К.К.К. №27 “НЕЗНАЙКА НА ГОВНЕ”

Aug 17, 2008 19:47

Сергей Кужегетович Лукьяненко / “Конкуренты” / 2008

В Советские времена была такая книжка - “Незнайка на Луне”. Это была третья часть трилогии о Незнайке - более взрослая, чем предыдущие опусы Носова. Видимо она рассчитывалась на то, что детишки подросли и теперь их можно грузить историческим материализмом. Так в Гарри Поттере тема сисек была раскрыта только в шестой части. Чего же такого было взрослого в “Незнайке на Луне”? А то, что это была история о социалистических коротышках, которые попали на Луну, на которой царил великий и ужасный Капитализм. Носов раскрывал советскому школьнику коварные механизмы капиталистического производства - как промышленного, так и символического, за что и удостоился премии имени базедовой Крупской. Я читал библиотечную книжку замечательными с иллюстрациями, и если быть честным, она меня захватила, я проникся неприязнью к миру Запада, в котором все так нестабильно и коварно, и которым правят противные толстопузы с сигарами и полицейские жандармы.
К чему все это? В книге Носова в 1965 году раскрывался один из известных пиар-ходов: написание продажной литературы, в которой пиарасится рекламируемый товар и гнобятся конкуренты. Не знаю, читал ли Сергей Лукьяненко третий роман Носова, но принципы продажной литературы он усвоил на пять с плюсом.

Я прочитал почти все книги Лукьяненко за небольшим исключением. Он начал с космической оперы, инфантильной и вторичной, но чуть ли не лучшей в его антологии, продолжил детским садом а-ля Крапивин (с трудом представляю себе, кто это), опять вернулся к космоопере - и написал лучшую свою дилогию, причем писал о вселенной компьютерной игры. Потом ударился в киберпанк, попробовал себя в парапанке и, написав несколько более-менее удачных космо-фантастических текстов, кончил на говностиле под названием “урбанистическое фэнтази”. Средний период его творчества составляют дилогии - не исключено, что написанные в виде одного большого романа, но побитые жадным издательством на части. Впрочем, если даже не побитые, это были интересные книги. Кончил Сергей очень слабыми детскими Дозорами, а потом пошло настолько пошлое текстомесиво, что даже деньги, потраченные на книги жалко.
Лукьяненко известен тем, что “сделал себя сам”, как это ни пошло звучит. Они писал как проклятый, выдавал по 2-3 романа в год в конце 90-х, нагло пихал их издателям, пролез везде и всюду. Сегодня Лукьяненко является российским “фантастом номер один”. Объективные законы рынка не отменяют объективных законов литературы - мне хочется надеяться Лукьяненко стал популярным не благодаря “Дозорам”, а благодаря основной массе его ранних и средних текстов - литературно слабых, с плохим языком, но очень честных, пронзительных с кучей оригинальных идей и находок, которые доставляют удовольствие при чтении. Если же я не прав, то нашему читателю вообще нельзя завидовать - книжные лотки в “Олимпийском” ломятся от фантастики и фэнтази. Имен десять я еще знаю, но их там сотни, и каждый месяц выходят десятки новых книжек. А Стругацкие - единственное, что войдет в историю, несмотря на крики демократов, что это была “идеологическая советская коммунистическая колонизация космоса”.

Увертюра окончена. Переходим к роману “Конкуренты”. Роман “Конкуренты” является пиар-рекламным продуктом, призванным привлечь внимание общественности к некоей онлайн игре с отвратительной графой и фекальным геймплеем. Графа в игре на уровне “Мастер оф Орион”, если не хуже. Уже промышляя до этого продукт-плейсментом, Лукьяненко взялся за написание романа за деньги. И написал тоненький романчик, который не стоит той космической суммы, которую за нее просят книжные магазины. Если бы я был журналистом а не “журналистом”, я бы написал статью о том, какие расценки у Сергея на размещение рекламы на страницах его романов. Интересно, с издательством он делится, или же издательство само подкидывает ему халтурку? Уже в “Спектре” (последнем хорошем романе автора) начал появляться пресловутый продукт-плейсмент, а после этого - понеслось - какое-то бухло, макароны, туалетная бумага, презервативы. И естественно антипиар - в новом романе Сергею заплатили за разгромное унижение сети деструктивных психокультов “Пятерочка”. Фанаты Лукьяненко в “Пятерочке” больше не отоварятся ни разу. Есть пласт людей, которые товарятся в “Пятерочке”, не брезгуя отрыжкой таджиков и подагрой бабок, а есть люди, которые ходят в “Перекресток”, думая, что они относятся к среднему классу. Проблема в том, что “Пятерочка” и “Перекресток” - это один батуринский синдикат, и то, что протухло в одной сети, перевозят в другую, причем, зачастую из “Пятерочки” в “Перекресток”, а не наоборот. (Все, продукт плейсмент отработал, шуршит пятихатка на счете).
В романе “Конкуренты” речь идет о людях, которых “копируют” и отправляют в космос, пилотировать корабли и воевать с жуками. И на Земле и в космосе герой ищет истину - здесь от третьего лица, там - от первого (Нечто подобное было в “Лабиринте отражений”). Но все это ооочень скучно, слабо, со всякими социальными штампами современной российской действительности типа тех же “пятерочек”, таджиков и водителей такси.

Проблема читателя в том, что нынешний Лукьяненко уже не пишет фантастики - они пишет в жж, делает ремонт, сдает на права, водит автомобиль и отдыхает на островах. Никто не говорит, что это все плохо, но вот книжки, к сожалению, закончились. Проблема Лукьяненко в том, что инерция скоро закончится, а читатель уже потихоньку понимает, что его кормят говном, и переходит на более тяжелые наркотики.
Кстати, Толкиен с того света тоже выпустил новую книгу по всем законам рынка. Я ее уже купил и скоро буду читать. Урук! А Ник Перумов пишет исторический реализм про битву под Москвой, когда самолет с иконой Божьей Матери летал над столицей и отгонял эсэсовцев. Мураками вспорол себе брюхо! Банзай!
17.08.2008

критика критической критики, Конкуренты, Пятерочка, Лукьяненко

Previous post Next post
Up