Миня аш трисёт!

Jan 06, 2024 13:15

Давно назрела у меня терапевтическая тема: Какое поведение взрослых студентов меня бесит как преподавателя? Почему? ( И можно ли это как-то решить?)

Я не исключение из правила, что чем преподаватель старше опытнее, тем труднее его шокировать или вывести из себя.
И вообще если речь идет о взрослых людях которые по своему желанию пришли учиться на каких бы то ни было курсах, то среди них случаи действительно плохого поведения крайне редки. Но все-таки есть несколько моментов когда мне так и хочется заорать "ааааааа!!!!" ( и еще руками так сделать, руками)

1. Постоянные опоздания. (в тандем к этому, хотя и более редкое явление - постоянные уходы с урока пораньше) В принципе, есть целая категория преподавателей которые к этому относятся совершенно равнодушно, типа, постоянно пропускающий 15-20 минут урока студент этим вредит только самому себе. Но я не из их числа. Тут еще многое зависит от политики всего заведения: в некоторых заведениях пунктуальность студентов считается чем-то вторичным, в других же выставляется на первый план, и преподавателей (ну и студентов тоже) руководство постоянно на эту тему мурыжит. Насколько я могу судить, показной упор на пунктуальность взрослых студентов - это таки не показатель качества заведения в целом, потому что за годы моей преподавательской карьеры и затянувшего вечного студенчества мне попадались и хорошие и плохие заведения в обоих категориях.
Но в любом заведении, когда студент опаздывает постоянно, это не только меня начинает раздражать, но и остальную группу тоже, плюс какая-то часть группы начинает считать это допустимым и тоже начинают опаздывать (это фактически закон). Можно ли с этим что-то делать? Если это единичный случай опоздания, то я игнорирую, разве что если опоздал очень надолго и не предупредил, тогда могу спросить тихонько, все ли у человека в порядке, а то мало ли. А вот если опоздания постоянные, то я считаю что преподаватель должен выразить свое недовольство этой тенденцией очень четко. Но не при всех!
Тут есть еще такой момент - у взрослых людей регулярные опоздания или уходы с занятий "пораньше" могут объясняться какими-то особыми непреодолимыми обстоятельствами: рабочим графиком, школьным расписанием детей, доступностью транспорта в районе и так далее. В таких ситуациях студенту надо предупредить нас об этом обстоятельстве в самом начале курса. А в идеале, еще в момент приема на курс. И вот тут возникает трудная и интересная дилемма. Стоит ли вообще записываться курс в таких обстоятельствах? Мне лично кажется что непреодолимые опоздания допустимы в прямой пропорциональности к длительности занятий и "хардкорности" и "эксклюзивности" курса. То есть если занятие длительное (например 3 часа) и это единственное на всю округу заведение которое предоставляет такие курсы, и плюс в курс входят много других самостоятельно осваиваемых элементов (типа дипломной работы), то такие вот регулярные опоздания по конкретной объяснимой причине приемлемы. Знаете почему? Потому что все возможные препятствия человек бы уже устранил ради этого курса. И остались видимо действительно невозможные. Если же это предмет более "лайтовый" ( а языковые курсы обычно ближе к этому варианту), сами занятия короткие и основное освоение материала происходит во время занятий, то я лично считаю что в таком случае регулярные опоздания и/или ранние уходы делают эти занятия довольно бессмысленными для этого студента. Не лучше ли ему/ей найти вариант поближе или с более удобным расписанием, и учиться там? Либо же пойти учиться тогда, когда семейные и рабочие обстоятельства будут более благоприятны? Если у этого человека уже очень ограниченный ресурс, то на учебу его попросту не хватит. На этом моменте у студента возникают такие возражения "Но мне надо сейчас!". Увы, это значит что у этого человека явный конфликт с реальностью - и угадайте кто в этом случае проиграет? Я крайне мало видела исключений из этого правила.

2. Постоянно в смартфоне. Такое во взрослых группах бывает, слава тебе господи, очень редко. Это обычно проблема подростковых групп. Со старшими подростками учителя решают это по разному, вплоть то конфискации телефонов в начале урока. (я лично не люблю этого делать даже с подростками. Я вообще не люблю "детсадовских" мер) К счастью во взрослых группах никакие такие меры не нужны ( это один из моментов напоминающий мне как все-таки здорово преподавать во взрослых группах! ). Да, взрослые студенты могут держать телефоны под рукой и иногда в них тайно посматривать, даже тогда когда они этого делать совсем не должны. Но обычно они сами при этом понимают, что делают что-то не то, и регулируют сами себя, поэтому это все совсем не критично.
Но иногда нет-нет да и попадется мне студент, который ведет себя в этом отношении как подросток, а не взрослый человек. То есть переключается на телефон при каждой возможности, пропускает при этом что говорили другие, какая была инструкция и так далее. Меня бесит в таком поведении то, что мне тогда приходится со взрослым человеком разговаривать как с подростком. Про уважение к окружающим, про "а нужны ли Вам эти курсы если происходящее Вам настолько неинтересно?" и это вот все. Со взрослым! Это ужасно неприятно, даже неловко как-то!



Сам себе голова. Под этим я понимаю поведение когда студент внимательно выслушает мою инструкцию, совет, поправку или предупреждение, а потом все равно сделает по своему. Потом опять меня выслушает и снова по-своему. Речь здесь идет не о понимании какого-то грамматического правила и постоянных ошибках, то есть не о проблемах с пониманием материала. Это совсем другая область. Тут именно неприятие того, что я прошу делать или не делать, которое никак нельзя спихнуть на недопонимание, хотя бы по количеству напоминаний. Например, я студентов предупреждаю миллион раз про плагиаторство, его бессмысленность и последствия. С примерами как не надо делать, потом с конкретными доказательствам, если кого застукала за этим. И вот выслушав все это, студент снова приносит мне эссе из интернета. ( сейчас уже новая штучка - помощь AI, но в случае изучения языка тоже есть способы понять что человек не сам написал - по уровню написанного и полному отсутствию ошибок) Или еще популярный случай игнорирования формата экзамена. Например, многие устные экзамены предполагают что-то вроде презентации с последующими ответами на вопросы от аудитории. По традиции, некоторые студенты из "аудитории" хотят из этих вопросов сделать дискуссию, то есть начать спорить с "докладчиком", рассказывать свои собственные идеи и так далее. Ну то есть поначалу не понимают формат, и это нормально, поэтому до экзамена мы немало делаем тренировочных презентаций и эту тенденцию превращать их в дискуссии замечаем, останавливаем, разбираем, и уже кажется все хорошо поняли формат, но ... на двадцать человек все равно найдется хотя бы один, у которого в момент экзамена все это вылетает из головы и который начинает с докладчиком дискутировать и спорить. Во время экзамена. Ну просто чудо чудное! как говорит всенародная любимица Малышева

4. Это нам не задавали, это мы не проходили. "Я не готова к тесту, потому что я не знала что сегодня будет тест." "Я не знал какое было домашнее задание." "Занятия начались на прошлой неделе? А мне никто не сказал." "Экзамен завтра? Серьезно? Первый раз слышу!" При этом остальная группа сидит тут же и подтверждает, что все это было сказано, объяснено, повторено, продублировано на платформе и еще потом было несколько напоминаний.
Как и в случае со смартфоном выше, бесит меня в этом совершенно детский подход к вопросу. Скажи этот человек в этот момент, "извините, я забыл, я пропустил, я прослушал"( можно и без "извините") - и все, вопрос будет исчерпан. Я им не мама и не начальство, при всех отчитывать за забывчивость. Со всеми бывает. Но вот эта нелепая совершенно попытка спихнуть вину на другого - на меня то есть, меня сразу выводит (обычно внутренне). У меня сразу возникает мысль "если ты со мной себя ведешь как упрямый ребенок, то и я тебе буду отвечать как упрямому ребенку." Не лучший подход, прямо признаюсь, и я стараюсь это сдерживать. Но внутри все аж кипит!
И подвид или "кузен" этого - заявлять что такую-то и такую-то тему, которую им полагалось проходить на предыдущих ступенях курса, они тогда вообще не проходили ( и только поэтому им сейчас так трудно!) Мы с коллегами разных уровней уже коллективно собрали досье друг на друга - кто что со студентам "не проходил"! Оказывается, что все мы "не проходили" и "не тренировали" со студентами изучающими английский язык все нижеследующее: времена, артикли, прилагательные, сущетвительные и вообще все части речи, пунктуацию, орфографию, чтение, письмо, аудирование, дискуссии ... ну в общем вы поняли. Всем вон из профессии!

5. Отвлекающий маневр Это как-то связано с четвертым пунктом, потому что студенты которые делают пункт 4, часто делают и это тоже. Возникает какой-то момент на занятии, когда от них что-то требуется - ответ на вопрос или даже просто концентрация внимания на задании, и они тут вдруг раз - и свой вопрос преподавателю вместо этого! И совершенно, абсолютно не связанный с темой. Например, я говорю: "Мария, вот это слово вот в этом предложении, какая это часть речи?" А Мария мне "А когда у нас экзамен?" Мария ужасно просто не любит части речи ( и вообще всю грамматику, пунктуацию, орфографию, чтение, письмо, аудирование и устную речь... ну в общем вы опять поняли) Опять же, это поведение напоминает мне подростков. Но подростки чутка попроще будут, они в такие моменты пытаются задавать вообще смешные вопросы, типа "мисс, а какая у вас любимая футбольная команда?". А взрослые уже пытаются сделать из этого что-то посерьезнее. Смешное здесь то, что я отказываюсь отвечать не такие вопросы, но это их никогда не останавливает. Вот уж точно, что старый, что малый.

6. Мне некогда... делать домашнее, повторять, читать книги или сайты, готовиться к тестам, потому что я очень занят(а) на работе/детьми/проблемами. (и скрытое требование: помогите мне ничего этого не делать но при этом все выучить!)

Эта тема ближе к конфликту с реальностью в первом пункте. Все мы понимаем, что у взрослых людей, а особенно родителей, может быть просто гора обязанностей и очень мало времени. Но если эта гора обязанностей такая большая что им невозможно сфокусироваться больше ни на чем, то не надо пытаться впихнуть в свою жизнь невпихуемое, как например, экзаменационные языковые курсы. Я понимаю что хочется. Но оно все равно не впихнется! Выйдет потерянное время, и студента и преподавателя.

На ноте впихивания невпихуемого, следуя собственному совету, закончу этот пост.

училковое

Previous post Next post
Up