Как справиться с Внутренней Уточкой и поверить что мы способны на все! Глава очередная.

Oct 29, 2021 17:12



В прошлом посте я начала рассказывать о слоях из которых состоит Вера в Успех в изучении какого-либо примета или навыка, и сегодня продолжу. Если в тот раз речь шла о самом общем слое - уверенности в достижимости этой цели в принципе, для некоего среднестатистического коня ученика в вакууме, то сегодня речь пойдет об уверенности именно в своих собственных возможностях. То есть если предыдущий слой был максимально общественный, то этот - максимально индивидуальный.

Магнолия "МагуЛиЯ"

Как максимально усилить ощущение, что вы добьетесь в этом предмете успеха?

Некоторые люди в этом отношении счастливчики - оно уже чуть ли не родились с очень оптимистическим ощущением “я опупителен: я и умный, я и способный, я и волевой, я и трудолюбивый, и я вапще такой молодец, что всего добьюсь, вот увидите”. Это ощущение может раздражать окружающих, более того, иногда это ощущение человеку может даже помешать в каких-то аспектах обучения, но я ведь предупреждала, что эта серия постов - не об эффективности обучения в целом, а именно для поддержания своей мотивации к учебе. Так вот именно для стойкой мотивации к учению такое ощущение очень полезно.

И уж во всяком случае гораздо полезнее, чем его полная противоположность - установки от Внутренней Уточки, которые, к сожалению, встречаются намного чаще чем ощущение опупительности. Когда дело касается изучения языков, они выглядят примерно так:

Ну конееечно, вот кто-то может и опупительный, а вот у меня-то нет способностей к языкам
Ну конееечно, вот кто-то может и опупительный, а вот у меня-то плохая память
Ну конеечно, вот кто-то может и опупительный, а вот я-то уже не в том возрасте

И еще одна, немного особняком:
Ну конеечно, вот кто-то может и опупительный, а вот у меня так получилось по жизни, что... короче, мне просто в лом прилагать усилия, понимаете?

Тут если кто-то мне хочет возразить, “так на самом деле им это все не нужно, они здесь чисто потрындеть”, я напомню, что про фактор Ценность Результата был отдельный пост, и что здесь я описываю подробно все составляющие фактора Уверенность в Успехе предполагая что фактор Ценность Результата ( то есть, итогового знания языка в нашем случае) у этих людей уже присутствует. То есть я пишу про тех людей, которые выучить хотят, им это реально нужно, но при этом они считают, что скорее всего у них ничего не получится, потому что ну конееееечно.

Те же случаи, когда человеку это действительно и не нужно и он соответственно ничего и не учит, а "чисто потрындеть", меня не интересуют.

Касательно первых трех установок примечательно, насколько они популярны, при том что прямолинейно признаться в своей интеллектуальной несостоятельности мало кто готов. Много ли вы знаете людей, которые вам с готовностью признаются “я по жизни дурак”, или “я абсолютно некомпетентен”? Но судя по тому, как часто и как вполне комфортно люди среднего и старшего возраста выдвигают установки про свои слабые языковые способности, слабую память или уже не тот возраст в качестве основной причины своей неуспешности, они не связывают их ни с низким интеллектом, ни с некомпетентностью. Думаю, это потому, что обычно люди постарше уже проявили и доказали самим себе, что в чем-то другом важном, в какой-то основной своей деятельности они совсем не дураки и вполне компетентны (хотя бы даже в ведении домашнего хозяйства! ). И поэтому в других аспектах, не таких важных - как изучение нового предмета - они теперь позволяют себе расслабиться. Я не дурак, у меня просто нет способностей к этому конкретному. Я не некомпетентен, просто вы молодые накрутили тут всякого лишнего, старому нелегко.

А вот студенты очень молодые, от старшеподросткового возраста до примерно конца студенческого, первые три установки озвучивают гораздо реже. Но студенты молодые вообще намного реже выдают Уточку с “ну конеечно, вот у вас-то так-то, а у меня-то то-то”. У них гораздо больше установок завязано на другом слое: “Контроль над ситуациями своих успехов и неудач”. И самые вредные молодежные установки на этом слое это обычно “да я бы ваще мог бы: огого! Но просто они мне козлы такие мешали/мешают/помешают. А так я бы одной левой ваще запросто...” Про этот слой отдельный текст будет, он любопытен своими противоречиями.

Еще примечательно, что последняя, четвертая установка, "так получилось что мне стараться в лом" более универсальна. И молодежь и стародежь одинаково охотно объясняют свою неуспешность в обучении элементарной ленью. Загадочно, но факт, что собственная лень никак не ассоциируется у студента с собственной же некомпетентностью и низким интеллектом. Иногда даже наоборот, это еще и повод для гордости. Ну вот такой я особенный ленивый ученик, и это уже ваша проблема, дорогие преподаватели.
Поэтому, кстати, в разговорах с молодыми неуспевающими студентами нельзя преподавателям употреблять аргумент “ты же очень умный, но ты просто очень ленивый”. Потому что такому студенту гораздо спокойнее будет оставаться просто ленивым, чем попытаться что-то делать, усилия какие-то приложить, и обнаружить, что на самом деле он еще и не очень умный. Зачем рисковать лицом, если можно этого не делать? Вообще при оценке чьего-то прогресса в учении надо вообще удерживаться от оценок личности. От негативных оценок личности само собой, но это преподаватели обычно понимают, если они не совсем уже чудовища какие-то. Но не все понимают, что и от положительных оценок личности студента в целом ( “ты такой умный мальчик!” ) преподавателю тоже надо воздерживаться, а хвалить надо за конкретные усилия (“я вижу что ты слушал меня очень внимательно”) и за результат ( “и так много запомнил и ответил правильно на большинство вопросов, молодец”)

Что касается студентов уже не юных, то у них часто лень проявляется уже по-другому - им в лом выделять и организовать время на собственное обучение и менять привычки. И тогда начинаются отмазки, которые я называю “I’m a busy mum” (Это может быть и busy CEO, неважно) Чтобы меня сразу же не обвинили в бесчеловечности, скажу, что во-первых, если эта причина проявилась одноразово, это не страшно. И даже два раза тоже не страшно. Проблема в этой отмазке используемой регулярно. Во-вторых, действительно, вполне вероятно, что студенты старшего возраста оказываются не просто бизи, а вообще мегатурбобизи - они и матери, и отцы, и начальники и тд. И ну нету у них времени на регулярные занятия и повторения, когда у них то дите титьку требует, то курям надо задать, то главбух завтра увольняется ( или главбух титьку требует, дитю надо задать, а куры завтра увольняются) Но тогда уж извините, дорогие мои взрослые люди, значит сейчас не самый подходящий в вашей жизни момент учить предмет, который требует времени и внимания. ( Довести язык до хорошего уровня требует очень много и времени и внимания, да и вообще какой большой предмет этого не требует? ) Доживите до более подходящего в вашей жизни момента и тогда все это дело возобновляйте - это будет трудно, и опять же очень в лом будет, но это вполне возможно, и этому есть много примеров (включая, между прочим, меня саму и мой последний диплом). Либо же организуйте свое время сейчас между дитями, курями и главбухами так, чтобы оно у вас появилось - это еще труднее, но и это не из области фантастики. А вот как бы так сделать, чтобы заниматься 10 минут в день ничего не учить, но при этом все скоренько выучить, потому что вы этого достойны как хорошая мать и классный начальник, то вот это точно бывает только в сказках.

Но теперь вернемся к способностям, памяти и возрасту, потому что здесь как раз совсем не поможет совет “найдите более подходящий момент в своей жизни.”

А что поможет? Во-первых, понимание того, что “способности к языкам” - это совершенно точно не некое неделимое целое. Это скорее конструктор наподобие Лего - элементов там много, но они неплохо друг с другом сочетаются, и если, допустим у кого-то не оказалось каких-то элементов, то из оставшихся все равно можно слепить что-то достойное. Ну может быть не целый звездолет, но хотя бы луноход получится!
Вообще “способности к языкам” достойны отдельного поста, но здесь напишу, что помимо хорошей памяти, о которой мы еще ниже поговорим, и хорошего слуха, есть еще способности к анализу и синтезу, к концентрации внимания, коммуникативные навыки в принципе ( эмпатия, навыки активного слушания и т.п.), есть еще определенная смелость, то есть готовность экспериментировать, а с другой стороны эффективный само-мониторинг, рефлексия; a еще есть любознательность, а с другой стороны некая толерантность к не совсем понятному (я бы объяснила это как “способность не загоняться и не париться там где не надо”)

И, действительно, кому-то все эти элементы даны получше от рождения и потом еще развиты до некоего идеального баланса - как правило, с детства и благодаря благоприятным условиям либо в семье либо в системе образования. Признаю, что таким людям повезло больше чем остальным. Но и у остальных взрослых самостоятельных людей все эти способности наличествуют в какой-то смеси. У кого-то больше анализа, синтеза и самоконтроля, а у кого-то больше экспериментаторства и способности не загоняться в ненужном месте. Соответственно, какие-то аспекты языка одним будут даваться быстрее, а какие-то - другим, но в итоге для всех возможны вполне себе практические результаты, потому что языки - это очень многообразная дисциплина, и можно найти и занятия себе по вкусу, и стратегии которые помогают лично вам. Но самое важное, важнее даже чем находить то, что нравится - это что все эти способности можно развить, а слабости компенсировать. И хотя бы на один-то иностранный язык любому человеку способностей хватит за глаза. Миллионам и миллиардам двуязычных людей как-то же хватило!

Я не устаю повторять в постах, что да, есть люди с learning difficulties, которым объективно все намного труднее чем остальным, и есть люди которые в детстве и юности не получили образования вообще, и им тоже объективно все намного-намного труднее. Но даже и в этих случаях хоть и не все, но многие из них постепенно достигают совсем неплохих результатов. Дислексия, например, совсем не считается непреодолимым барьером в изучении иностранного, хотя казалось бы, очень затронутый предмет. А уж если им удается, то остальным - тем более.

Теперь, насчет памяти. Завидовать людям с великолепной памятью легко, я сама в студенческие годы завидовала одной подруге, которая все запоминала вообще с лету. Но спустя годы, насмотревшись на разных людей у которых с памятью действительно большие проблемы, например из-за речевых расстройств, я поменяла свои завидки другим на благодарнисть своему собственному мозгу за то, что у меня вполне себе нормальняя такая память. Радуюсь тому что имею, это ж счастье. Особенно если знаешь, как именно этим пользоваться.

Карочи. У вас что, деменция, амнезия, олигофрения, особенно глубокая форма дислексии? Нет? В таком случае, память у вас нормальная. Возможно не блестящая, возможно даже слабоватая, но это все-равно функционирующая, адекватная память, с которой можно работать и многого добиться. Если вы справляетесь с многоэтапными задачами на работе, запоминаете хоть в общих чертах прочитанное или просмотренное, если в конце разговора с друзьями, супругами или начальством вы помните то, о чем вы договорились, если вы не забываете свои личные вещи каждый раз в новом месте, значит у вас нормальная память, и стало быть вы в состоянии запомнить и слова и формы и все вокруг этого. Возможно, вам придется их чаще повторять, возможно вам понадобится больше времени и дополнительные стратегии, но это в любом случае вполне в пределах ваших способностей. Надо просто пореже произносить фразу “у меня плохая память”. Точнее так. Можно говорить “у меня плохая память, и поэтому мне надо будет повторить это десять раз, чтобы запомнить”. Но ни в коем случае не “у меня плохая память, поэтому я этого никогда не запомню.”

И еще один маленький секрет полишинеля. Очень часто, когда человек какую-то новую информацию не запоминает от слова совсем, и потом грешит на свою плохую - по жизни, хнык-хнык - память, на самом деле оказывается что он а)совсем не концентрировался , или б)концентрировался, но совсем ничего не понимал. Касательно первого, вроде же очевидно, что мы не в состоянии запомнить то, чему мы совершенно не уделяем внимания (поэтому методики “языки во сне” эффективны на 0.00%). Тем не менее я за свою преподавательскую карьеру видела удивительнейшие примеры, когда студенты просто стеклянными глазами смотрят на доску, а сами при этом мыслями далеко-далеко, но считают при этом, что они свою часть задачи выполнили: пришли за урок, сели за стол и смотрели на доску, но почему же ничего не усвоили? Или второй вариант - есть студенты которые прямо таки компульсивно начинают с доски все сразу же копировать в тетрадку, хотя мы даже еще не разобрали, что это собственно и к чему. И пока мы разбираем и обсуждаем, они заняты переписыванием, а потом “я ничего не помню, это потому что у меня плохая память”.

Думаю, среди читателей этого поста таких крайностей нет, но все-таки спросить себя “вот я ничего не помню, а слушал ли я, читал ли я эти слова или объяснения вообще?” не повредит.

В том же случае, когда мы ничего не понимаем, но при этом уделяем этому чисто механическое внимание (типа повторять про себя одну и ту же строчку не вникая в отдельные слова), мы можем кое-что запомнить, но как правило это ненадолго (если снова и снова не повторять) и с трудом. В общем-то в изучении языков нам подфартило и такой способ запоминания как раз не исключен, бывает что даже приходится прибегать именно к такому механическому повторению. Но оно работает с таким скрежетом и с таким низким КПД на выходе, что иногда его использовать можно, но только на нем знания языка никак не построишь. Все люди старшего поколения, которые в школе учили только “топики” про “Ландан из зе кэпитал ов Грейт Британ” этому свидетели.

Что же касается “не того возраста”, то если вы всю жизнь изучали и осваивали что-то новое, не обязательно сходные предметы, то возраст не помеха. И все уже знают, что изучение языков откладывает старение мозга.

Поэтому учиться надо всю жизнь. ( вот где ужас-то!!! )

В следующий раз я напишу подробно как искусственно создать себе установку на веру в успех.

училковое

Previous post Next post
Up