Владимир Дергачев
© Автор
Andshel https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/ Приморский край. Обелиск русским географам-разведчикам на перевале Венюкова хребта Сихотэ-Алинь на высоте 500 метров над уровнем моря. Через перевал проходит автомобильная трасса Осиновка - Арсеньев - Кавалерово - Рудная Пристань. Здесь обнаружены остатки средневекового вала с глубоким рвом. Вблизи находится исток реки Зеркальной. Через перевал прошли географы-разведчики Михаил Венюков (1858), Николай Пржевальский (1887) и Владимир Арсеньев (1906). В 1978 году сооружен памятник - монумент исследователям Дальнего Востока.
В Российской, как и в других империях, власть придавала большое значение военной стратегической разведке. Разведка осуществлялась по линии российских дипломатических представительств и Императорского Русского географического общества, созданного в 1845 году. Знаменитые российские мореплаватели и путешественники, совершившие географические открытия, в большинстве были офицерами.
Во второй половине 19 века особо выделялось евразийское направление внешней разведки. За влияние в Центральной Азии и на Дальнем Востоке шло геополитическое противостояние Британской и Российской империй. Организаторами или агентами стратегической разведки были генерал Куропаткин (будущий военный министр), генерал Обручев (будущий начальник Генштаба), генерал Корнилов (будущий главнокомандующий Добровольческой армии), адмирал Колчак (будущий верховный правитель России), полковник Маннергейм (будущий президент Финляндии), подполковник Арсеньев, полковник Роборовский. Российские офицеры выполняли в Азии военно-дипломатическую, разведывательную и научно-исследовательскую миссии. Известными географами стали офицеры-разведчики Генерального штаба Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, М.В. Певцов и многие другие.
Почетными членами Русского географического общества стали генерал-майор Генерального штаба
Николай Пржевальский (1839 - 1888) и его ученик полковник Петр Козлов (1863 - 1935).
Офицеры-разведчики из Генерального штаба стояли у истоков российской дальневосточной геополитики, которая приобрела особую актуальность после поражения России в Крымской войне.
В этот период на восточном направлении имперская геополитика достигла наибольших успехов, сопровождаемая значительными территориальными приобретениями.
Бросок на Восток повторяется через полтора столетия уже в связи с присоединением (возвращением) Крыма к Российской Федерации.
В первую очередь разведкой, а не исследованием природы Дальнего Востока занимались экспедиции М. И. Венюкова (1858), Н. М. Пржевальского (1867-1869) и В. К. Арсеньева (1906-1910).
***
Военный географ, один из основателей российской геополитики, путешественник генерал-майор Михаил Иванович Венюков (1832-1901) окончил Николаевскую академию Генерального штаба. Весной 1857 года прибыл в Иркутск в распоряжении генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, мечтавшего об успехах на Дальнем Востоке, чтобы взять реванш за проигранную войну с Западом в Крыму. Муравьев заметил исполнительность молодого поручика и весной 1957 года предложи ему в качестве старшего адъютанта совершить поездку на Амур. Венюков во время экспедиции составил топографические карты и анализ военной статистики для полной оценки политической ситуации на Дальнем Востоке с целью его освоения.
«Мы должны держаться в Азии не силой оружия или многочисленностью русского населения и даже не экономическим и политическим превосходством, а силой нравственного и умственного превосходства. Мы проглядели, что из всех завоевательных сил самая прочная есть общение побежденных с победителями на поприще умственного развития, как было в Римской империи. Несмотря на наши политические противоречия с Англией, у нас с ней одна общая историческая миссия - цивилизовать далекий Восток». Михаил Венюков
По заданию генерал-губернатора Венюкову предстояла сухопутная экспедиция по Уссури и через Сихотэ-Алинь к Тихому океану. 1 июня 1858 года 26-летний офицер Михаил Венюков со своими спутниками в сопровождении одиннадцати казаков начал маршрут от станицы Казакевичево, расположенной рядом с только что основанной Хабаровкой. Отряд прошел 700 км через Уссурийскую тайгу, картографируя местность, и вышел к побережью Японского моря в устье реки Зеркальной (Тадушу), где проживающие там китайцы преградили с угрозами путь экспедиции. Отряд вынужден был возвратиться по прежнему маршруту.
Экспедиционный отчёт «Описание реки Уссури и земель к востоку от неё до моря» был одобрен генерал-губернатором. В марте 1859 года Венюков выступил в Петербурге в Русском географическом обществе с докладом о путешествии по Уссури. Сведения, представленные им, получили высокую оценку членов общества, включая вице-председателя Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского.
Вся дальнейшая его деятельность до отставки в 1877 году была посвящена военной разведке, включая путешествия с научными целями
[1]. После Восточной Сибири продолжилась успешная карьер военного разведчика (Кавказ, Польша, Гонконг, Китай, Япония). В Японской империи, где с подозрением относились к иностранцам, пришлось играть роль комиссионера, озабоченного поисками рынков сбыта для российского угля. Главная задача разведчика заключалась в сборе информации о государственном устройстве, японской армии и военной инфраструктуры. Как уже отмечали, Михаила Венюкова можно назвать предшественником знаменитого Рихарда Зорге. Результаты стратегической разведки на Востоке нашли отражении в трудах: «Очерки Японии», «Описание Японского архипелага», «Путешествие по азиатским границам России», «Опыт военных описаний русско-азиатской границы», «Россия и Восток»
[2].
После экспедиций на Дальний Восток, Венюков задал вопрос, актуальный до наших дней: «Отчего Амурский край не развился так же быстро и роскошно, как Калифорния, Новая Зеландия, Южная Австралия или хоть Канада?»
[3]. Точный и подробный разбор этого вопроса он отчасти сделал в своем «Обзоре русско-азиатских границ».
***
Русский военный разведчик, путешественник, генерал-майор Генерального штаба Российской империи Николай Михайлович Пржевальский (1839 - 1888) был Почётным членом Русского географического общества и многих иностранных. И хотя он как «натуралист» открыл породу, названную «лошадь Пржевальского», за это военных генеральских званий не дают.
Соч.: Путешествие в Уссурийском крае 1867-1869 гг., СПБ, 1870; переизд., М., 1947; Монголия и страна тангутов. Трехлетнее путешествие в Восточной нагорной Азии, т. 1-2, СПБ, 1875-76: переизд., М., 1946; От Кульджи за Тянь-Шань и на Лобнор, М., 1878; переизд., М., 1947; Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки, СПБ, 1883; переизд., М., 1948; От Кяхты на истоки Желтой реки. Исследование северной окраины Тибета и путь через Лобнор по бассейну Тарима, СПБ, 1888; переизд., М., 1948. В архиве Русского географического общества сохранились материалы фундаментальных отчетов Пржевальского: «Опыт статистического описания и военного обозрения Приамурского края» (1869), «О современном состоянии Восточного Туркестана» (1877), главы рукописи секретной записки «Новые соображения о войне с Китаем», незаконченная рукопись «Наши приоритеты в Центральной Азии».
Путешествую по Дальнему Востоку, Пржевальский
[4] отмечал, что если на верхнем Амуре жизнь постепенно налаживалась, то на Уссури, колонизация вдоль которой началась позже, шла с трудом. На каждой станице он слышал недовольство, жалобы и тоску о жизни за Байкалом: «Действительно, быт казаков, за весьма немногими исключениями, крайне незавидный. Не говоря уже про какое-нибудь довольство жизни, большая часть из них не имеет куска хлеба насущного, и каждый год с половины зимы до снятия жатвы казна должна кормить большую часть населения, чтобы хотя сколько-нибудь спасти его от голода.
Результатами такой ужасающей нищеты являются, с одной стороны, различные болезни, а с другой - крайняя деморализация населения, самый гнусный разврат и апатия ко всякому честному труду.
Действительно, небывалому человеку трудно даже поверить, до какой степени доходит разврат среди уссурийского населения. Здесь везде мужья торгуют своими женами, матери дочерьми и делают это не задумываясь, часто публично, без всякого зазрения совести….
Во многих станицах можно видеть подобные личности, для которых стыд, совесть и другие лучшие стороны человеческой природы не существуют.
Мало того, разврат до такой степени проник всё население, что нисколько не считается пороком, и на зимних вечерних сходбищах, или так называемых «вечёрках», постоянно разыгрываются такие сцены, о которых даже и неудобно говорить в печати.
С другой стороны, не менее резко бросается в глаза совершенное равнодушие казаков к своему настоящему положению и полная апатия ко всякому необязательному труду».
И Пржевальский задает себе вопрос, «каким образом население может умирать с голоду в стране, где воды кишат рыбой, а леса полны всякого зверя?». Главной причиной он считает обязательное переселение забайкальских казаков и штрафных солдат. Казаки выбирались для переселения по жребию, при этом богатые могли откупиться. Во время плавания на баржах по Амуру часто погибал скот, подмокал или тонул хлеб и семена. И на новых местах приходилось не жить, а выживать.
Маршрут Пржевальского из Хабаровки по Уссурийскому краю
Исследователю Дальнего Востока Владимиру Арсеньеву будет посвящена отдельная статья.
Путешествие на русский Дальний Восток в поисках будущего. ПриморьеПуть на Дальний Восток (воспоминания) Владивосток. Оплот России на Дальнем Востоке Владивосток. ТИГ(воспоминания) Находка. Главные восточные морские ворота России «Географы» Генерального штаба Российской империи Владимир Арсеньев. Уссурийский буфер. Запорожская Сечь для китайцев Корейцы на русском Дальнем Востоке Дальневосточная экспедиция. Иман. Дальнереченск. Форпост на Уссури Китайский остров Даманский Цитадель Хутоу. «Нож у горла советского Приморья». Последнее сражение Второй мировой войны. Китайская версия Россия. Китай. Северная Корея. На стыке трёх границ Хасан. Вооружённый конфликт. В эту ночь решили самураи… «Большой золотой треугольник». Китай. Россия. Северная Корея. Антироссийский проект Приморье. Кавалерово. Дальнегорск. Руины российского капитализма Приморье. Мыс Бринера. «Два брата». Дальневосточный Чернобыль Морской круиз в Уссурийскую тайгу Уссурийская горно-таёжная станция. Коварный не только для женщин китайский лимонник Во времена антиалкогольной компании. Сбывшаяся мечта советских командировочных Будет ли русский Дальний Восток Желтороссией (Белохиной)? Откуда исходит главная угроза российскому Дальнему Востоку? [1] А. В. Ремнев У истоков российской имперской геополитики: азиатские «пограничные пространства» в исследованиях М. И. Венюкова. -
http://te.zavantag.com/docs/2598/index-27270.html [2] Русский элемент. -
http://airvl.ru/russkiy-element.html [3] М.И. Венюков. Путешествия по Приамурью, Китаю и Японии. - Хабаровск, 1970.
[4] Николай Пржевальский «Путешествие в Уссурийском крае. 1867 - 1869 гг.». - М.: Географгиз, 1947.