Питер Хёг

Dec 18, 2011 14:42


"Они придут и скажут мне: расскажи нам. Чтобы мы поняли и могли поставить точку. Они ошибаются. Только то, что нельзя понять, можно закончить. И далее ничего не последует…" Питер Хёг, Смилла и ее чувство снега.

Мне очень нравится, как Хёг делает то, что он делает. А делает он в общем то стандартную для любого автора вещь - разворачивает сюжет на основе конфликтной ситуации и протаскивает читателя вслед за героем повествования через цепочку ситуаций с тем, чтобы читатель получил впечатления и задумался. Авторы делают это с разной степенью успешности и мастерства, и, понятно, стремятся привести к разным переживаниям и умозаключениям.

В этом отношении талант Хёга состоит в том, что он выбирает настолько незначительные события, на которые современный человек обычно и привычно не обращает никакого внимания, что будучи выведенными в основу сюжетной линии и соответственно под свет пристального внимания, они сдвигают рамки восприятия. Я здесь непроизвольно останавливаюсь и практически замираю: рамки изменились, ситуация - другая, и она требует нового сознания и отношения.

А Хёг продолжает плести повествование из таких минорных событий, детально и тщательно выписывая эпизоды - и это удерживает мое внимание в этих новых рамках достаточно времени, чтобы я смог самостоятельно сориентироваться и отнестись.И если это случается - я совершаю те шаги, на которые рассчитывает автор - мы встречаемся в одной из кульминаций и уже одними глазами смотрим на разворачивающееся содержание и совпадаем в наших номинациях.

Хёг ведь вопит по поводу одних и тех же вещей - полная абсурдность, ужас и абсолютная невозможность дальнейшей жизни с текущими установками и ценностями растущего потребления, алчности и насилия. Понятно, что прийти к этому можно только восстановив рамки подлинных человеческий ценностей - чем и занимаются персонажи и читатели Хёга.

И мне очень нравится, как он заставляет меня проделывать эту работу. При этом я же понимаю, или точнее могу представить, каким вниманием обладает Хёг и из какой внутренней тишины он смотрит на мир, чтобы иметь возможность увидеть все эти едва заметные, но на самом деле ужасающие конфликты. В этом я ему сильно завидую, потому что сам туда стремлюсь. Его образ жизни (о котором он рассказывает здесь) с чередованием уединения, медитации и активной социальной деятельности выступает превосходным образцом.



Это я, наверстывая список того, что хотел прочитать в этом году, за четыре ночи прочитал Смиллу. Жить в эти дни становится сложно - я не высыпаюсь, план повествования оказывается намного интереснее и важнее текущего плана реальности, и приходится прилагать усилия чтобы удерживать его и выполнять свои функции. Но результат стоит того. На следующий год остаются только Условно Пригодные, и можно дальше терпеливо ждать десять лет новой книжки. А все это пришлось написать для того, чтобы стало возможно читать что-либо дальше.

Posted via LiveJournal app for iPad.
Previous post Next post
Up