Вернись я все прощу или Давай, до свиданья? Часть Вторая

Feb 13, 2024 16:10

В прошлом посте я расписывала причины ухода студентов с групповых курсов и надо ли выяснять почему. Краткий ответ на этот вопрос: выяснять надо, но это важно для самой организации, а лично преподавателю от этого не так уж много пользы.

В этом посте порассуждаю о ситуации когда от частного преподавателя уходят индивидуальные ученики, но в рамках тех же вопросов: почему уходят и если ли смысл выяснять причину в принципе.

Индивидуальное преподавание тоже не гомогенно, и контексты тут бывают очень разные.

Если мы возьмем хорошо многим знакомый контекст репетитора готовящего к каким-то итоговым экзаменам и набирающего учеников на некий срок, чаще всего на год, и как правило для уроков в формате фейсом-об-тейбл ту фейс, в смысле в реале, то внезапный уход кого-то из них в середине года - это прореха в расписании и бюджете, которую не так легко залатать. И в отличие от большой организации стандартно набирающей на курс чуть больше студентов чем есть мест, индивидуальному преподавателю это сделать проблематично. Но это все о последствиях ухода, а что же о причинах, надо ли их выяснять? Если человек ходил-ходил, а потом как-то вовсе пропал бесследно, то я считаю что надо сделать что-то в разумных пределах, чтобы выяснить, как минимум, что он жив. Ну типа гражданский долг выполнить. Но к счастью, в 99% случаев в таких контекстах студенты не исчезают внезапно, а сообщают что прекращают занятия, но вот причины могут указать туманные. И я не вижу смысла начать выяснять эти причины в подробностях, за исключением тех случаев когда студент совсем юный и сообщает о прекращении занятий сам. Потому что известны истории, когда юные студенты преподавателям говорили что прекращают ходить на занятия because reasons, а потом в конце года оказывалось, что родители все это время думали, что занятия продолжались, и деньги дитенку на репетитора давали исправно... Короче, как бы ни было стремно, но в таких ситуациях надо на всякий случай подтвердить уход через родителей. И этого на мой взгляд достаточно.

Что касается частного преподавания онлайн, когда услуги преподавателя студенты бронируют через платформу или через собственных сайт преподавателя, то на мой взгляд это вообще самые гармоничные отношения которые тем более нет необходимости портить выяснениями "зачем уходишь от меня?". На мой взгляд это чуть ли ни единственный случай когда утверждение "никто никому ничего не должен"- это комфортная для всех участников реальность, а не пошлое увиливание от взрослого поведения. Только не стоит это переносить на отношения с любимыми, друзьями и родственниками. Дело именно в возможностях которые предоставляет бронирование услуг через интернет. Нравится тебе преподаватель и хочешь заниматься - бронируй целую серию уроков ( на такое могут быть скидки, более удобное время и так далее). Не уверен - бронируй занятия по одному. Хочешь взять паузу и подумать, думай себе на здоровье, но никто это конкретное время держать специально для тебя не будет, его забронирует кто-то другой. Это не курсы с конкретным началом и концом, здесь "свято место пусто не бывает." Поэтому разонравилось заниматься - не мучай себя, просто больше не покупай уроков и все. Уход по английский - как раз самый дипломатичный в данных обстоятельствах.

И в этих случаях я особенно не вижу необходимости начать выяснять "а почему?". Во-первых, студенты нам не обязательно скажут правду. Я уже и раньше писала что большинство людей испытывают сильный дискомфорт выдавая кому-то низкую оценку напрямую, так сказать в лицо (если этот человек их не разозлил) Поэтому даже если студент уходит из-за того, что преподаватель не понравился или надоел, он под напором выдаст вместо этого что-то про загруженность, поменявшиеся приоритеты, что хочет взять паузу и немного передохнуть, еще что-нибудь в этом духе. Это при чем вполне реальные причины для многих, но так же и популярная дипломатичная отмазка. И кстати, кому-то даже неприятно сообщать и такое о себе. "Мне просто надоело учиться в принципе и вообще я от всего устала." Да уж, спасибо что вытянули из меня неприятный мне самой факт!

Во-вторых, если найдутся студенты который преподавателю укажут действительную причину, то непонятно что теперь с этим делать? Как вам такие причины: "мне с вами довольно быстро стало скучно общаться, у нас оказалось не так много схожих тем для разговора, потому что мы довольно разные люди" или "мне с вами долгое время было очень интересно разговаривать и все нравилось, но мы уже довольно долго занимались и интересные темы постепенно исчерпали себя, и то, что меня вначале мотивировало, стало восприниматься как очередная нудная обязанность в моем графике занятий...". "Вы очень неопытный преподаватель, вы не умеете адаптировать язык, не умеете задавать интересные вопросы, не запоминаете что я вам говорю, и в принципе понятно что для вас это временная подработка". Во всех трех случаях это были реальные причины по которым я прекращала занятия с преподами. И это только за последние 4 года! До того и хуже бывали. Но какой толк был бы этим преподавателям от моего "фидбэка"? Они что, из скучных сразу стали бы нескучными? Из неопытных сразу опытными? Так зачем обижать человека если он все равно ничего конструктивного с этим сделать не может?

Более того, когда преподаватель действительно опытный и знает что делает, например знает что он предлагает и чего предлагать не будет (например потому что уроки какого-то формата ему не очень интересно проводить), ему фидбек вроде "мне с вами стало скучно" или "а я хочу заниматься по учебнику, почему вы не занимаетесь по учебнику?" бесполезен, но не так уж страшен. Если мне такое скажут, я даже соглашусь: да, значит я не ваш преподаватель, хорошо что вы это поняли, я уверена вы найдете более подходящего (искренне уверена, и искренне желаю успехов, честное слово!)

А вот выдавать молодым неопытным преподавателям огульные негативные оценки их преподавания - это вообще довольно жестоко, потому что молодые учителя гипер-чувствительны и воспринимают такую критику как оценку не просто конкретных профессиональных качеств, а вообще всей личности, причем чуть ли не навсегда. Я может злопамятная ( а может просто злая и у меня хорошая память), но я до сих пор помню как у меня чуть ли не весь мир обваливался когда мне лет в 19-20 какие-нибудь бабушки маленьких непослушных школьников выдавали "это не Сашинька наш такой непослушный, это просто вы - учитель не от бога, по вам сразу видно, я-то сразу могу отличить, от бога или не от бога". Или какие-нибудь папиньки частных учеников, которым я подняла в новом году цену (все равно очень умеренную по городу) "Нет, милая, Ваши занятия столько не стоят." А сейчас я только поржала бы с такого и платочком помахала. Ну хоть какой-то толк есть от достижения пожилого среднего возраста.

Наверное у кого-то возникнет вопрос: так вы что же, утверждаете, что критический фидбек от ученика преподавателю вовсе не нужен?
Отвечаю: нужен, конечно же нужен! Но он нужен, в смысле от него будет польза не тогда когда ученик уже ушел, а в том случае если он желает продолжать занятия и просто хочет какие-то вещи поменять. В таком случае можно очень конструктивно обсудить, что можно поменять, а что невозможно, и ожидания и условия этого. Конструктивный диалог, а не прощальный манифест. Кто будет против этого?

Всем побольше конструктивности!

училковое

Previous post Next post
Up