Железнодорожная станция и ракетный полигон «Ашулук»

Jun 02, 2024 18:20

Владимир Дергачев


Железнодорожный вокзал станции Ашулук в 90-е годы, ставшей знаменитой благодаря ракетному полигону «Ашулук».

Железнодорожная станция Ашулук названа по имени реки (ерика Ашулук), на берегах которого в двух верстах от неё расположено село Тамбовка, в котором я провел детские годы. Были сооружены железнодорожный вокзал, паровозное депо, водонапорная башня, водопровод до реки Ашулук с водокачкой, казармы для железнодорожников, в одной из них располагался магазин, имелась баня.

Железнодорожный посёлок Ашулук с водонапорной башней, откуда заправлялись паровозы.


При строительстве Рязанско-Уральской железной дороги возводились водонапорные башни из красного кирпича, некоторые из них ныне являются объектами культурного наследия. Они обеспечивали водоснабжение  станции и заправку  паровозов с помощью гидроколонок, используемых для заливки большого количества воды в паровозный танк или тендер. На станции работали машинисты водоснабжения насосной станции и водораздатчики.


На снимке отреставрированная аналогичная водонапорная башня на станции Астрахань-1, построенная в 1906 году. Её высота - 18 метров, вместимость - 76 кубометров. В настоящее время на крупных станциях вода из башни подаётся на перроны и используется для экипировки поездов. Она закачивается из местного водопровода, хранится в резервуаре и ежесуточно обновляется. Раз в три месяца происходит тщательная промывка и дезинфекция водяной ёмкости. Одного полного бака хватает на заправку 22 пассажирских вагонов.


Фотография паровозной гидроколонки из интернета. Сверху на ней горит светофор, хобот окрашен в красный цвет, сама колонка в серебристый, а основание колонки - в чёрный. Водоснабжением во времена паровой эры ведал паровозный главк МПС, он назывался тяговое (не бытовое) водоснабжение. От его налаженной работы зависела пропускная способность на железнодорожном участке.  Вода в гидроколонке не замерзала даже при сильных морозах.  У её основания есть специальный вентиль, чтобы после набора воду с колонки в колодец слить глубоко под землю, где она уже не замерзнет. В лютые морозы ниже минус 30 градусов мог осуществляться подогрев воды из установленной внизу колонки печки. На станции имелась и обычная уличная гидроколонка, и мы мальчишки любили её не без усилий включать, чтобы брызгаться.

Для технического обслуживания паровозов сооружались железнодорожные оборотные депо. Они возводились на Рязанско-Уральской железной дороги примерно через каждые 100-120  км, в том числе на станции Ашулук. На станции с депо  кроме непосредственно железнодорожников, включая стрелочников, в жилых казармах размещались инженеры-специалисты, ремонтники и помещения для отдыха паровозных бригад.

В железнодорожном депо была кузница, а также простейший станочный парк, включая токарный, фрезерный и строгальный станки, имевший первоначально ременный привод от паровой машины. Перед депо был сооружен поворотный круг, с помощью которого паровоз разворачивали и ставили на свободное стойло, где его могли обслужить, осмотреть узлы и детали, произвести небольшой ремонт.  Если этого не требовалось, на поворотном круге разворачивали паровозы, обслуживающие участок Астрахань-1 - Ашулук, туда и обратно.

На железной дороге работал стрелочником мой дед Иван Павлович Батаев. В 1937 году его арестовали (стрелочники виноваты при всякой власти), но в 1938 году оправдали. Наркома внутренних дел СССР Николая Ежова заменил Лаврентий Берия, при котором было освобождено значительное количество необоснованно арестованных лиц,  и большой террор прекратился.

***
Ожидание пассажирского поезда во главе с паровозом было в детстве впечатляющим и незабываемым зрелищем. В отличие от электровоза приближающийся паровоз напоминал живое чудовище, которое дышит,  выпуская пар и гудит.  Машинисты паровозов до 1954 года имели офицерские воинские звания, и  эта профессия была престижной для многих мальчишек.

***
В Великую Отечественную войну, особенно во время Сталинградской  битвы, германские люфтваффе ожесточенно бомбили железнодорожные станции и разъезды Астраханского отделения  Приволжской железной дороги, военные, гражданские эшелоны и санитарные поезда.  Были разрушены вокзалы  станций Досанг, Сероглазово, Ашулук, Верблюжья, Богдо, Верхний Баскунчак, повреждены станции Чапчачи и Харабалинская. Новый вокзал на станции Ашулук был отстроен заново в конце 50-х годов. Вместе с тем, люфтваффе не наносило удары по железнодорожным мостам в дельте Волги, включая Большой Бузанский мост. В первые годы войны Третий Рейх был уверен в победе и мосты требовались Берлину для транспортировки по железной дороги бакинской нефти.
Ударное строительство рокадной дороги Кизляр - Астрахань позволило только за август - сентябрь 1942 года направить с Кавказа для нужд Советской Армии 16 тысяч цистерн  с нефтепродуктами и 1,5 тысячи паровозов и вагонов с промышленными и военными грузами.  Из зоны Персидского залива через Иран поставлялись грузы  для помощи СССР (ленд-лиз).

Немецкие люфтваффе нещадно бомбили  железную дорогу, особенно станции с  паровозными депо. Только с июля по декабрь 1942 года вражеской авиацией на железнодорожном узле Верхний Баскунчак и направлениях на Сталинград (Паромная), Красный Кут и Ашулук  было повреждено около ста паровозов и свыше 3 тыс. вагонов, ранено или погибло много военнослужащих,  железнодорожников и беженцев. Во время войны для увеличения пропускной способности железной дороги были сооружены разъезды. Когда уничтожались станционные постройки, железнодорожники  копали землянки  и мужественно продолжали нести боевую службу.  Не случайно  железную дорогу от Астрахани до Баскунчака и Паромной называли  «линией огня». Командование Сталинградского фронта выделяло для защиты железной дороги от налетов люфтваффе истребители, зенитные батареи, бронепоезда, но эти возможности были ограничены.

Вдоль дороги были размещены зенитные расчёты, укомплектованные в основном молодыми женщинами и девушками (как в кинофильме «А зори здесь тихие»). В детстве я бегал с ребятами на бэровский бугор вблизи станции Ашулук, где сохранились окопы одного из зенитных расчётов.

После войны машинисты-железнодорожники вспоминали, что  во время бомбежек стремились вывести составы со станций. Но когда движение поездов останавливалось - укрывались во время тревоги в многочисленных воронках от бомб вдоль дороги. Иногда в  воронках приходилось спешно хоронить погибших товарищей.

Так как в эпоху паровозов на станции Ашулук менялись локомотивы,  пассажирские поезда делали остановку на 30 и более минут.  Поэтому процветал привокзальный базар, где жители Тамбовки продавали овощи и фрукты со своих огородов и садов, воблу и другую рыбу. В детстве я часто сопровождал бабушку на станцию,  где она торговала  вместе с другими односельчанами продукцией со своего огорода. На велосипеде помогал бабушке доставлять к прилавкам её кошелку с продуктами для продажи и иногда сам торговал.  Еженедельно дед брал меня в железнодорожную баню, построенную преимущественно для сменных бригад машинистов.

В 1959 году после окончание Тамбовской семилетней  школы с этого железнодорожного перрона станции Ашулук я уехал в Астрахань завершать среднее образование, а в 1962 году - поступать в Московский университет.


***
В связи со строительством железной дороги Саратов - Астрахань Российская Императорская  Академия наук выбрала вблизи Тамбовки два опытно-испытательных участка. С конца 19 века в урочище Кордон в 68 км к востоку от Тамбовки размещался Хошеутовский экспериментальный  опорный пункт [1]. В полупустынной степи испытывались растения, способные закреплять песок. Это было важно для укрепления  насыпи железной дороги, некоторые участки которой проходили через барханы. На восток от станции Ашулук, на расстоянии 20 верст, начиналась большая площадь сыпучих барханных песков.  Вдоль дороги устанавливались деревянные  щиты, защищавшие железнодорожное  полотно от заносов песком и снегом  во время песчаных и снежных бурь.

В урочище Кордон в 1904 году было высажено несколько видов деревьев, а так же мексиканский кактус (опунция скрученноиглая).  Это самый живучий и неприхотливый вид из кактусов, которому удалось пережить лютые морозы сороковых годов и занять свое место под палящим астраханским солнцем по соседству с полынью и мятликом.  Все годы советской власти местные пастухи пытались его выкорчевать, так как его колючки  были противопоказаны овцам. Но небольшой участок сохранился и в 1995 году здесь создан  природный заказник.  Это, вероятно, единственно место в России, где экзотический мексиканский кактус нашел новую родину.  Кактус  до полуметра высотой  ежегодно цветет в конце мая - начале июня большими желтыми или бледно-розовыми цветками.


В 12 км от «Урочища Кордон»  имеется охраняемая природная зона «Туган-Кудук», где в степи произрастают  адаптированные к местным суровым условиях деревья,  в том числе дуб, ясень, береза. Этот оазис своим существованием обязан неглубоко залегающим горизонтам подземных вод с небольшим  содержанием минеральных солей.

В семи верстах к югу от Тамбовки между бэровскими буграми вблизи реки Ашулук было организовано образцовое поле с питомником и посадкой винограда, для полива установили паровую машину. Как писали в дореволюционном издании, в будущем, «это поле с виноградниками перейдёт в собственность крестьян села Тамбовки». Но случилась революция, и победившему гегемону было не до винограда. В 50-е годы колхоз «Ленинский путь» здесь выращивал замечательные арбузы и дыни, осенью нас школьников возили на уборку остатков урожая.

В 1948 году Совет Министров  СССР и ЦК ВКП(б) принял  знаменитое  Постановление «О плане  полезащитных лесонасаждений,  внедрении травопольных севооборотов, строительства  прудов и водоемов для обеспечения  высоких  и устойчивых  урожаев в степных и  лесостепных районах Европейской части СССР».  Это крупнейшая в мировой истории  долгосрочная программа (1949 - 1964) вошла в историю как «Великий сталинский план преобразования природа», названная в честь её инициатора - советского вождя.  В её основе были дореволюционные исследованиях ученых-аграриев и почвоведов   Российской Имперской Академии наук, в том числе связи  со строительством железной дороги Саратов - Астрахань.

Уже при советской власти в 1928 году  создана Богдинская  опытная станция  Всесоюзного института агролесомелиорации. На протяжении многих лет велась работа по предотвращению засух, суховеев, песчаных и пыльных  бурь  путем строительства водоемов, посадки  лесозащитных насаждений из  древесных и кустарниковых пород, адаптированных к условиям засушливой степи и полупустыни.  Успешно начатая программа была свернута  при новом советском лидере Никите Хрущеве  в пользу  экстенсивного увеличения размеров пашни, в том числе  освоения целинных земель. Эта авантюра из-за эрозии почвы  закончилась экологической катастрофой. Автор свидетель пыльных «черных» бурь, которые достигали не только Нижнее Поволжье, но и Украину.

Ракетный полигон «Ашулук»


Фотография из открытых источников.

Мое детство прошло в относительной близости первого в стране ракетного полигона Капустин Яр, ставшего прообразом первого космодрома,  и  непосредственно у ракетного полигона Ашулук. В начале 50-х годов для создания крупного советского космодрома  для полета человека рассматривались варианты его дислокации в Марийской АССР,  Астраханской области (Харабалинский район, вблизи станции Ашулук и села Тамбовки, где я провел детство),  в Дагестане (на западном побережье Каспия) и в Кзыл-Ординской  области Казахской ССР, где и развернулось строительство.  В 1957 году первый в мире советский искусственный спутник Земли был запущен на орбиту с полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии наименование космодром «Байконур»). Это событие стало началом космической эры человечества.

Несмотря на секретность  строительства космодрома в казахстанской степи об этом ходили слухи среди населения Волжского Понизовья. Тем более, что вблизи нашего села Тамбовки в 200 км  от полигона Капустина Яра на месте недостроенной машинно-тракторной станции был сооружен военный городок и в 50 км от него к востоку в полупустынной местности (урочище Кордон) создан ракетный полигон ПВО «Ашулук» (ныне действующий), где в 1959 году произведен первый пуск зенитной управляемой ракеты.

23 февраля 1959 года в соответствии с приказом Министерства  обороны СССР было сформировано управление Прикаспийской учебной авиационно-зенитной базы в Астрахани, а затем создан полигон Ашулук. Его основной задачей являлось обеспечение проведения боевых стрельб  по воздушным мишеням частей и подразделений противовоздушной обороны. В июне 1959 года произведен первый пуск зенитной ракеты и начались плановые стрельбы частей зенитно-ракетный войск, в том числе самолетами МиГ-19 ПМ по радиоуправляемым мишеням. В начале 1960 года сформирована войсковая часть, военный городок разместился на месте недостроенной МТС между станцией Ашулук и селом Тамбовкой.  В 1961 году военная база и полигон из сухопутных войск переведены в состав войск ПВО. Начались проводиться регулярные тактические учения частей ПВО армий  стран-участниц Варшавского Договора и союзных государств.

В советскую эпоху на полигоне прошли обучения боевому применению свыше 200 тыс. военнослужащих преимущественно из стран-участниц Варшавского Договора, а всего из 36 государств мира, включая Кубу, Египет, Индию, Китай, Вьетнам, Иран и Северную Корею.

В 1998 году учебная авиационно-зенитная база войск ПВО переформирована в 185 Центр боевого подготовки и боевого применения ВВС, являющий учебным соединением, входящим в состав  частей центрального подчинения Главного командования Военно-воздушными силами Министерства обороны Российской Федерации. За 50 лет  на полигоне проведено около 150 оперативно-тактических и тактических учений с объединенными группировками соединений и частей различных родов войск, в которых приняли участие около шестисот тысяч военнослужащих. Выполнено более 14,5 тыс. пусков зенитных и 22,5 тыс. пусков управляемых авиационных ракет. Сброшено тысячи авиабомб, запущено свыше 15 тыс. мишеней разных типов. Около 17 тысяч летчиков выполняли боевые стрельбы в различных условиях воздушной обстановки.


Фотография из открытых источников.



Фотография из открытых источников.

Владимир Дергачев ЛАНДШАФТЫ ЖИЗНИ. Воспоминания. Третье издание, расширенное и дополненное. Издательский проект профессора Дергачева 2023. URL: http://dergachev.org/geop_events/261123.html.
Книга первая Ландшафты жизни. Родословная. Русское пограничье Дикого Поля. Забайкалье. Волжское Понизовье. 330 с. http://dergachev.org/pdf/lj_2023_book_1.pdf.

Владимир Дергачев Нижнее Поволжье. Из истории строительства железных дорог. - Иллюстрированный журнал «Ландшафты жизни». URL: https://dergachev-va.livejournal.com/114795.html.
Владимир Дергачев Авиационно-испытательная столица и родина первого российского космодрома. - Иллюстрированный журнал «Ландшафты жизни». URL: https://dergachev-va.livejournal.com/115157.html.

Другие воспоминания: 
Гражданская война. Астраханское и уральское казачество. Повстанцы Егора Попова. Ледяной «Марш смерти»
Волжское Понизовье. Воспоминания о Царстве Земного Рая. Астраханский заповедник
Тамбовка. Двести лет истории нижневолжского села между заливных лугов и полынной степью
Трудное послевоенное возрождение сельской жизни. Воспоминания о деревенском детстве
Железнодорожная станция и ракетный полигон «Ашулук»
Тамбовка современная. Известные уроженцы села

Харабали. Город с сельской душой
Харабали в ретро фотографиях
Вольное. От красных партизан, назад в капитализм
Воспоминания о советском интернате в предчувствии космической эры
Воспоминания о советской средней школе перед выбором жизненного пути
Сельская учительница Антонина Мельникова. Воспоминания дочери о маме

[1] Урочище Кордон http://vetert.ru/rossiya/astrakhanskaya-oblast/sights/80-kordon.php

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья






Нижняя Волга, Тамбовка, Волжское Понизовье, История, Астраханская область

Previous post Next post
Up