Владимир Дергачев
Капитальный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» современники Адама Смита читали не только ради моды. Среди них были и члены английского правительства. Это выглядит сегодня несколько странным, оказывается, в те «дремучие» века высокопоставленные чиновники не всегда думали о приумножении личного богатства, и были не чужды пищи духовной.
В первую очередь необходимо отметить Вильяма Питта Младшего (1759 - 1806), который на протяжении двух десятилетий был премьер-министром Великобритании. Блестяще окончил Кембриджский университет и в возрасте 24 лет стал самым молодым главой правительства за всю историю страны. Еще в университете Питт, которому ещё не исполнилось и восемнадцати лет, познакомился с только что вышедшем трудом «Богатство народов» и стал поклонником и последователем Смита. Фундаментальный труд повлиял на формирование взглядов будущего главы британского правительства, попытавшегося на практике реализовать главные принципы экономической теории Смита. Да что там Питт, говорят и железная леди Маргарет Тэтчер не расставалась с этой книгой.
В 1787 году Адам Смит совершает последний визит в Лондон, где он должен присутствовать на обеде с известными британскими политиками. Когда Смит, опоздав, вошел последним в зал, маститые политики как истинные английские джентльмены, поднялись, приветствуя уважаемого гостя. «Садитесь, джентльмены», - сказал он, смущенный таким вниманием. «Нет, - ответил премьер-министр сэр Питт, - мы останемся стоять, пока Вы не сядете, ведь все мы - Ваши ученики».
Премьер министр Великобритании сэр Вильям Питт Младший
В конце жизни Адам Смит вспоминал: «Какой необыкновенный человек Питт, он понимает мои идеи лучше, чем я сам!». В отличие от великого мыслителя в Российской империи британского премьера не вспоминали добрым словом, и было за что.
Великобритания трижды возглавляла в Европе антифранцузскую коалицию. Поддержала Швецию в войне с Россией с целью возвращения утраченных в предшествующих войнах территорий. Владычица морей даже снаряжала английский флот для посылки на Балтику. Обстановка была настолько опасной, что готовилась эвакуация Санкт-Петербурга. Из многочисленных загородных резиденций российские аристократы вывозили ценности.
Сэр Питт грозил с «Туманного Альбиона»: «Мы не только превратим Петербург в жалкие развалины, но сожжём и верфи Архангельска, наши эскадры настигнут русские корабли даже в укрытиях Севастополя! И пусть русские плавают потом на плотах, как первобытные дикари».
Именно в это тревожное для России время в Северной Пальмире было издано «Путешествии из Петербурга в Москву» Александра Радищева.
Внешние военно-политические проблемы осложнялись проблемами внутренними. В России свирепствовала засуха, два неурожайных года подряд. Александр Сергеевич Пушкин прав, утверждая: «Если … вспомним тогдашние политические обстоятельства, …то преступление Радищева покажется нам действием сумасшедшего».
Подробно:
Александр Радищев. Отец русских либералов, не любящих РодинуПутешествие в никуда между Петербургом и МосквойВильям Питт Младший умер в сравнительно молодом возрасте в 47 лет и не успел осуществить угрозы в адрес России. Как пишут биографы, из-за высоких психологических нагрузок во время наполеоновских войн Питт пристрастился к алкоголю. Как подсчитал один из его современников, премьер выпил за год почти четыре тысячи бутылок благородного вина (кларета, мадеры и портвейна).
***
Я всегда задавал себе вопрос, как профессор, не находясь на службе, может шесть лет писать книгу. Без зарплаты можно протянуть и ноги, а гранты на такие сроки выдавать не принято. Вряд ли мир увидел знаменитый труд «Богатство народов» без неоценимой поддержки Адама Смита лордом Чарльзом Таунсендом (1725 - 1767), видным государственным деятелем, с 1766 года канцлером казначейства (министром финансов) в кабинете Питта.
Лорд был отчимом молодого герцога Генри Баклю
[1].
Титул герцога Баклю был создан в пэрстве Шотландии в 1663 году для герцога Монмута, который был старшим незаконнорождённым сыном короля Англии Карла II и женат на Анне Скотт, 4-й графине Баклю. Титул герцога до настоящего времени принадлежит его потомкам.
Лорд Таунсэнд подыскивал для своего пасынка воспитателя, который мог бы совершить с ним «умное» путешествие по европейским странам. Необходимо напомнить, что путешествия в восемнадцатом столетии были привилегией для аристократов и часто заменяли (дополняли) для богатой молодёжи университетское образование в географическом и интеллектуальном пространстве Европы. Когда преимущественно посещались не злачные места для развлечений, а литературные и другие аристократические салоны, где наблюдалось пиршество европейской мысли.
Но предложение университетскому профессору, пользующемуся большим уважением и славой, стать воспитателем молодого отрока, было на первый взгляд, нереальным занятием. Но лорд Таунсэнд подошел так обстоятельно к этому делу и сделал предложение, от которого трудно было отказаться - 300 фунтов в год, вдвое больше оклада профессора, не считая содержания во время путешествия на континент, а так же пожизненная пенсия в таком же размере. Эти условия и позволили десять лет работать без нужды над «Богатством народа» и содержать миссис Смит, верную мисс Дуглас, оплачивать услуги слуг и личного секретаря.
Герцог Генри, вышедший в 17 лет из аристократической Итонской школы, оказался славным малым, и не доставлял своему учителю очень много хлопот. Его отчим, лорд Таунсэнд умер в 42 года от сыпного тифа в 1767 году в должности министра финансов. Герцог не сделал политичной карьеры, прожил в своей шотландской усадьбе, но поддерживал самые теплые отношения с Адамом Смитом и всегда откликался на его просьбы.
Шотландия Адама Смита Адам Смит. Какова она, дорога в бессмертье? Золотая эпоха Шотландского Просвещения. Русский след Адам Смит. Университеты его жизни Адам Смит. «Богатство народов». Кто стоял за успехом «библии» капитализма? Глазго. Грин-парк европейской демократии Шотландская провинция. Колесо прогресса. Знаменитая вискарня [1] Генри Скотт, 3-й герцог Баклю, 5-й герцог Куинсберри (1746-1812), второй сын Фрэнсиса Скотта, графа Далкейта (1721-1750) и внук Фрэнсиса Скотта, 2-го герцога Баклю.