Владимир Дергачев
Памятник Герою Советского Союза Лизе Чайкиной в поселке Пено на месте её казни.
В ноябре 1941 года в деревнях, расположенных на берегу озера Селигер произошла трагедия, о которой в послевоенные годы советская власть предпочитала не вспоминать. К западу от озера проходила линия фронта, и в нейтральной полосе оказалось много деревень. В ноябре, когда в этих местах наступает настоящая снежная зима с морозами, небо над Селигером покрылось заревом пожаром, деревни горели не в результате артиллеристских обстрелов, а поджогов. После войны власть пыталась возложить ответственность на немцев, но местные жители знали, что поджогом целенаправленно занимались партизаны, а точнее диверсионные группы.
Прежде чем осуждать партизан, следует обратить внимание, что это было за время. Немецкая армия за четыре месяца с начала войны оказалась под Москвой и Ленинградом. Исход войны был непредсказуем. Гитлер по плану Барбаросса собирался закончить молниеносную войну (блицкриг») на востоке к наступлению холодов. У немецких солдат не было настоящей зимней одеждой, соответствующей русским морозам. И советское командование приняло решение о тактике выжженной земли перед наступающим захватчиком.
17 ноября 1941 года выходит приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 428 о сожжении населённых пунктов на оккупированной территории. Выдержки и приказа: «Опыт последнего месяца войны показал, что германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет теплого одеяния и, испытывая огромные трудности от наступивших морозов, ютится в прифронтовой полосе в населенных пунктах. Самонадеянный до наглости противник собирался зимовать в теплых домах Москвы и Ленинграда, но этому воспрепятствовали действия наших войск. На обширных участках фронта немецкие войска, встретив упорное сопротивление наших частей, вынужденно перешли к обороне и расположились в населенных пунктах вдоль дорог на 20-30 км по обе их стороны. Немецкие солдаты живут, как правило, в городах, в местечках, в деревнях, в крестьянских избах, сараях, ригах, банях близ фронта, а штабы германских частей размещаются в более крупных населенных пунктах и городах, прячутся в подвальных помещениях, используя их в качестве укрытия от нашей авиации и артиллерии. Советское население этих пунктов обычно выселяют и выбрасывают вон немецкие захватчики.
Лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом - такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его армии.
Ставка Верховного Главнокомандования ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог.
Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.
2. В каждом полку создать команды охотников по 20-30 человек каждая для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых располагаются войска противника... Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов, в которых расположены немецкие войска, представлять к правительственной награде.
3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать. В первую очередь для этой цели использовать выделенные в полках команды охотников…
Ставка Верховного Главнокомандования И. СТАЛИН, Б. ШАПОШНИКОВ»
***
В шестидесятые годы ежегодно в начале декабря агитбригада географического факультета МГУ выезжала с концертами и лекциями в Можайский район Московской области. По дороге на Минском шоссе вблизи деревни Петрищева по сложивший традиции мы возлагали хвойный венок к памятнику Зои Космодемьянской. А летом, во время летних практик на учебной базе в
Красновидово, мы часто посещали соседние деревни, где слышали рассказы о подвиге Зои, не совпадающие с официальной версией.
Красноармеец Зоя Космодемьянская (1923 - 1941) с диверсионно-разведывательной группой штаба Западного фронта была заброшена в ноябре 1941 году в немецкий тыл в Верейский район под Москвой. Группа должна была за неделю сжечь 10 населённых пунктов. Зоя Космодемьянская после захвата в плен и пыток казнена немцами 29 ноября 1941 года в деревне Петрищево за попытку поджога деревенских изб. Перед смертью Зоя произнесла легендарные слова, призывая бороться с нацистами и не бояться смерти в этой борьбе. Она стала одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Образ Зои Космодемьянской отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях. Она стала для советского народа таким же примером патриотизма с готовностью к самопожертвованию, как для французов - Жанна д’Арк. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны.
В тот же день, когда немцы казнили Зою, в десяти километрах от Петрищева в деревне Головко была повешена красноармеец Вера Волошина (1919 - 29 ноября 1941) из другой диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. Она многие годы считалась пропавшей без вести и только в 1966 году матери героини вручили орден Отечественной войны I, а в 1994 году Вере присвоили звание Героя Российской Федерации.
***
На Селигере в ноябре 1941 года горели деревни на материке и острове Хачин, турбаза Селигер. Партизаны-диверсанты, можно сказать, перевыполнили приказ, сожгли «авансом» несколько деревень и дачный посёлок Бараново у деревни Никола Рожок, до которых немцы не дошли.
Как вспоминает один из очевидцев, житель Осташковского района: «Ужасное было то, что народ выгоняли из хат, не давая ничего брать с собой, даже скот. Тех, кто сопротивлялся, пристреливали. Людям пришлось рыть землянки. Ходить на пепелища за посудой и разрывать в золе картофель. Так было и на Хачине, и на материке. Спрашивается, кто издал такой приказ, и кому это было нужно? Немцы в то время находились на зимних квартирах. Воевать они в 30-градусные морозы не могли: одежда была лёгкая, да и устали. Наша армия готовилась к наступлению, им эти населённые пункты тоже были не нужны. Вопрос остаётся открытым и до сего времени. Вот почему жители нашего района до сих пор не могут простить и забыть эти пожарища. На них с удивлением смотрели не только солдаты нашей армии, но и немецкой»
[1].
Немцы не вошли в Осташков, ограничились только разведкой в районе Николо-Рожка и Хачина. Линия фронта стабилизировалась, и Красная Армия стала готовиться к наступлению. 9-го января 1942 года началось наступление наших войск, немцы были отброшены к Старой Руссе. В районе Демянска оказалась крупная немецкая группировка, которая снабжалась по узкому коридору, а затем по воздуху.
Демянские наступательные операции Красной Армии(1942 и 1943 годов) были неудачными, они не достигли главной цели по вторичному окружению противника, но постоянно оттягивали войска группы армий «Север» и её авиацию, что во многом помешало противнику сосредоточить свои усилия на взятии Ленинграда. Только с февраля по декабрь 1942 года Демянская группировка потеряла 90 тыс. человек убитыми. Оборона этого выступа в 1942 году стала для немцев «маленьким Верденом». Удачная оборона Демянского района и удовлетворительное снабжение войск во время окружения с помощью транспортной авиации сыграли злую шутку с противником при окружении его войск под Сталинградом: пример Демянска был одним из доводов для отказа от прорыва армии Паулюса из котла.
Местные жители долго в послевоенные годы не могли простить партизан, особенно группу диверсантов Сони Тарелкиной, которую в народе прозвали «поджигательницей».
В интернете выложено личное дело Софии Ивановны Тарелкиной (1909 -1993), ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., партизанки (районный архив Осташкова, Фонд 153, 146 единиц хранения за 1914-1993 гг.). Она родилась в Гродненской губернии в семье слесаря-котельщика паровозного депо. Смогла закончить только первый класс начальной (церковно-приходской?) школы, с 1921 года начала работать, в том числе на кожзаводе в Осташкове.
Член ВЛКСМ, а затем член ВКП(б) с 1926 года. В 30-е годы - секретарь бюро ВЛКСМ, затем женорганизатор при парткоме кожзавода, инструктор Осташковского Райкома ВКП(б), секретарь РК ВЛКСМ, заведующая орготделом Райисполкома. Участвовала в коллективизации в деревнях Осташковского района, проведении хлебо- и лесозаготовок, вела борьбу с кулачеством.
С августа 1941 года - боец и секретарь партбюро партизанского отряда. Действия отряда Тарелкиной спровоцировали негативное отношение к партизанскому движению у части населения Осташковского района.
После освобождения района в 1942 году работала заместителем начальника политотдела МТС, до 1962 года - заведующей отелом пропаганды и агитации РК КПСС. После войны закончила вечернюю школу партийного актива в Осташкове.
Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.
***
11 октября 19412 года немцы вошли в райцентр, поселок Пено, расположенный к юго-востоку от Сигера. В деревне Волок Пеновсокго района они расстреляли шесть человек. Хутор Горелое они сожгли дотла, расстреляв нескольких его жителей. В январе 1942 года немцы уничтожили 78 мирных жителей деревни Ксты.
Елизавета Ивановна Чайкина (1918 - 23 ноября 1941, посёлок Пе́но) - секретарь Пеновского подпольного райкома комсомола, одна из организаторов партизанского отряда в годы Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. 22 ноября 1941 года Лиза Чайкина была отправлена в Пено с целью разведки численности вражеского гарнизона. По пути в Пено она зашла на хутор к своей подруге, разведчице Марусе Купоровой, где её заметил конюх и донёс немцам. Немцы ворвались в дом Купоровых, расстреляли семью, а Лизу Чайкину увезли в Пено. Даже под пытками она отказалась выдать информацию о месте нахождения партизанского отряда, и была расстреляна 23 ноября 1941 года.
Писатель Николай Бирюков (1912-1966) осенью 1942 года начинает писать роман «Чайка» о Лизе Чайкиной. Книга вышла в 1945 году (Сталинская премия третьей степени 1951 года).
Осенью 1930 года Бирюков работал на строительстве завода и во время ликвидации аварии долго находился в ледяной воде. Он заболел и в 18 лет остался навсегда прикованным к постели, сохранив лишь подвижность рук. В 1931 году решил заняться писательством (не зная ещё о Николае Островском). В 1936-1940 годах молодой писатель заочно учился в Литературном институте имени А. М. Горького, в 1938 году в журнале «Октябрь» опубликован его первый роман «На хуторах».
В начала ноября 1941 года в Луковникове на ночлеге была схвачена Паня Зиматова, разведчица партизанского отряда. Неизвестный донес в управу, что в этом доме ночует главная комсомолка района. От девушки требовали выдать место расположения отряда. Разведчицу подвергли нечеловеческим пыткам и расстреляли в деревне Большое Капково 24 ноября 1941 года. Посмертно награждена орденом Ленина.
Партизанские отряды, в том числе партизанские диверсионно-разведывательные группы формировались в условиях цейтнот времени. Выполнение приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 428 о сожжении населённых пунктов делало их заложниками обстоятельств. С ними боролись немцы, полицаи и местные жители, охотно выдавая таких партизан новым властям. Были и партизанские отряды, которые не провели не одной успешной операцией, но были уничтожены. Например, по доносу погибло 46 партизан, то есть все кроме комсостава, из Луковниковского отряда Калининской области.
***
В Осташкове родился Константин Заслонов (1909 - 1942) - один из руководителей партизанского движения в Белоруссии во время Великой Отечественной войны. Командир Оршанской партизанской зоны. В бою с карателями Заслонов погиб. Награжден 2 орденами Ленина и медалью, Герой Советского Союза (7.3.1943, посмертно). В городе на месте дома, где родился герой, установлен памятник.
Памятник партизанам в Осташкове, открыт в 1958 на территории парка Свободы (архитектор А.П.Максимов, скульптор А.И.Тенета). Проект памятника был уже готов после освобождения территории района в 1944 году. Но советская власть хорошо подумала и решила повременить с установок памятника, зная отношение местных жителей к партизанам-поджигателям.
https://media.izi.travel/d581818a-68ba-4cb4-a9ef-673cfe8b7566/3562d9cc-f759-483b-8cdd-970cc9d8016c_800x600.jpg В трагические годы лихолетья, когда враг был на русской земле, многие решения власть принимала по законам военного времени. Трудно осуждать это время из современного далека. В первые месяцы войны были массовые случаи сдачи красноармейцев и комсостава в плен и дезертирства и подвиг молодых девушек, готовых к самопожертвованию ради Родины был отмечен государством, в том числе и в назидании мужчин-военнослужащих.
Селигер. Природная жемчужина России Селигер. Православные монастыри Николо-Рожок и Нилова пустынь Трагедия «с грифом секретно» на озере Селигер в ноябре 1941 года Селигер. Как я посетил секретный остров Городомля, воспетый русским пейзажистом «Хлебный» Торжок с трагической судьбой, ждущий звездного часаВеликие средевековые торговые пути восточных славян
Блистательная, забытая поэтесса Наталья Крандиевская. «Мал золотник, но дорог» [1] Из воспоминаний одного из местных жителей Селигера
http://ostashkow.narod.ru/karpov/karpov_17.htm.
Добавиться в друзья