Удав пожирает льва. Часть 6. Начало Нового мира.

May 19, 2020 21:10



Douglas Brinkley Franklin D. Roosevelt and the Land of America

Предистория.
План Юнга-новый план по репарациям Германии, принятый в 1929 году на конференции в Гааге, не предполагал кредитования экономики Германии со стороны США для выплаты долгов. Поэтому, после вступления в силу Плана Юнга, Германия отказалась платить по репарациям из-за кризиса в ее экономике. В ответ на согласие Германии на План Юнга, в сентябре 1929 года войска Франции были выведены из Рейнской области*.
Президент США Г.Гувер, 20 июня 1931 года, поддержал инициативу Германии и предложил мораторий сроком на один год на выплату Германией военных долгов Франции и процентов по ним, а также на выплату Союзниками их долгов США. В июле 1931 года, Мораторий Гувера был принят многими сторонами и в декабре 1931 года получил поддержку Конгресса США. Через несколько месяцев, к Мораторию Гувера присоединились международные банкиры относительно краткосрочных кредитов Германии.
Через год, 1 июля 1932 года, когда срок этого Моратория истекал, представители Франции, Бельгии, Италии, Британии и Германии встретились на Конференции в Лозанне, Швейцария, для переговоров по вопросу, что делать дальше. Эта конференция проходила без участия представителей США.
На ней, страны Европы согласились временно освободить Германию и друг друга от выплат военных долгов, но ратификацию «Лозанского протокола» в своих странах, решили отложить до получения соглашения относительно списания своих военных долов со стороны США. Кроме этого, стороны согласились, что Германия внесет в банк по репарациям, BIS (учрежден 13 ноября 1929 года), своих пятипроцентных бондов на 3 B RM.
Но Конгресс США в декабре 1932 года не поддержал Билл, чтобы освободить Францию и Британию от выплаты долгов США и план Союзников не сработал. Хотя «Лозанский протокол» никогда не был ратифицирован, в дельнейшем, долги с Германии требовать перестали. А Британия и Франция остановили выплату своих долгов США, так как оплата производилась из получаемых от Германии средств.

Конференция по разоружениям (1932-1934)
1933 год был насыщенным драматическими событиями. В январе 1933 года Гитлер был назначен Канцлером Германии, а в марте партия нацистов получила большинство на выборах в Рейхстаг.
На заседании Конференции по разоружениям в Женеве, Швейцария, в мае 1933 года, обсуждались в очередной раз вопросы ограничения и сокращения вооружений. Франция отказалась вести переговоры о разоружении. Гитлер заявил, что Германия не будет сокращать вооружения до тех пор, пока не вооружится до уровня других стран Европы.
Германия согласилась на переходный период сроком в пять лет ( до 1938 г) для развития своих вооруженных сил с целью обеспечения национальной безопасности, ожидая, что после этого периода, произойдет выравнивание обороноспособности Германии с другими странами. Гитлер заявил: Немецкое правительство и немецкий народ, однако, ни при каких обстоятельствах не будут подчиняться принуждению ставить свою подпись под чем-либо, что было бы равносильно увековечиванию дисквалификации Германии.

Ф. Рузвельт 16 мая 1933 года призвал к тому, что все народы мира должны заключить …договор о ненападении; что они должны торжественно подтвердить обязательства, которые они взяли на себя, чтобы ограничить и сократить свои вооружения, и при условии, что эти обязательства будут добросовестно выполняться всеми подписавшими сторонами, в индивидуальном порядке согласятся с тем, что они не будут пропускать какие либо вооруженные силы через свои границы, и, что ни одна страна не должна наращивать вооруженные силы сверх имеющихся договорных обязательств.

Страны, нацеленные на вооруженную экспансию, поступили точно наоборот: Япония вышла из Лиги Наций в марте 1933 года после оккупации Маньчжурии в сентябре 1931 года, а Германия вышла из Лиги Наций 14 октября 1933 г.

The London Monetary and Economic Conference of 1933.

Конференция по монетарным и экономическим вопросам открылась в 12 июня 1933 года в Лондоне и должна была продолжаться 12 недель. Вопрос послевоенных долгов, по инициативе США, не был включен в повестку для Конференции. Хотя 14 июня 1933 г Британия заплатила ФРС 10 M$, тем не менее, это позволяет говорить о техническом дефолте Британии по долгам США в 1932 году. Франция плановой выплаты по долгу США в июне 1933 годе не сделала. На момент начала Конференции, Британия уже отошла от Золотого стандарта, девальвировала фунт и привязала его к доллару.
Делегации 64 стран приехали на Конференцию в Лондоне, включая представителей СССР.
Британию, главным образом, интересовал вопрос ее долгов США.
Франция, не отошедшая от Золотого стандарта, и имевшая большой профицит внешней торговли, что наполняло подвалы ее банков золотом, испытывала возрастающую конкуренцию от товаров Британии и США, валюта которых была отвязана от золота. Поэтому ей было интересно согласовать курсы обменов валют, чтобы знать насколько ей девальвировать франк и, таким образом, увеличить конкуренцию своих товаров.
Представителя Германии Ялмара Шахта, председателя Рейхсбанка, интересовали возможности по привлечению кредитов и снижения тарифов для оживления германского экспорта. Он, также, предложил освоение восточных территорий для выхода странами Европы из Кризиса.
Для решения ключевых вопросов Конференции, кулуарным способом, перед их всеобщим обсуждением, был создан президиум из представителей США, Франции, Великобритании.
США представляли Джордж Харрисон (1928-1941), председатель FRBNY, финансовый советник Ф. Рузвельта Джеймс Варбург, сын банкира Пауля Варбурга, члена семьи банкиров Варбургов и профессор экономики Гарвардского Университета, Оливер Митчелл Спрэг, который работал экономическим советником Банка Англии в 1930-1933 годах. Он был представителем от Казначейства США. Трехсторонние консультации относительно обменных курсов и их краткосрочной стабилизации состоялись до начала конференции, с 9 июня.

Тем временем, другие участники Конференции обсуждали тарифы, кредиты, взаимные претензии и тд.
На самой конференции велась дискуссия о способах обеспечении мировых валют, и все делегации сошлись на мнении, что металлы нужно убирать из публичного обмена на банкноты, но оставить в международной торговле и в качестве обеспечения валюты в количестве не менее 25 %, а остальное покрыть ликвидностью и кредитом. В США, на тот момент, покрытие доллара золотом составляло 40%.

Делегация Франции настаивала на немедленном определении паритета валют, либо на выработке новых правил Золотого стандарта. Британцы и янки - страны, уже покинувшие Золотой стандарт, не согласились ни на жесткую привязку курсов валют, ни на возрождение Золотого стандарта в какой-либо форме. А жесткая привязка фунта к доллару была в большей степени выгодна британцам, чем янки. Янки это тоже понимали и приняли неожиданное для всех решение, которое сделало USD единственной мировой валютой.
Церемонию объявления всему миру, что отныне и надолго существует только одна мировая валюта, доллар США, янки провели по всем правилам бродвейских мюзиклов.
Ключевым вопросом Конференции был вопрос стабилизации, то есть привязки курсов валют, и сторона США уходила от прямого ответа на вопрос паритета доллара с фунтом и франком. После долгой паузы, пришло время сказать веское слово президенту Ф. Рузвельту. Это слово в корне поменяло контекст переговоров.
Ф.Рузвельт, до того, находился в отпуске, на парусной яхте Amberjack II, а затем, по пути в Вашингтон, на борту тяжелого крейсера USS Indianapolis. Он координировал действия делегации США по телеграфу. Телеграмма Ф. Рузвельта 3 июля, что называется, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Вот как описывает события статья
The London Monetary and Economic Conference of 1933 and The End of Great Depression: a “Change of Regime” Sebastian Edwards

Президент Рузвельт, открыл свое послание, заявив, что неспособность Конференции решить реальные долгосрочные проблемы представляет собой «катастрофу, равносильную мировой трагедии». Он продолжил, заявив, что «чисто искусственный и временный эксперимент, затрагивающий валютный обмен только нескольких стран», был фатальной ошибкой. Затем он добавил, что «мир не будет долго усыплен немалой ошибкой достижения временной и, возможно, искусственной стабильности на зарубежных биржах только со стороны нескольких стран». Далее Ф. Рузвельт продолжил, что фиксация с краткосрочной стабильности (валют) это реакция на «старые фетиши так называемых международных банкиров». Затем появился параграф, который, по словам госсекретаря США Корделла Халла, «привел Конференцию к шуму»:

«Соединенные Штаты ищут тот доллар, который, поколения спустя, будет иметь такую же покупательную и долговую способность, что и стоимость доллара, которую мы надеемся получить в ближайшем будущем. Эта цель означает больше для блага других стран, чем фиксированное соотношение на месяц или два с точки зрения фунта или франка…. Временное установление обменного курса не является верным ответом ».

Это означало, что курс USD в международных расчетах будет отвязан от золота, не привязан ни к какой валюте и будет изменяться исходя из интересов США.
Дальнейшее обсуждение на Конференции вопроса о стабилизации валют потеряло смысл, хотя большинство представителей стран приехали на Конференцию узнать, каким будет паритет основных валют.
Джон Кейнс, на страницах Daily Mirror, назвал слова Рузвельта великолепно правильными.
Однако, управление валютой не сразу шло гладко.  Позднее, Д. Кейнс критиковал монетарную политику США по доллару. В Нью-Йорк Таймс, 31 декабря 1933 года он писал: Недавние колебания курса доллара для меня больше походили на пьяный золотой стандарт, чем на идеально управляемую валюту моей мечты.

Конференция для стран участниц закончилась ничем. Особенное разочарование было у Франции и других стран, еще веривших в возрождение Золотого стандарта. С момента отвязки доллара от золота, страны с Золотым стандартом, в первую очередь Франция, из ТОПстеров сразу стали лузерами и любая индустриальная экономика (Германия) могла быстро накачать мышцы и составить им конкуренцию. Странам Золотого стандарта теперь нужен был телохранитель, потому что не только монетарная, но и политическая ситуация в Европе резко поменялась: стало ясно, кто в ближайшие годы станет жертвой, а кто агрессором. Причем, то, что золото уже, отчасти, потеряло ценность, для обеспечения ликвидности, оно не потеряло ценность, как средство накопления, и это добавило интриги в ход последующих событий.

Монетарные события в США после Конференции.
Для матрицы США тяжелые годы Великой Депрессии  были уже позади, а остальной мир только вступал в самый трагический период истории.
Для развития своего глобального бизнеса США, предстояло решить еще две важных задачи: демонтировать зону стерлинга и переформатировать в свою пользу тихоокеанский регион.
Что касается США, то Gold Reserve Act 1934, подписанный Ф.Рузвельтом 30 января 1934 года, установил стоимость (покупки) золота в 35 $ за унцию. Но золото можно было только продать Казначейству США за доллары, его нельзя было у него купить.  Курс доллара девальвировался до GBP = 5.08$ к 31 января 1934 г. Фиксация цены покупки золота в долларах создало поток золота в США начиная с февраля 1934 года, который конвертировался в зеленые бумажки, полноводной рекой текущие в экономику США.
В феврале 1934 года, Казначейство США всего закупило золота на 454 М $, из которого 239 М $ приходилось на золото из Британии, а 124 М $ из Франции. Всего за 1934 год, Казначейство США купило золота на 1.22 В $, а в 1935 году еще на 1.74В $.
Кроме этого, США активно привлекали иностранных инвесторов в бонды, выпускаемые Казначейством и продаваемые за доллары.
В период с 1863 года до 1935 года, в течении 72 лет, в США существовала система эмиссии банкнот через монетизацию долга правительства рядом Национальных банков. Система Национальных банков была создана законами National Banking Act 1963 и 1964. Эти законы устанавливали создание банков эмиссии - Национальных банков, которые были держателями бондов выпускаемых Казначейством США. Также учреждался федеральный орган - Комиссия - для контроля за Нацбанками. Лицензия на право быть региональным Нацбанком выдавалась федеральными властями. Не смотря на требования к Нацбанкам по капиталу, резервированию и ограничениям по видам деятельности и т.д., на 1913 год в США насчитывалось 15526 Нацбанков** с их филиалами. Банкноты, выпускаемые банками, отличались по внешнему виду: они печатались Казначейством США, но имели свой дизайн с названием Национального банка.
Для эмиссии банкнот, Национальный банк должен был купить гособлигации и депонировать их в федеральном контролирующем офисе, чтобы, в случае если банк обанкротится, держатели банкнот не пострадали, так как залогом являются бонды. Правительство выкупало свои бонды из профицита, например, полученного на тарифах и налогах. Такой же принцип эмиссии банкнот позже применили в Японии и Аргентине.
Однако, данная система эмиссии не была эластичной, что показала Биржевая Паника 1907 года. ФРС работала более эластично: она могла проводить эмиссию, в том числе, под активы и краткосрочные частные долговые обязательства. Через 72 года после начала работы системы Национальных банков, в 1935 году на смену ей пришла система эмиссии ФРС.
До 1939 года, Конгресс определял объемы и типы ценных бумаг, которые может выпустить Казначейство и лимит по непогашенным ценным бумагам в тот или иной период. Позднее, Конгресс стал определять только потолок госдолга США, что расширило полномочия Казначейства.
Госбонды Казначейства США, или, как их еще называют Treasuries, до 1914 года продавались на еженедельном аукционе: это могли быть бонды на войну с Испанией или на постройку Панамского канала и т.п. Так как суммы бондов были сравнительно не большими, то их покупателями были банки - профессиональные инвесторы. На время ПМВ, для привлечения более широкого круга инвесторов, аукционы были отменены и бонды продавались по фиксированной цене. А с 1929 года, бонды Казначейства США вновь стали продаваться на еженедельных аукционах, что породило рынок высоколиквидных ценных бумаг. В конце 1960-х годов, в систему современного казначейского долгового рынка была внедрена система электронного бухгалтерского учета.

Ф. Рузвельт в 1934 году запустил проектный цикл, волну которая безупречно работала 36 лет до 1970 года, когда экономическая ситуация изменилась, страны вышли из Бреттон-Вудских соглашений и пришло время новых решений. Возможно, волна Рузвельта прошла еще один период и схлопывание мы увидели через 72 года от ее начала: схлопыванием волны Рузвельта стал кризис 2006-2008 годов. А если отсчитывать Волну Рузвельта  от 1935 года, то получается точное попадание в 1971 год - выход из Бреттон Вудских соглашений и  в 2007 год- ипотечный кризис в США.

Новая финансовая система, начавшая работать в 1934 году всех устраивала, кроме французов. Их не покидала мысль о Золотом стандарте и после ВМВ. Французским донкихотом, борцом с долларовыми мельницами, стал Шарль ДеГолль. Но об этом в другой раз.

*Другие примечательные события 1929 года:
5  января 1929 года - установлена Сербско-Хорватско-Словенкая диктатура в Королевстве Югославия: Король Александр Первый назначил диктатором премьер-министра генерала Живковича, который распустил парламент и запретил политические партии.
31 январь 1929 года - Лев Троцкий изгнан из СССР
11 февраля 1929 года - заключен пяд договоров о признании Ватикана  правительсвом Италии
1 октября 1929 года - Правительство Великобритании признало СССР
20 мая 1929 года -  японские войска выведены из китайского региона г Шанту (р-н Порт-Артура)
17декабря 1929 года - продление мирного договора СССР с Турцей и  Китаем
22 декабря 1929 года - договор СССР и Китая урегулирующий конфликт на КВЖД.

** Например, до 1862 года банк в г Хантсвилль, Алабама назывался Nothern Bank of Alabama, а в 1867 г, вскоре после гражданской войны в США,  он уже называется National Bank of Huntsville (Hidden History of North Alabama, Jacquelyn Procter Reeves)

Previous post Next post
Up