Пластичность мозга. Избранные мною цитаты.

Nov 09, 2014 01:48

Книга интересная, большей частью на реальных примерах и исследованиях, так что оставлю-ка я себе на память некоторые мысли и выводы из неё:

...Внутри нашего мозга идёт бесконечная "война нервов". Если мы прекращаем тренировать наши ментальные навыки, то пространство карты мозга, предназначенной для этих навыков, переходит к тем навыкам, которые мы продолжаем использовать...

...Сначала, когда обезьяна изучает новый навык, происходит расширение проекционной зоны кончика пальца. Однако, через некоторое время повышается эффективность отдельных нейронов, и при этом число нейронов, необходимых для выполнения задания, сокращается...

...Мецерних считает, что наше нежелание заниматься интенсивным обучением с наступлением старости приводит к "истощению" систем мозга, которые модулируют, регулируют и контролируют его пластичность. (О как! Учение - свет, с научным подтвержением! :))

...Именно поэтому изучение нового языка в пожилом возрасте способствует улучшению и сохранению памяти в-целом. Занятие, требующе высокой концентрации внимания, активирует систему управления пластичностью. и поддерживает её в форме для сохранения чётких воспоминаний любого типа...

...Здесь полезно всё, что требует высокой концентрации внимания: обучение новым видам двигательной активности; решение сложных головоломок или смена рода деятельности, связанной с приобретением новых навыков...

...То же самое можно сказать о подвижности нашего тела. Если вы будете просто исполнять те танцы, которые изучили много лет назад, это не поможет вам сохранить двигательную кору мозга в должной форме. Чтобы ваш мозг продолжал жить, вы должны учиться чему-то действительно новому, требующему высокой сосредоточенности. Это позволит вам запасать новые воспоминания и обладать системой, способной с лёгкостью оценивать и хранить старые....

...Дабы в полной мере ощущать полноту жизни, мы должны учиться. Когда жизнь или отношения с человеком становятся слишком предсказуемыми и кажется, что больше нечему учиться, мы начинаем чувствовать беспокойство. Это - своего рода протест пластичного мозга, который "скучает" без работы...

Там же в книге был и забавный тезис, подтверждённый исследованиями: мышцы можно наращивать и воображая упражнения. Впрочем, для любителей халявы замечу: это медленнее. И хоть это и делается лёжа на диване, но ни фига не за играми и телеком, а в состянии концентрации. Фактически медитация. Так что лёгкого пути не получится. Что час в зале, что час в медитации. Причём с меньшим результатом, чем в зале. Суставы разве что целее будут :)

...Теперь мы видим, что мысленное представление какого-либо действия предполагает использование тех же самых и двигательных и сенсорных программ, которые учавствуют в его совершении. Долгое время наше отношение к жизни, связанной с воображением, было окрашено чем-то вроде духовного трепета: мы считали её чем-то чисто духовным, эфирным - отрезанным от материального. Теперь мы уже не можем сказать с уверенностью, где проходит тонкая линия, разделяющая материальное и нематериальное.
Образы нашего нематериального сознания оставляют материальные следы. Двигательные намерения и воображаемые действия меняют физическое состояние нейронов мозга на микроуровне. Каждый раз, когда вы представляете, как касаетесь пальцами клавиш пианино, вы что-то меняете в живом мозге.

...Когда мы спим, бессознательное активировано, а механизмы сознательного подавления отключены, и в наших снах обычно иносказательно проявляется то, что блокировано от сознания.
Многочисленные исследования указывают на то, что сон помогает нам закреплять полученные за день знания и навыки, а также оказывает влияние на процесс пластических изменений. Когда мы в течении дня осваиваем какое-либо умение, то на следующий день мы будем владеть им лучше, если ночью хорошо выспимся. Пословица "Утро вечера мудренее" соответствует действительности.

...Чем лучше мы образованы, чем более общительны и физически активны, и чем больше мы учавствуем в стимулирующей психической деятельности, тем ниже вероятность того, что мы заболеем болезнью Альцгеймера или слабоумием...

...Как обнаружили Ван Прааг и Гейдж, даже простая ходьба в хорошем темпе стимулирует рост новых нейронов.
Физические упражениея стимулируют нашу сенсорную и двигательную кору, а также поддерживают систему равновесия нашего мозга. С возрастом эти функции начинают ослабевать, делая нас подверженными падениям и лишая возможности выходить из дома. А ничего так не ускоряет атрофию мозга, как пребывание в одной и той же обстановке. Однообразие разрушает нашу допаминовую систему и систему внимания, которые очень важны для сохранения пластичности мозга...

...Именно форма телевизионных средств передачи - быстрая смена кадров, монтаж, масштабирование, панорамные изображения и неожиданные шумы - меняет наш мозг, активируя то, что Павлов называл "ориентировочным рефлексом". Этот рефлекс возинкает каждый раз, когда мыощущаем неожиданное изменение в окружающем нас мире, в особенности неожиданное движение. Мы инстнктивно прекращаем делать то, чем занимались, чтобы повернуться. сконцентрировать внимание и понять, что происодит. Нет сомнения в том, что ориентировочный рефлекс возник потому, что наши предки были одновременно и хищниками и добычей. Им было необходимо реагировать на события, которые моглинести в себе опасность или предоставлять неожиданные возможности для получения пищи либо знакомства с новой ситуацией.
Ориентировочный рефлекс имеет физиологическое выражение: происодит снижение сердечного ритма на 4-6 секунд. Телевидение включате этот рефлекс гораздо быстрее, чем это происходит в реальной жизни, и именно поэтому мы иногда не можем оторвать глаз от экрана даже во время интимного разговора или смотрим телевизор много дольше, чем планируем. Типичные музыкальные клипы, последовательности действий и рекламные ролики приводят в действие ориентировочный рефлексы со скоростью один в секунду, их просмотр вызывает у нас беспрерывный ориентировочный рефлекс без пауз на восстановление. Нет ничего удивительного,  в том, что от людей можно услышать, что просмотр телевизионных передач вызывает у них чувство опустошения. Тем не менее у нас появляется пристрастие к такому времяпровождению и более медленные "темпы жизни" начинают казаться нам скучными. За это мы расплачиваемся тем, что нам становится всё сложнее заставить себя читать, подолгу беседовать с людьми, слушать лекции....

Факты, Мне, Важные вещи

Previous post Next post
Up