В Инсте в одном популярном русскоязычном акаунте молодая автор описала свою ужасную учительницу-мучительницу из школьных лет, и под этим постом появилась чуть не сотня комментариев где люди разного возраста вспоминают своих ужасных школьных учителей.
Можно конечно сделать скидку на то что кое-кто там и сгущает краски, но большинство историй не похожи на выдумку, и не похожи на "надуманные травмы снежинок" где не того цвета ручкой исправили детке ошибку, и детка третий день не кушает компот. Наоборот, все описанное серьезно: от унижения перед всем классом и постоянного буллинга до чуть ли не физического насилия.
Читая такое поневоле начинаешь сравнивать со своими школьными годами. Я всю свою среднюю школу, с 4 по 9 класс ненавидела страшно, и по большей части это были травматичные для меня годы, темные и печальные. (К счастью когда до меня наконец доперло что надо переходить в другую школу, ситуация поменялась и моя психика пусть не мгновенно но достаточно быстро пришла в норму.) Но при этом - наверняка это моя профессиональная деформация так влияет - я не припомню в свои школьные годы ни одного действительно ужасного учителя! Это не значит, что они поголовно были замечательными, и не значит что даже хорошие учителя не допускали педагогических ошибок ( об этом ниже), но вот чтобы попадалось мне на школьном пути ненавистное злобное чудовище издевавшееся над учениками - нет, такого я не припомню.
У меня прекрасная память на события и эмоции, и я помню немало случаев из детства когда было обидно от явной несправедливости и т.п. Но это представляется мне именно педагогическими ошибками, пусть даже серией педагогических ошибок, но совершенно точно не каким-то нарочным вредительством или злобностью характера... Я думаю из этих воспоминаний я извлекаю немало полезного, стараясь не повторять подобных ошибок со своими студентами. У меня, конечно, контекст давно другой и средний возраст студентов совсем другой ( слава тебе господи), но все-равно иногда вспоминаются интересные случаи которые и сейчас актуальны.
1. "Три Обезьянки" Самой большой системной ошибкой моих школьных преподавателей и вообще школы было не замечать травли. Но даже это было вызвано, как мне сейчас кажется, не столько их равнодушием или тупостью, сколько отсутствием у школьных учителей в те годы знаний и навыков распознавать и предотвращать буллинг. Мои учителя замечали некоторые отдельные эпизоды, когда меня кто-то обижал, интерпретировали их по-своему ( например, "мальчики дергают за косички девочку, потому что она им нравится", меня до сих пор от этой интерпретации тошнит). Плюс в первые годы, когда я жаловалась родителям, мои родители приходили в школу и разговаривали с учителями, потом то с одним обижавшим меня одноклассником, то с другим. То есть мою проблему как бы не отвергали, меня вроде как выслушивали. Но никто при этом не видел всей картины и не признавал что это тенденция, причем укоренившаяся... Никто из взрослых, то есть. Я-то всю эту картину видела, но мне было стыдно описывать это правдивыми словами (типа "меня травит пол-класса, а вторая половина равнодушно а иногда даже с интересом смотрит на это") потому что следующей логической ступенькой представлялось "раз все - значит это дело во мне а не в них", мысль еще более болезненная, чем выносить травлю. Поэтому
если я и жаловалась учителям или родителям, то на конкретный случай или конкретного мальчика. А так как одноклассники это положение вещей тоже прекрасно чувствовали, то каждый конкретный мальчик утихал на очень непродолжительное время, но даже и на это время на его место вставал другой. "Отряд не заметил потери бойца." В конце концов я перестала жаловаться... нет, не потому что это "западло" и т.п - таких понятий у меня никогда не было, а просто потому что это стало совершенно бессмысленно. Травля при этом приобрела новые более изощренные формы и новых участников, но не новых свидетелей.
С высоты своего опыта сейчас я конечно не оправдываю то, как реагировала на происходящее моя школа, но все-таки и судить их слишком строго тоже не могу. В конце концов, когда в наше время люди упорно не замечают куда более страшную реальность даже когда их носом туда тычут - и идеология играет в этом немалую роль - логично что в "передовой советской школе" просто не могло быть жестокости и травли!
2. "А судьи кто?" Одно воспоминание которое в свое время было очень досадным, а потом стало очень полезным примером очень скверной методики с педагогикой. Где-то полгода у нас преподавала литературу сама директор. Директора - как правило очень плохие учителя. Я вообще не понимаю почему их заставляют что-то преподавать, когда у них голова совершенно не этим занята. Всем от этого только хуже. Помню как в 10 классе, в новой уже школе, наша директор, спец по географии, появлялась на уроке от силы один раз в четверть устроить нам тест по географической карте. В остальное время мы все уроки подряд тупо конспектировали очередную главу из учебника, причем эту инструкцию нам как правило передавал кто-то из учителей. До того я любила географию как предмет, даже подумывала об этом как о карьере, после этого догадайтесь что. (но это и к лучшему) Впрочем, я отвлеклась, рассказать-то хотела об уроках литературы в классе примерно 7-ом или 8-ом. В каком классе проходят Лермонтова "Мцыри"? Так вот, та директор-русичка была не менее занята чем директор-географичка, но на уроках появлялась. Просто она умела решать свои более важные задачи не выходя из класса. А как это было сделать так, чтобы дети не мешали и даже может быть что-то делали? Ну можно им задать учить стихи наизусть и выступать по очереди у доски. А оценки как выставлять, если слушать их недосуг, решая свои директорские дела? Так пусть сами друг другу оценки ставят! И новаторство, и рационализаторство - ведь таким образом ее общение с классом ограничивалось несколькими минутами. В начале урока она назначала пару, которая будет сегодня выставлять оценки, и в конце урока уточняла кто отвечал и какие оценки получил и заносила в журнал. Обычно все друг другу ставили пятерки. Никакого графика "учителям" она не вела, просто назначала первого, на кого падал взгляд, как-то получалось, что это были одни и те же. Я даже не думаю что это были какие-то любимчики, ей было не до любимчиков, мысли не этим заняты, она нас по именам и то не помнила. Просто кто-то выше ростом руку выше тянул и автоматически избирался в "учителя". Мне ни разу посчастливилось - я маленькая была. Так вот в тот день я рассказывала особенно понравившийся мне отрывок из "Мцыри", который я долго репетировала дома. Литература всегда была моим любимейшим предметом, в котором у меня были отличные оценки (в отличие от большинства других уроков). А оба "учителя" в тот день были из тех кто меня травил. Оба поставили мне четверку (поставить тройку вызвало бы подозрения). Наша Педагог Года спокойно занесла эту оценку в журнал. Я пыталась возмутиться и поспорить, но ей некогда было меня выслушивать - у директора слишком много куда более важных дел... Тогда было обидно ужасно, но зато я сейчас знаю как выглядит педагогическо-методический зашквар.
3. Tough Love или Железная Леди. Когда я написала что не было среди моих учителей монстров, я слукавила, потому что одну преподавательницу я считала монстром и ненавидела почти год. И не я одна. Когда она однажды заболела, все очень обрадовались, и кто-то сказал тихонько "да пусть бы вообще умерла!". Но...уже к концу года все изменилось. Именно этой преподавательнице я обязана первыми серьезными шагами в английском! Не ей одной, но совершенно точно ей первой. До нее, в младшей школе, даром что у нас была спецшкола, я не считала английский важным предметом, отвлекалась на уроках, не делала никаких домашних заданий и соответственно ничего не знала. (я не из тех кто слету что-то хватает) Была хуже всех в классе, честное слово, просто позорище. Помню как меня вызвали к доске называть фрукты и овощи на красивом расписном лаковом плакате, и я могла вспомнить только слово "nut". Но в младшей школе добрые учителя считали что это не моя вина что я тупенькая уродилась, выводили мне за четверть из доброты душевной четверку и на этом все успокаивались. Но когда началась средняя школа и новая училка - то не тут-то было. Она не стеснялась и двойки ставить, за явно не выполненное домашнее, а уж тройки так вообще шли россыпью. И спрашивала ("пытала") каждого почти на каждом уроке - отсидеться было невозможно. Первую четверть после ее уроков пол-группы плакали, пол-группы ругались. Вторую четверть наши родители прибегали жаловаться, но сделать мало что могли. Она была из заслуженных и могла объяснить очень четко за что поставлена двойка или тройка. И к другим преподавательницам всех не переведешь. Ситуация безнадежная! Но где-то в третью четверть до меня наконец дошло, осенило меня, можно сказать, что для того чтобы не получать двоек, надо делать домашнее, а чтобы не получать троек - его надо делать повнимательнее. Эврика! После этого все постепенно наладилось: я стала получать четверки и даже нередко пятерки и вообще английский стал одним из самых сильных моих предметов. И когда я меняла школу, это дало мне возможность выбрать школу с этой же специализацией, и дальше все как-то удачно сложилось в этом направлении.
Поэтому за этот boot camp experience я той учительнице благодарна. Если бы не тот первый сложный год, кто знает стала ли я бы относиться к английскому серьезно или нет. Тем не менее, ее методы я не могу назвать показательными к применению. Меня они подтолкнули, а кого-то может и отвратили. В принципе, хотя уже к концу первого года отношения между ней и группой наладились, мы ее все-таки побаивались. Я так точно, все последующие несколько лет, до самого моего ухода. И у меня лично, хоть я и полюбила английский, не было в те годы ощущения, что это мой талант, не было ощущения уверенности или энтузиазма. И в ее глазах я была старательная и умненькая, но тихая, не яркая. Эту яркость и уверенность мне уже потом удалось развить в более дружелюбных условиях, а останься я в старой школе, может этого и не было бы никогда. Так что польза от подхода boot camp есть, но и серьезные ограничения есть тоже.
4. "Девочка не плачь". Никчемный физрук - это вообще советская классика. У нас тоже такой был один год. Примечательное случилось тогда, когда он не заметил, что на его уроке я сломала руку. Это произошло во время эстафеты. Переднему "звену" полагалось добежать и дотронуться до стены. Я бежала вытянув вперед правую руку и Хрясь! Да, в 11 лет я не знала как работают законы инерции, представьте себе! Это был не открытый ( и даже не закрытый) перелом. Кость внутри треснула, но внешне это было не видно, рука была под нормальным углом, не опухла. Зато было видно, я думаю, по мне, когда я бледная и зареваная весь оставшийся урок просидела на скамейке держа руку. Физрук подошел один раз и сказал "Чего ты все время плачешь?". И правда, чего? К вечеру рука постепенно прошла, но на следующей неделе стала болеть. Тогда мама повела меня к врачу, ну а дальше все понятно и не интересно: рентген, гипс, все дела. Интересно здесь то, что на уроках физкультуры в те годы кажется не было понятий "правила безопасности" и "первая помощь". Физкультуры, заметим! Где вероятность травмы в десятки раз вероятней чем на уроках какой-нибудь математики. Либо же эти понятия были, - на бумаге - но нанимая на работу абы кого школы не проверяли, может ли этот человек отличить травму от каприза.
5. Второй шанс. В старших классах ( уже в новой школе) моя "англичанка" была очень талантливая и прогрессивная. Она, например, была из первых в Минске кто в девяностые годы получил ( за границей) сертификат CELTA. Это в те годы была новинка ого-го! Она вообще очень интересная была женщина, очень предприимчивая и выдающаяся, но, как и многие выдающиеся, не без... багов. Или фичей. Про ее методы и как мое отношения ней (а ее ко мне) менялось, и как через тернии я все-таки попала к звездам, я вообще могла бы пару страниц написать, но тут и так много текста. Ограничусь одним случаем, который меня кое-чему научил на будущее. Частью нашей английской программы перед экзаменами была сдача всяких тестов - по чтению, по аудированию и так далее. Я как-то писала пост про аффективный фильтр и приводила пример как мне не давалось в то время аудирование и как я его жутко боялась. Уже все остальное реально хорошо шло, везде прогресс галопом, а как аудирование - я опять сама тупая. И вот когда мы весной сдали этот предэкзаменационный тест по аудированию, у меня был конечно печальный результат. Я очень переживала, подошла к этой учительнице после урока и просилась пересдать. Она согласилась, но явно нехотя, назначила день и время. Я задолго до назначенного времени стояла в коридоре, ждала. Она появилась с большим опозданием, с магнитофоном и тестом в руках. Повела меня в кабинет. Видно было, что она в плохом настроении, что явно спешит куда-то, а тут еще я с этим тестом. Дала мне послушать запись только один раз ( положено было два раза). Быстро все собрала и ушла. Я себя в тот момент почувствовала как оплеванная. Ведь она знала, что во всем остальном я прекрасно училась и старалась. Неужели так плохо и странно было, что я хотела пересдать что-то, что хотела лучший результат?
Я для себя тогда решила, что когда сама стану учительницей, и мои ученики будут просить меня пересдать что-то, я всегда пойду им навстречу и помогу, потому что каждый заслуживает второй шанс.