Простые мечты «Детей»

Apr 12, 2009 01:48

Простые мечты «Детей»


Кадр первый. Дубль первый.
Перед камерой девочка. Она осторожно улыбается. Смотрит неуверенно, нежно и грустно. Звучит вопрос:
- А кем ты хочешь быть?
- Мамой - совсем не думая и не перебирая в голове возможные профессии, титулы и чины отвечает человечек в розовой кофточке.
- А что ты любишь больше всего?
- Маму и папу и детей.

9 апреля в Киеве представили фильм «Дети», посвященный маленьким людям, которые лишь начинают свою жизнь. С ВИЧ. Картина в этом году представит Украину на Каннском фестивале.

«Нам нужен нормальный ребенок! Почему вы нам не сказали, что это больные дети!? Почему вы нас к ним вообще пустили?» - орал красный, словно помидор, мужчина на женщину в белом халате. Доктор не знала куда деться. Она подавлено отвечала: «Какой нормальный ребенок может здесь быть!? Если у ребенка нет семьи - это не нормально. Вы понимаете, что если «по-хорошему», то я вас к ним не должна была пускать. Но каждый из этих детей должен иметь семью». Рядом беззвучно всхлипывала жена разозленного мужчины.

Разосланная журналистам информация о фильме начинается с того, что этот фильм - участник Каннского кинофестиваля. После этого сообщается, что картина о ВИЧ-инфицированных детях. Что презентовали? Фильм-участник престижного фестиваля или социально-важный проект?

«Они дети, они имеют право иметь семью, родителей и быть счастливыми» - еле сдерживая слезы, сказала доктор. Мужчина продолжал возмущаться. Весь день он провел с детьми, инфицированными ВИЧ и не знал этого. Они с женой выбирали себе ребенка для усыновления. Мужчина был бесплоден и не мог иметь детей.


Режиссер фильма Миша Костров, закончивший киношколу в Торонто, делает в Украине социально-значимое кино. До этого он снял «Тест» о боязни сдать анализ на ВИЧ. Этот «мобильный» фильм получил первый приз фестиваля «Свое кино». Режиссер говорит: «Все, кто участвовал в проекте, поняли, что жить дальше по-прежнему невозможно. Мы ехали из Макеевки, где снимали часть фильма, и думали, что то, над чем мы «парились» раньше - фигня. Столкнувшись с этим, внутри что-то изменилось».

«Не кричи, пожалуйста. Не надо» - вмешалась женщина: «Давай лучше уйдем. Досвидания. Пошли. Не кричи» - жена забрала разъяренного мужа из кабинета врача.
Супруги шли молча. Вдруг они услышали, как со спины их окликнула девочка, с которой они провели почти весь день, и она им очень понравилась: «Дядя Юра, а Вы завтра приедете?..»

Сценарист фильма Ольга Кржчевская говорит, что цель «Детей» не заставить зрителя плакать, но задуматься, что ВИЧ-инфицированные дети такие же, как и все. Женщина утверждает, что люди бояться с этим сталкиваться из-за незнания. Ольга была сценаристом фильма «Orangelove». Рассказывает, что: «В «Оранжевой любви» СПИД был лишь экстрим-фактором и нес другой смысл. В том фильме главное не сколько проживешь, а как. А в фильме «Дети» речь о том, что каждому ребенку, больному или нет, нужны родители! ВИЧ, как и «синдром Дауна» - не проблема больных детей. И я не вижу ничего странного, что люди пишут об этом сценарии и снимают кино».

Ольга отмечает, что уникальность проекта в том, что он художественный лишь наполовину. Кроме истории супружеской пары, которая ищет ребенка на усыновление, мы видим документальные кадры. Дети отвечают на вопросы, задаваемые режиссером. Именно эти моменты фильма повергают в глубокое переживание. Сокрушительно сбрасывают со ступенек социальной лестницы, по которым ты движешься к теплой безмятежной жизни. Попутно не замечая ничего на своем пути.

- Кем ты мечтаешь стать, когда вырастешь?
- Птичкой - отвечает маленькая стыдливая девочка.


Ценность этого кино в его тонкой чувственности. Когда дети смотрят с экрана прямо тебе в глаза и говорят о простых, для тебя даже обыкновенных, вещах, как о самых больших мечтах. Хочется выть, кричать и плакать навзрыд. Снежным комом наваливается немой вопрос, подбирается к горлу и не дает дышать, не дает сказать ни слова. Вопрос длинной лишь в одно слово: «Почему?». И не понятно. Невозможно. Почему такие красивые создания должны страдать так и так рано?

Представление фильма сопровождалось еще и презентацией звучных имен, компаний и их услуг. Неужели нельзя это делать молча, не говоря о себе, как об организаторе? Как об очень хорошей компании, которая там-то и там лидер рынка? Неужели нельзя не играть в очередной раз фамилией, а просто сделать это, потому что Бог дал вам больше денег и возможностей? Но, видимо, обделил чем-то другим. И в распоряжении не совсем чистых на руку, но богатых, людей оказываются творческие личности. Которые снимают, переживают, помогают и говорят об этом просто, бесплатно, без рекламы и шуму. А те, за чей счет это снято просто спекулируют. Светятся на кинофестивалях и подыскивают новых клиентов. Но цена такого пиара явно завышена и выстроена не на том, что принято считать приемлемым для рекламы.

У мальчика, который испуганно смотрит в глазок камеры, спрашивают:
- А у тебя есть братики или сестрички? - ребенок отрицательно машет головкой.
- А хотелось бы?
- Братика - говорит человечек и очень искренне машет головкой вверх-вниз.

Трейлер фильма "Дети"

image Click to view



Фильм "Тест" (реж. Миша Костров)

image Click to view


Текст Сергей Наконечный

фильм, Дети, Киев, Каннский кинофестиваль

Previous post Next post
Up