а где клофелин?
В. Пелевин/ «Непобедимое солнце»/ 2020 / Книга 2. «Sol Invictus»
Дорогие друзья, вы читаете вторую часть текстовой версии подкаста, посвященную новой книге Пелевина - «Непобедимое солнце». Здесь будут спойлеры. Если вы еще не дочитали книгу, то пока отложите чтение/прослушивание этой части. Если вы послушали первую часть, не собираетесь читать Пелевина, а просто хотите понять, чем и зачем там все закончилось - welcome.
Все, спойлеры пошли. Сейчас я буду пересказывать сюжет. Очень кратко. Итак, девушка Саша Орлова с говорящей фамилией, нахватавшись всякой байды вроде буддизма на минималках да трансерфинга, отправляется в путешествие в Стамбул, следуя своим знакам судьбы. Ей стукнуло тридцатник, и папаша, макаронный король, выдал ей бабки на путешествие. В Стамбуле она знакомится с тетечкой Со (Софией, Мудростью, Афиной etc.) и ее мужем Тимом (Тим Кук - не?). Они живут на яхте, на которой группа наркоманов имитирует своими выделениями ТГК жизнь современной богатой молодежи.
Саша знакомится с Фрэнком, занимается с ним картонными соитиями, а затем Френку суждено будет погибнуть от рук сирийских аборигенов. Фрэнк занимается историческими изысканиями, косит под императора Каракаллу, одевает его маски, и ищет встречи с богиней Луны. На пути к богине его и убивает. Его место в поисках занимает сама Саша.
Кстати, у Мэри Бирд в книге SPQR повествование заканчивается как раз правлением Каракаллы, который даровал всем подчиненным Римской империи статус граждан. Именно этим исследовательница завершает историю Древнего Рима.
Первая часть книги Пелевина - все. Саша знакомится с какими-то картонными буддистами, например, с трансгендерн(ой) бодхисаттвой, или что-то типа того. Все это сопровождается все тем же ученическим тропом. Героиня слушает, другие герои ей разъясняют. Если читать такое долго, скользить по тексту, как завещал Делез, то может показаться, что все герои отвалились, остался один Пелевин, и он как бы говорит сам с собой. А ты слушаешь…
Здесь лирическое отступление. Яхта плывет на Тенерифе, и я как читатель, который, к тому же в 10-м году был на этом прекрасном острове, готовлюсь увидеть знакомые места. Но Саша отправляется вдруг на Кубу. На Кубе она ищет того, кто будет танцевать перед Камнем. Некоего Soltator. Так я ненароком узнал, что название немецкой фолк-метал группы Soltatio Mortis переводится как «Пляска смерти».
Что же там за Камень такой, перед которым должно танцевать? Тим (Кук) рассказывает, что камень - это некий проектор, через который боги создали и продолжают создавать голограмму нашей реальности. Он родственник камня Каабы из Мекки. Боги здесь - экуменические. Смесь Будды, Шивы, Митры, Христа, Элагабала и т.д.
Кстати, Пелевин зачем-то еще в первой части рассказал нам, невеждам, что императора Элагабала убили. Я вот не знал об этом. И от этого читать потом его историю стало чуть менее интересно. Впрочем, тут очевидна именно такая задумка автора.
Саша прибывает на Кубу. И здесь мы действительно встречаемся с новым Пелевиным. В таком родном, теплом и детальном модусе автор еще никогда не расписывал что-либо за пределами Москвы. Куба пленит его. Ну если не его лично, то героиню - точно. Куба - осколок Советского союза, вызывающий ложную ностальгию по 70-80-м. А девушке 30, значит, родилась она в 90-м году. Вообще, в этой книге Пелевин тоже, кажется, впервые, замахивается не на российское бытие, а на мировое. Не рассказывает о трубах и нефти, как о системообразующих элементах российской онтологии, а смотрит на мир глобально. Быть может, начинает нацеливаться на Нобеля. Но его, увы, опередил Навальный.
О Кубе. Здесь немного странным выглядит поведение и интересы девушки Саши. Почему-то больше всего ее интересует не быт и еда, а именно положение местных проституток. Одна из таких девушек, Наоми, и станет солтатором - тем, кого Саша ищет. Танцующей перед Камнем. Пелевин зачем-то рассказывает, как устроен бизнес проституток на Кубе. Я об этом уже слышал. У меня был однокашник, который родился на Кубе. Он рассказывал, что чтобы снять тянку, надо поговорить с ней на улице, а затем следовать за ней по другой стороне дороги до ее дома, где все и произойдет. Создается впечатление, что ПВО сам побывал на Кубе, все это опробовал, был удивлен в философском смысле, и теперь с гордостью рапортует читателю.
Главная проблема и интрига книги - в том, что солтатору предстоит остановить проекцию мира. Всей нашей Вселенной. Вообще, тот, кто это читает, не сможет отделаться от ощущения, что имеет дело с чистой фантастикой. Очень уж топорные тропы, и, кажется, я уже говорил, что, если убрать отсюда буддизм, получится чистый сай-фай. По пелевинской мифологии - этот мир создал некий Бог, сын Софии (или Афины, неважно), и они вдвоем с матерью спорят, стоит ли оставить его существовать, или уничтожить на хрен. Решение об уничтожении, по Пелевину, принять должен сам человек, солтатор.
Итак, девушки. Параллельно ПВО рассказывает во второй части книги историю юного императора Элагабала, который женился на христианке, и которого замочила собственная бабка. Саша и Наоми отправляются на Канары, причем, почему-то не на Тенерифе, а на Гран Канариа. Оттуда едут на Тенерифе к вулкану (название Тейде, в книге, кажется, не звучит). На закрытой вилле им предстоит станцевать перед камнем. Вернее, сначала танцует Наоми и почти разрушает мир. Сейчас СПОЙЛЕР-СПОЙЛЕР. Врываются сирийские наемники, подстреливают Наоми. Но мир продолжает разрушаться. И вот тут Саша Орлова вступает в свои права главной героини, она оказывается «запасным» солтатором. И она станцовывает наш мир заново и обратно.
…Просыпается в ретрите. Там она медитировала. Пока торчала в ретрите без телефона несколько недель, на мир напала «корона». Тут мы понимаем, что Пелевин все-таки не смог обойти вниманием самые последние тренды современности и впихнул-таки коронавирус в финал романа. Впихнул потому, что так было задумано изначально, или потому, что корона пришла в мир пока он писал книгу? Если мы романтики - будем считать, что ПВО сразу задумал книгу именно таким образом.
А помимо прочего Саша создала наш мир заново. И что мы получили? Мир, созданный тридцатилетней блондинкой с душой Виктора Пелевина, которая практиковала трансерфинг. А еще она бисексуальна и типа феминистка. Таковы тренды грядущего десятилетия: неумелый феминизм, BLM, ковид и т.д.
Вообще, многие говорили в Сети, что у Пелевина получился «самый добрый» его роман. Он действительно какой-то тоскливо-позитивно-добрый. Пелевин даже как-то отходит от иронии, она у него реально, наглядно, начинает эволюционировать в постиронию. Главный вопрос от меня к ПВО - это он сам «органически» преодолевает постмодерн как человек, по духу и дискурсу являющийся писателем, либо же специально заставляет себя отходить от иронии, старается быть добрее, обращается к феминистским ценностям? Все это, если честно, происходит не очень умело, со все той же долей нелепости, что всегда была в его романах. Вообще, главной мыслью книги является не то, что мир изменился, а то, что Пелевин тоже старается меняться в изменяющемся мире. Это дает надежду во всех смыслах.
Вот, пожалуй, пока и все… Немного подробнее будет в видеоверсии подкаста на Ютюбе. Спасибо!