о феноменологическом методе

Dec 21, 2011 23:39


Два дня слушал Андрея Мирошниченко animintervent, который рассказывал про феноменологию как подход и метод в философии, первый модуль в рамках спецкурса “философско-методологические основания гештальт-терапии”.

Я давно хотел систематизировать, пополнить и уточнить свои обрывочные представления по философии, а тут подвернулся такой курс, да еще и в наиболее интересном антропологическом аспекте. И тут прошу за "меня в гештальте" не волноваться - как не был, так и не собираюсь, исключительно за философией ходил.

В сухом остатке, самое ценное - представление о самом феноменологическом методе. Это просто, сейчас объясню (А.Н. так начинал почти каждый свой тезис, и мне теперь кажется, Кант или там Витгенштейн должно быть начинали свои труды именно с этих слов).

Берут вещь, выкидывают любые представления о том, что эта вещь как-то там реально болтается в пространственно-временном мире (естественная установка) и фокусируются исключительно на переживании этой вещи. Причем выкидывают не на какое-то время, а вообще навсегда, вопрос реального статуса и места вещи там никого не интересует. Молодцы, да? Избавившись от естественной установки, договариваются, что сейчас, безо всяких там суждений (эпохе) эту вещь почистят от любых оставшихся связей с тем якобы внешним миром (феноменологическая и трансцендентальная редукция) чтобы получить чистый феномен, существующий только в переживании. Потом смотрят на эти чистые феномены, выносят за скобки их случаемость (фактический характер) - это называется эйдетической редукцией, после чего становится доступна подлинная сущность любой вещи, которая в своей чистоте переживается исключительно трансцендентально, т.е. чистым сознанием. Вот и весь метод. Понятно, что, скажем, у Пелевина тут возникло бы множество вопросов про сознание, его место, про наблюдателя со всем хозяйством и т.п., но Гуссерль на это забил, поэтому метод такой.

Вообще это очень круто. Я хоть понял, чем, собственно, занимался первые полтора года в АД, и почему именно феноменология рулит в субъективном секторе для непосредственного опыта от первого лица, но канает только в этих рамках. Как у любого подхода, там были попытки побадаться за большую территорию, неуклюжие и бестолковые. В субъективном секторе мы вроде не дали натянуть козью маску феноменологии на волчью морду структурализма, а то ведь замахивались на структуру ценностей. После Гуссерля в интерсубъективном секторе последователи пытались что-то наваять, но куда уж там к проблеме Другого, висящего непонятно где и без теории коммуникации. Нашли бы что получше против герменевтики выставлять.

Любопытно и полезно феноменологию в интеро-бъектикном секторе применил Финк с идеей ресентимента. Тут была бурная и занимательная дискуссия о белорусских актуалиях и еврейском вопросе. Ничего не могу пока сказать про микро социологию, которая тоже что-то взяла себе.

В общем и целом - интересно и познавательно. А.Н. бодренько и доступно объясняет, если не останавливать придирками к формулировкам, выкладывает много и со все возрастающим энтузиазмом.

Ах, да, А.Н. обещал дать на недельку поносить книжку Алексейчика , а я уж было подумывал за ней в Вильнюс сгонять, она ведь нигде больше не продается. В общем, прочитаю - обязательно вам расскажу.

Следующий модуль посвящен экзистенциализму (конец февраля) и герменевтике (середина апреля). Остальное уже после лета.

Posted via LiveJournal app for iPad.
Previous post Next post
Up