Владимир Дергачев
Так выглядит из космоса устье Рио-де-Ла-Платы «Серебряной реки» или эстуария (от лат., затопляемое устье реки, расширяющееся в сторону моря). Справа внизу - Буэнос-Айрес, слева вверху - Монтевидео.
***
Название «Аргентина» заимствовано от латинского слова Argentum, означающего «серебро». Первые поселенцы считали, что в этой стране много серебра, но оказалось меньше, чем хотелось.
Путь европейских мигрантов в Новый Свет был тернистым, а иногда опасным для жизни. Долгое время иммигранты отправлялись в Америку на парусных судах, где большинство размещалось в трюмах в античеловеческих и антисанитарных условиях. В пути через Атлантику часто умирало до трети пассажиров. Только во второй половине 19 века начали строить океанские пароходы с элементарными удобствами и организованным питанием в третьем классе.
На рубеже веков появились и первые роскошные океанские лайнеры, но путь через океан оставался опасным. Построенный на английской верфи океанский лайнер «Принсипе де Астуриас», считался одним из лучших пассажирских пароходов Испании. 24 февраля 1912 года он вышел из Барселоны курсом на Буэнос-Айрес. На его борту находились 588 человек, в том числе 395 пассажиров. Лайнер благополучно пересек океан, но 5 марта близ бразильских берегов у Сан-Себастьяна попал в густой туман. В 4 часа 15 минут на полном ходу судно ударилось о подводные камни. От удара в котельном отделении взорвались три паровых котла. Корпус лайнера переломился пополам. Все произошло столь быстро, что не было даже попытки использовать спасательные шлюпки. Через 15 минут «Принсипе де Астуриас» уже покоился на дне океана. Оказавшийся поблизости французский пароход «Вега» подобрал с воды 57 пассажиров и 86 моряков. Погибло 445 человек.
Океанский лайнер «Принсипе де Астуриас»
http://moremhod.users.photofile.ru/photo/moremhod/151245474/180121534.jpg В 1930 году был спущен на воду французский лайнер L'Atlantique, эксплуатирующийся на линии Бордо - Рио-де-Жанейро - Буэнос-Айрес. Проект корпуса судна создал русский инженер Владимир Юркевич. Отличительной чертой французских лайнеров стал великолепный новаторский дизайн внутренних помещений. После Второй мировой войны, гибели итальянского пассажирского флота и в результате экономического кризиса начался растущий спрос на пассажирские перевозки эмигрантов. В 1948 году первый океанский лайнер компании Коста доставил пассажиров из Генуи в Южную Америку. В послевоенное время на трансатлантических пассажирских линиях продолжали плавать из Европы в Северную/ Южную Америку и Австралию 8 океанских лайнеров, из них 6 обслуживали европейско-американские маршруты и 2 - европейско-австралийское направление. Но наступала эра массовых пассажирских авиаперевозок. В 1961 году Северную Атлантику по морю пересекли 750 тысяч пассажиров, а на авиалайнерах - 2 миллиона. Судоходные компании стали выводить свои лайнеры из эксплуатации на пассажирских линиях.
***
Большинство граждан Аргентины исповедуют католицизм, часть населения исповедуют иудаизм, ислам и православие. По теме: Буэнос-Айрес. Кафедральный собор.
Еврейская диаспора Аргентины является третьей по величине еврейской общиной в Америке (после США и Канады), а также самой большой в Латинской Америке. В аргентинской столице расположена синагога Храм свободы. Насчитывается примерно 182 тысячи аргентинцев еврейского происхождения, проживающих преимущественно в Буэнос-Айресе.
Исламский культурный центр имени саудовского короля Фахда (1982 - 2005) был открыт в 2000 году в районе Палермо, является вторым по величине исламским религиозным сооружением в Латинской Америке, уступая мечети в Каракасе (Венесуэла).
Христианские иммигранты из Восточной Европы являются прихожанами двух канонических и одной неканонической епархий. Епархия Покрова Пресвятой Богородицы Украинской греко-католической церкви насчитывает160 тыс. прихожан, в том числе 60 тыс. в столице. Кафедральным собором епархии является храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Каноническая Аргентинская и Южноамериканская епархия Русской православной церкви была образована в 1946 году решением Священного Синода РПЦ и объединяет 18 приходов в государствах Центральной (за исключением Мексики) и Южной Америки. Кафедральный Благовещенский собор расположен в центре Буэнос-Айреса вблизи площади Святого равноапостольного князя Владимира. Православных прихожан всего несколько тысяч, что обусловлено, вероятно, конфликтами и расколом епархии.
До 22 июня 1941 года русская, украинская и белорусская эмиграция посещала в Буэнос-Айресе православную церковь Святой Троицы. В день нападения нацистской Германии на Советский Союз настоятель храма протоиерей Константин Изразцов отслужил молебен о даровании победы немецкому оружию. Это антипатриотическое выступление заставило большинство верующих покинуть Троицкий храм.
Буэнос-Айрес. Православий собор Святой Троицы в районе Сан-Тельмо.
Фото Антона Дергачева
В 1947 году Священный Синод РПЦ основал Аргентинскую епархию. В Буэнос-Айресе на общем собрании чад Русской Православной церкви присутствовало 400 человек, было принято решение о новой Благовещенской церкви. В 1948 году церковно-приходской совет представил в министерство юстиции и министерство иностранных дел и культов Аргентины приходской устав, принятый общим собранием, ходатайствуя о регистрации Благовещенского прихода и о предоставлении ему прав юридического лица Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Аргентинской Республике.
Разрешение аргентинской власти было получено лишь в 1952 году, так как группа лиц во главе с протопресвитером Константином Изразцовым категорически выступала против этой легализации. В 60-е годы установились добрые отношения с аргентинскими властями, чьи представители присутствовали на торжественных богослужениях в Благовещенском соборе.
В 1968 года был заложен первый камень в основание нового кафедрального собора. Средства на строительные работы были пожертвованы Московским Патриархом Алексием I и собраны прихожанами. В 1997 году Аргентинская и Южноамериканская епархия Русской Православной Церкви торжественно отметила 50-летие Благовещенского прихода в Буэнос-Айресе. В 2015 году на территории Благовещенского кафедрального собора прошли торжества, приуроченные к 1000-летнему юбилею Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром, в честь которого была переименована одна из площадей Буэнос-Айреса и установлен бронзовый памятник святому крестителю.
В настоящее время православий собор Святой Троицы относится к Южно-Американской епархии
Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Священство епархии не призвало
Акта о каноническом общении и отказавшись от подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ, вошло в 2007 году в юрисдикцию вышедшего из него неканонического православного объединения РПЦЗ(А) под омофором епископа Агафангела (Пашковсокго), предстоятеля и фактического основателя церкви. Резиденция главы церкви находится в Одессе (Украина). [Не путать с митрополитом Одесским и Измаильским Украинской православной церкви Агафангелом (Саввиным)].
***
География Аргентины исключительно разнообразна и включает несколько природных зон с тропическими джунглями, пампой (степью), высокогорьем, полупустынями Патагонии, лесами и ледниками на Краю Света (Огненной Земле). Огненной Земле будут посвящены отельные посты, а пока отправимся в другие регионы Аргентины.
Историко-географический регион Куйо (исп. Cuyo) расположен на западе Аргентины. Здесь находится самая высокая горная вершина Америки - Аконкагуа (6 960 метров), каньон Талампайя и лунная долина Исчигуаласто, занесенные в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Самая высокая вершина Америки, западного и южного полушарий гора Аконкагуа в разгар южноамериканского лета. Она расположена в аргентинской провинции Мендоса в 15 километрах от границы с Чили.
Здесь и далее фотографии Владимира Дергачева
Анды ограждают западные регионы Аргентины от обильных осадков, и местный ландшафт напоминает лунный.
В 16 веке чилийский генерал-капитан Гарсиа де Мендоса подчинил местные индейские племена испанской власти. В 1564 году испанцы создали округ Куйо в составе Генерал-капитанства Чили, а в 1592 году основали город Мендоса. Но через два столетия было признано, что путь из Куйо к Атлантике через обширные Пампасы представляет меньшую опасность, нежели пересечение Анд и в 1776 году округ Куйо перешёл в состав вновь учреждённого Вице-королевства Рио-де-Ла-Плата. В 1813 году местные креолы поддержали борьбу за независимость от Испании. В 1820 году регион Куйо был разделен на три отдельные провинции: Мендоса, Сан-Хуан и Сан-Луис.
В Куйо преобладает горный рельеф, климат субтропический, засушливый. Здесь залегает большие запасы природного газа и нефти. Основой экономики является виноградарство. Это крупнейший винодельческий регион Южной Америке по объемам продукции и площади виноградников (70% всех виноградников Аргентины).
В Средние века регион входил в Империю Инков. Сохранилась, созданная индейцами, разветвлённая ирригационная сеть и знаменитый Мост Инков (Пуэнте-дель-Инка) через реку Мендоса. Он образовался естественным путём, благодаря сложным геологическим процессам. Инки верили, что мост создали боги, чтобы открыть людям волшебный источник с исцеляющей водой. Мост Инков находится в 195 км к востоку от аргентинского города Мендосы на высоте 2719 метров над уровнем моря. Мост шириной 28 м, длиной 48 м и толщиной 8 м возвышается аркой высотою в 27 м над речным зеркалом. Вблизи находятся геотермальные источники Качеута.
Мост является отправной точкой нескольких альпинистских маршрутов.
Через Мост Инков проходил средневековый транспортный коридор, соединявший побережья Атлантического и Тихого океанов. В 1817 году по Мосту прошла армия генерала Хосе де Сан-Мартина. Андский поход был предпринят для защиты независимости Чили. В апреле 1835 году Мост Инков осмотрел Чарльз Дарвин, посетивший эту местность в ходе кругосветного путешествия на корабле «Бигль». Транспортное значение Моста исчезло только с началом двадцатого столетия, когда недалеко от него через приток реки Мендосы соорудили современный мост ныне не действующей Трансандинской железной дороги. Вблизи проходит международное Панамериканское шоссе.
http://obatur.ru/images/places/argentina/bridge/0158.jpg Река Десагуадеро (исп., «обезвоживающая») зарождается в Прекордильерах, протекает через провинции Сан-Луис, Мендоса и Ла-Пампа, является крупным притоком реки Рио-Колорадо. На своём протяжении река имеет несколько разных названий, в том числе Рио-Салдо (исп., «солёная река»).
Водохранилище и ГЭС в верховьях Десагуадеро обеспечивает регион пресной водой и электричеством.
***
Железные дороги Аргентины, Бразилии и Чили в упадке, народ предпочитает автобусное сообщение. В Аргентине из 47 тыс. км железный дорог эксплуатируется 17 тысяч.
Главный вид транспорта в Аргентине, как и во всей Южной Америке, - пассажирский автобус. Существуют многодневные маршруты, например, Буэнос-Айрес - Сантьяго - Лима - Кито - Богота - Каракас. Комфортабельные двухэтажные автобусы оснащены кондиционерами и туалетами, иногда есть Wi-Fi, демонстрируются фильмы на испанском, иногда на английском языке. Стюардесса разносит горячее питание и закуски. Второй этаж больше подходит для дневных поездок (4 кресла в ряду, незначительно откидываются назад). На первом этаже, где меньше укачивает, в ряду три широких кожаных кресла, которые существенно откидываются назад, есть специальная подставка для ног, выдается одеяло и подушка.
***
Побывав в Аргентине, нельзя не попробовать ее восхитительную кухню. Сочные стейки, самые разнообразные виды мяса на гриле, твердые сыры хороши вместе с местным качественным вином. В провинции это лучше всего сделать в городе солнца и вина Мендоса, куда из Буэнос-Айреса дорога занимает 14 часов
Одноименная провинция (одна из 23-х провинций Аргентины) расположена на западе центральной части страны в регионе Куйо. Знаменитая виноградарством (70 % аргентинской винной продукции), экономика Мендосы является пятой по величине в стране. Наиболее успешные сорта винограда: Мальбек, Каберне Совиньон, Шардоне и Торронтес («коренной» белый виноград Аргентины). Главные отрасли в Мендосе - производство вина и консервированных фруктов. Другими важными сельскохозяйственными культурами являются яблоки, груши, сливы, оливы, вишни, персики и айва, томаты и лук. Сухой климат Мендосы благоприятен для пчеловодства.
В последние годы бурно развивается горная промышленность, ведётся крупномасштабная разработка месторождений известняка и урана. Здесь сосредоточено 14% запасов нефти страны, имеется большой нефтеперерабатывающий завод. Авиастроение представлено заводом компании Laviasa, производящим лёгкие самолёты.
Сельское хозяйство долгое время являлось основным источником валютного дохода региона. Растет значение туризма, в основном из Чили, приблизительно 700 тыс. туристов в год. Главными достопримечательностями являются горнолыжный центр Лас-Леньяс, гора Аконкагуа и региональные природные парки. В последние годы стал популярен винный туризм, винодельни обычно предлагают экскурсии с дегустацией вин. Фиеста-де-ла-Вендимия (праздник сбора урожая винограда) привлекает множество туристов в конце февраля - начале марта. В маршруты многих экскурсий входит посещение статуи Андский Христос в горах на границе с Чили.
Одноэтажные пригороды расположенного в Пампе города Мендосы. После последнего разрушительного землетрясения здесь не стояться высотные дома.
http://mw2.google.com/mw-panoramio/photos/medium/308950.jpg***
Бухта Святого Юлиана (исп. Puerto San Julian) с одноименным городом расположена в Патагонии в аргентинской провинции Санта-Крус. Первыми из европейцев бухту посетили в 1520 году испанские мореплаватели под командованием Фернана Магеллана. Эскадра остановилась в этих местах на зимовку. Здесь моряки встретились с местным населением и вскоре вступили с индейцами в конфликт. Часть участников экспедиции подняли бунт, после его подавления состоялся суд над предводителями мятежников, один из которых был казнен, а двое были оставлены на берегу. Позже в бухте останавливались во время своих морских экспедиций такие известные личности, как Фрэнсис Дрейк, Роберт Фицрой и Чарльз Дарвин. Многим поколениям моряков Пуэрто Сан-Хулиан был известен как удобная стоянка для кораблей. В 1901 году в районе бухты был основан портовый город.
***
Аргентинская Швейцария. В Южной Америке один из самых знаменитых - аргентинскийкурорт Сан-Карлос-де-Барилочи (110 тыс. жителей). Местность у подножья Анд с чистым и прозрачным воздухом, на берегу красивого озера в окружении леса приглянулась руководству Третьего Рейха. Немцы называли курорт Баварской Швейцарией в Южной Америке. В Аргентину бежало около 100 тыс. бывших нацистов. И курорт стал неофициальной столицей аргентинских немцев. «Маленькая Германия» в Патагонии является лучшим на планете местом для выпаса овец и крупного рогатого скота. Сегодня это международный летний и зимний горнолыжный курорт и место отдыха аргентинской элиты.
Современный вид курорта Сан-Карлос-де-Барилоче
© Dario Alpern
Озеро Сан Карлос, самое красивое в Аргентине
http://travel.biletyplus.ru/wp-content/uploads/2014/01/San_Carlos_de_Bariloche.jpg Типичным немецким городком, «аргентинским Тиролем» является Вилья Генерал Белграно (6,2 тыс. жителей) вблизи Кордовы. До Второй мировой войны это была захолустная горная деревушка. 21 августа 1939 года немецкий тяжелый крейсер «Адмирал граф Шпее» с 70 офицерами и 1120 матросами вышел из немецкого порта на морскую охоту в Центральную Атлантику, где потопил 9 торговых судов англичан. Лондон направил для его уничтожения целую эскадру. После продолжительного боя, броненосец был заперт в устье реки Ла-Плата вблизи уругвайского порта Монтевидео. Командир вынужден был затопить корабль, а сам застрелился. Команда была интернирована. В 1939 году под деревушкой Вилья Генерал Белграно устроили лагерь, в котором разместили немецких моряков, они сами строили казармы и административное здание, срыли холм и на его месте устроили футбольное поле. После безоговорочной капитуляции Третьего Рейха немецким морякам было предписано прибыть в Буэнос-Айрес и выбрать одно из двух: либо принять аргентинское гражданство, либо сдаться союзникам и стать военнопленными. Все немецкие моряки остались в Аргентине, в Вилью Генерала Белграно вернулось двести человек. В послевоенные годы здесь образовалось немецкое землячество.
***
Ла-Плата или Серебряная река образована слиянием рек Уругвай и Парана. К сожалению, к драгоценному металлу название ни имеет никакого отношения. Вода в заливе Ла-Плата не серебряная, а мутно-коричневого цвета. В месте слияния рек ширина Ла-Платы составляет 48 км, а при впадении в Атлантический океан - до 220 км. Она разграничивает Аргентину и Уругвай, на её берегах расположены столицы этих государств Буэнос-Айрес и Монтевидео.
Из-за огромной площади водосбора в эстуарий ежегодно наносится десятки миллионов кубических метров речного глинистого ила. На судоходном канале из Атлантики в Буэнос-Айрес постоянно ведутся дноуглубительные работы.
Круизный лайнер идет по судоходному каналу «Серебряной реки», на снимке видны два створных бакена. Из-за катастрофического сгона воды ураганным западным ветром, уровень воды в канале понизился на несколько метров, и винты океанского круизного лайнера поднимают на поверхность придонный глинистый ил тёмно-коричневого цвета. Вскоре судно вынуждено было встать на якорную стоянку и в порт Буэнос-Айреса пришло позже на сутки.
Вдоль судоходного канала выстроились в ожидании большой воды торговые суда.
Путешествие по стране можно совершить с русскоязычным гидом:
Путешествия по Аргентине и Южной Америке Аргентина. Геополитическое тангоХосе де Сан-Мартин. Величайший освободитель Южной Америки. Победитель, отказавшийся от властиАргентина. Золотой век. Американские горки аграрной сверхдержавы Эва Перон. Грешница, ставшая святой для народа Аргентина. От Рио-де-Ла-Платы до Анд и бухты Магеллана Аргентина. Буэнос-Айрес. Вавилон попутных ветров Буэнос-Айрес. Площадь Мая. Розовая президентская резиденция Буэнос-Айрес. Католическое сердце столицы Буэнос-Айрес. Ла-Бока. Родина аргентинского танго любви и ненависти, борьбы и страсти Буэнос-Айрес. Ретиро. Морской порт Буэнос-Айрес. Палермо Буэнос-Айрес. Пуэрто Мадеро. Новый респектабельный район аргентинской столицы Буэнос-Айрес. Реколета. Город вечного сна Путешествие из Европы в Южную Америку в поисках впечатлений Рио-де-Жанейро. Хрустальная мечта товарища Бендера. Парадный фасад