векторами: мышечным, анальным, кожным, уретральным, зрительным, звуковым, оральным и обонятельным.
Проигрывая эти видовые роли, ребенок получает удовольствие и одновременно нарабатывает необходимые умения и навыки. Например, если видовая роль кожника - быть охотником и добытчиком, а его главное свойство - ограничение и экономия ресурсов, то ваш кожный ребенок с ранних лет предпочитает подвижные игры, у него развивается хорошая реакция, есть врожденное чувство ритма и времени, он гибок и точен, быстро научается правилам игры, очень легко приспосабливается к изменившимся условиям. Именно в этих заданных свойствах необходимо развиваться ребенку.
Роль анальника - обучение молодежи и охрана пещеры, женщин и детей во время охоты или военных действий остального мужского населения. Анальный ребенок с увлечением проигрывает эту роль в хорошо известных нам занятиях с предметами домашнего обихода. Он нетороплив, аккуратен, чистоплотен, послушен, уважителен. Любит, когда ему читают, любит слушать истории, обладает хорошей памятью. Если ребенок посещает детский сад, он может играть в обучающего воспитателя, а школьник - проигрывать роль учителя.
Особая видовая роль зрительного вектора в сочетании с кожным - дневной охранник стаи - отработана только женской частью, а мужчинам в наше время только предстоит выработать свои поведенческие навыки. Пока у кожно-зрительных девочек и мальчиков основным врожденным чувством является страх, который родители должны развить в любовь и сострадание к людям. Это самый эмоциональный вектор. Зрительники - наша будущая интеллигенция и культура.
Звуковики - это наша надежда. Наше будущее всецело зависит от развития звукового вектора, его абстрактного мышления. Только он способен познать высшие законы природы, смысл жизни, связь с духовным. В неразвитом и нереализованном состоянии это социальный неадаптант, аутист, наркоман, компьютерный игроман, для которого внешний мир - иллюзия.
Какие практические советы дает современная психология молодым родителям? В лучшем случае, чтобы не мешали ребенку играть, потому что не доигравший в дошкольном возрасте ребенок в школе будет не готов к принятию нового вида учебной деятельности. Но дифференцирует ли наука то, какие игрушки нужны именно вашему ребенку? Какие будут ему нравиться, развивать его, а какие тормозить? Чем должен руководствоваться взрослый, когда идет в «Детский мир» покупать подарок маленькому человеку?
Выбор родителями игрушек определяется либо толщиной кошелька либо рекламой модных игрушек в детских передачах и журналах. Часто, подарив дорогую игрушку, родители ограничивают его игры с другими детьми, чтобы не поломали, чтобы не отобрали. Порой мы осуществляем свои детские мечты, покупая своему чаду то, что сами не смогли получить от своих родителей, например, дарим ролики анальному отпрыску, или железную дорогу уретральнику, не понимая, что у ребенка могут быть другие желания.
Системно-векторная психология четко дифференцирует врожденные потребности детей, заданные способности, которые необходимо развивать соответственно индивидуальному векторальному набору. Исходя из того, что ребенок развивается только до пубертата, до 14-15 лет, а далее этот процесс останавливается, и возможна только реализация уже сформированного в детстве, у нас на счету каждый год, каждый месяц жизни ребенка.
Несмотря на опасности, подстерегающие ребенка на каждом шагу в городских джунглях, нельзя их лишать простых дворовых игр, где формируется развитие нижних векторов. Необходимо, чтобы наши дети научились ранжироваться, находить свое место в коллективе - в садике, во дворе, среди сверстников, обладателей разных векторов. Делая упор на бесконечные занятия музыкой, иностранным языком, изобразительным искусством, мы выращиваем детей, неадаптированных к реальной жизни и неготовых к взаимодействию со сверстниками. Вступив в пору полового созревания, такие подростки пытаются добрать то, чего были лишены. Но всему свое время, и вместо развития необходимых им навыков они уходят в компании, где употребляется алкоголь, наркотики, и происходит все то, что называется девиантным поведением.
Системно-векторная психология объясняет процесс развития ребенка простым и понятным всем родителям языком. Вот что мы могли бы предложить в общих чертах, используя системный подход к выбору игрушек, игр и занятий для ваших детей. И конечно, необходимо учесть, что ваш ребенок не является одновекторным, поэтому диапазон достаточно широк и разнообразен.
Зрительный вектор
Предметы: мягкие игрушки, куклы всех видов - пластмассовые, бумажные, тряпичные, пальчиковые (все антропоморфные предметы); наборы косметики, маскарадные костюмы; краски, фломастеры, паззлы, мозаику, книжки с картинками, раскраски - все, что наполняет потребность зрительного ребенка в эмоциях, цветах, красоте.
Игры: Дочки-матери, в больницу, в принцессу (переодевания, наряды), в концерты, в парикмахера, игра в кино, в зверей, игры на внимание - прятки, найди отличия…
Научить читать, создавая потребность ребенка в чтении. Не читать сказки о каннибализме, только гуманистические, развивающие сострадание и любовь. НЕ ПУГАТЬ! НЕ ПОКУПАТЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ - горе от их утраты может нанести большой вред ребенку! Создавать положительную эмоциональную связь в семье. Страхи выводить в любовь и сострадание к людям. Разрешать спать с ночником.
Звуковой вектор
Предметы: электронные игры, головоломки, музыкальные инструменты, магнитофон, наушники, шахматы; различные составные предметы, не являющиеся игрушками; воздушный змей, телескоп, карта звездного неба…
Игры: загадки, различение звуков; раннее изучение иностранных языков, приобщение к музыке.
Компьютерные игры несут в себе и положительные и отрицательные воздействия. Необходимо с самого начала подходить к дифференцированию развивающих абстрактное мышление звукового ребенка игр (например, «WinStars») и игр, не способствующих этому, приводящих к зависимости, переходящей в игроманию.
Необходимо соблюдать звуковую экологию - хорошая звукоизоляция, приглушенная музыка, исключить ссоры и ругань, никогда не кричать на ребенка. От чрезмерных звуковых воздействий ребенок может уйти в себя вплоть до аутизма. Ему будет интересно чтение энциклопедий, книг о космосе. Обязательно отвечать на его вопросы, дать понимание, что на все вопросы можно найти ответы, это побудит ребенка самому искать и находить информацию. Привлечь внимание звукового ребенка можно тихим тревожным голосом.
Обонятельный вектор
Предметы: Микроскоп… любые, предметы и игрушки, которые попросит ребенок
Игры: Полезно включать во все детские игры, не поощрять пассивность.
Обязательно отдавать ребенка в садик, создавать общение с другими детьми, гиперопека - губительна. Чем больше он проходит сложных ситуаций в общении - тем лучше для его развития. Ребенок может испытывать отвращение к еде, но насильно кормить нельзя.
Кожный вектор
Предметы: моделирующие конструкторы, особенно металлические со множеством разнообразных деталей и крепежом; настольные игры на развитие логики (лото, домино, карты, шахматы), кубик Рубика; техника: машинки, самолеты и т.д.; велосипед, коньки, ролики, мяч, оружие (лук, ружье, меч), электронные игры, головоломки.
Игры: В магазин; игры, требующие счета; спортивные игры (футбол, хоккей), подвижные игры с предметами (вышибалы, картошка), классики, резиночки, прятки, жмурки, казаки-разбойники, догонялки, полицейские и воры. Пробовать теннис, бадминтон.
Полезны все игры по правилам. Приучать к дисциплине, режиму. Спорт.
Кожный ребенок нуждается в ласке. Никогда не применять телесного наказания, можно ограничивать в пространстве и во времени (На 15 минут в угол!) Битье может привести к мазохистским тенденциям и комплексу неудачника. Раннее включение видовой программы приводит к воровству, патологической жадности, неспособности подчиняться правилам.
Анальный вектор
Предметы: настольные игры (эрудит, географическое лото), пластилин, железная дорога, санки, лобзик, прибор для выжигания, куклы, посудка, кукольная мебель, велосипед.
Игры: Столовая, в повара, дочки-матери, устраивать дом, шалаш; лепка, рисование, выпиливание, элементы шитья, вязания, игры в песочнице, паззлы, забота о младших в семье …
Не следует заставлять анального ребенка играть в игры, требующие быстрой реакции. Не дергать, давать возможность доделать свое дело. Можно заниматься плаванием. Чтение книг: сказки, истории, детские энциклопедии… Анальный ребенок легко обижается, остро чувствует несправедливость, хорошо реагирует на похвалу. А хвалить желательно за настоящие достижения, за освоение нового действия и качественно сделанную работу.
Уретральный вектор
Игрушки: Предмет - не главное, главное - своя «стая»
Игры: В войнушку, в разведчиков, Командные игры - футбол, хоккей, казаки-разбойники... Разрешать можно все, стать регентами при ребенке. Не требует и не понимает ограничения в освоении пространства. Уретральный ребенок - заводила во всех подвижных и часто опасных физических играх. К нему тянутся все дети. Он тоже лоялен ко всем. Защитник слабых. Не насаждать в воспитании вековые традиции. Не применять насилие. Научить способам безопасности при падении, экипировать по-возможности, наколенниками, налокотниками, шлемом.
Мышечный вектор
Предметы: для игры в песочнице (совочек, лопатка, ведерко, формочки), кубики, строительный конструктор, предметы домашнего обихода…
Игры: по-настоящему брать в помощь по хозяйству, приучать к физическому труду по дому, в саду, огороде, по уходу за домашними животными, …
Это послушный спокойный ребенок. Может хорошо дружить со всеми. Не приучать к занятиям спортом, ни в коем случае не отдавать в профессиональный спорт - могут быть впоследствии проблемы при реализации. Удовольствие получает от физического труда. Хорошо обучается показом обращения с предметом, так как у мышечника наглядно-действенное мышление. Петь на ночь колыбельные песни - хорошо успокаивают.
Оральный вектор
Предметы: свистульки, духовые инструменты
Игры: в слова, учить скороговорки, декламация стихов, песни (караоке), звукоподражание; в повара - различать вкусы
Объяснить, что матерные слова нельзя употреблять в присутствии взрослых, только среди сверстников. Уделять внимание рассказам ребенка, чтобы он не начал фантазировать, привлекая внимание слушателей. Оральный ребенок хочет говорить и хочет, чтобы его слушали - значит, нужно дать ребенку понять, что вас интересует определенная информация, т.е. направить его говорение на проговаривание информации, развивающей ребенка. Направлять в разговорах на выбор тем, связанных с развитием других векторов ребенка (пересказ сказок, сочинение стишков, своих сказок на заданную тему, рассказы о профессиях, о природе, о людях) - он мыслит говорением.
НЕ БИТЬ ПО ГУБАМ ЗА ВРАНЬЕ И МАТ - чревато заиканием, так как рот, губы - эрогенная зона орального ребенка. Часто необходима помощь логопеда. Хорошо записать в ораторский или театральный кружок.
Кожно-зрительные мальчики: не заставлять играть в мальчишечьи игры, не покупать оружие, не навязывать машинки. Поощрять играть с девочками. Воспитывать как джентльмена, как мужчину по отношению к девочкам. Если есть возможность - посещать театральный кружок, музыкальную школу, наилучший вариант - это гитара. Фигурное катание, спортивная гимнастика, балет - хорошо развивают кожу. Литература, поэзия, искусство - развивают зрительный вектор. НЕ ПУГАТЬ! Страх выводить в сострадание к людям. Читать добрые НЕ КАННИБАЛЬСКИЕ сказки.
В завершение напоминаем, что родители ОБЯЗАНЫ прежде всего обеспечить своему ребенку чувство безопасности для его нормального развития, не вынуждая своим сверхдавлением на сына или дочь раньше времени обращаться к своему архетипу и ранней видовой роли для сохранения своей целостности, что чревато закреплением неадекватного поведения.
Именно в детстве формируются все неврозы, из которых уже нет выхода. Это всегда приводит к проблемам поведения во взрослой жизни. Есть реальный риск своими руками вырастить вора, беспредельщика, скрягу, проститутку, педофила, гряземарателя, самоубийцу, наркомана, истеричку, виктимологичку, душителя, маньяка-убийцу, шизофреника, каннибала, лжесвидетеля, оговорщика или патологического труса, неспособного к отдаче. Примерно такой набор страшных судеб мы, родители, постепенно формируем своим невниманием, упорством и незнанием врожденных способностей пока еще маленьких забавных несмышленышей, в которых врожденные силы природы направлены на благую цель - выживание человеческой стаи. Нужно лишь системно увидеть эти направленности и помочь им состояться.
По материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана www.yburlan.ru
Автор: Татьяна Анненкова
17 марта 2012 г