Митрофан Орлов. Победитель астраханских песков

Aug 13, 2015 21:05

Владимир Дергачев

Митрофан Алексеевич Орлов (1881 - 1955) родился в селе Погар Брянской области. Любовь к лесу и садам воспитал в нем отец, скромный портной.

В 1901 году на казенный счет Митрофан окончил лесную школу и был направлен в Черниговскую губернию, где успешно работал по закреплению и облесению песков и оврагов в Новозыбковском и Новгород-Северском уездах. В 1909 году Лесной департамент направляет Орлова как способного организатора и специалиста  в Астраханскую губернию, где сыпучие пески (барханы) представляли серьезную угрозу сельскому хозяйству и животноводству.

От Царицына до Астрахани почти на 450 км тянулась  уникальная  Волго-Ахтубинская пойма с плодо­родными землями, рощами и садами. Волжская дельта славилась изобилием рыбы и птицы. В начале 20 века на пойму и дельту Волги стремительно  надвигались кочующие летучие пески. Пески заносили села, дороги, почтовые станции, плодородные земли поймы. Некоторые селения переселялись по два-три раза.  Из-за наступления бархан (сыпучих песков) село Хошеутово дважды  перемещалось с одного места на другое. На наступление песков жаловались жители сел Сасыколи, Вольное и многих других. Пески погребали сотни тысяч гектаров земель, служивших пашнями, пастбищем скоту. Пойма и Волжская дельта  поглощали песок, нарушалось судоходство, уменьшались рыбные запасы.

Безуспешные попытки закрепления песков предпринимались с середины 19 века, и только в начале 20 века началась агролесомелиорация песков на научной основе при участии Российской Императорской  Академии наук.

В астраханской степи у местных кочевников существовало суеверии, забрасывать колодцы, когда в них кончалась вода. Митрофан Орлов, будучи молодым человеком,  в первые годы работы в Нижнем Поволжье решил отучить скотоводов от этой привычки. Он спустился в колодец и почистил его от песка.  Но суеверные люди испугались этого поступка, потревожившего злых духов,  и не сразу подняли Орлова обратно из колодца.  Промедление было роковым,  и ноги на всю жизнь сковал паралич. Но и с парализованными ногами Орлов продолжил борьбу с песками. Он приделал к костылям приспособления, напоминающие по устройству верблюжьи копыта, и взбирался на вершины сыпучих барханов. Или странствовал по полупустыне на верблюдах и руками рассевал песчаный овес... [1].

Орлову угрожали физической расправой местные богатеи, владевшие скотом и противящиеся  изменениям сложившегося местного уклада жизни. Но самоотверженный труд лесовода продолжался.

У села Сасыколи, которое особо страдало от песча­ных заносов, Орлов с помощью сельчан заложил лесной питомник. Такие же питомники появились у других сел. Отсюда со временем можно было получать посадочный материал для обле­сения песков. На песках села Бирючья Балка он создал сад.

На огромных степных пространствах добровольные отряды крестьян сеяли песчаный овес, высаживали джузгун, тамариск, иву каспийскую и другие кустарники. Со временем в засушливой степи и полупустыне  появились травы, сено­косы, пастбища. Поступательное движение песков замедлилось.

В 1924 году  Орлов  берется за решение сложной проблемы создания лесных полезащитных полос в условиях полупустыни, создает Богдинскую опытно-испытательную агролесомелиоративную станцию, которая в 1950 году была реорганизована в научно-исследовательский филиал  Всесоюзного научно-исследовательского  агромелиоративного института (ВНИАЛМИ, Сталинград).

В пустынной степи был заложен «Зеленый сад», ныне участок Богдинско-Баскунчакского заповедника.

В двадцатые годы делались посадки леса среди песков у сел Болхуны, Сасыколи, Михайловка, За­мьяны, Тамбовка  для защиты населенных пунктов, ильменей. Многие посадки сохранились до наших дней.

Создавались государственные опытные станции, где ученые испытывали породы деревьев и кустарни­ков, способных  расти без полива, испытывали всевозмож­ные варианты полезащитных лесных полос.

В тридцатые годы астраханские пески, заросшие или полузаросшие, поступили в распоряжение колхозов и совхозов, стали кормовой базой для скота. Ежегодно колхозы организовывали сенокосы в степи, куда направляли и добровольцев из школьников-старшеклассников.

В полупустыне было создано три опорных пункта для испытания различные породы растений в экстремальных условиях (Богдо, Хошеутово и Сасыколи). Хошеутовский пункт  служил для опытов по кормовой базе для живот­новодства. На участке Сасыкольского пункта у станции Чапчачи благополучно росли  могучий тополь канадский, достигший  высоты почти в тридцать метров, гибрид тополя канадского и осокоря, дубы, березы, белая акация, шелковица, китайский ясень.

Расширялись плодовые насаждения и виноградарство на песках при орошении.

Когда жители села Вольное возбудили ходатайство о переселе­нии ввиду напора песков, Митрофан Орлов  убедил их отказаться от этой шага  и оказал соответствующую помощь. Пески были остановлены.

Более полувека  жизни было отдано борьбе с песками. Самоотверженный, многолетний труд агролесомелиоратора Митрофана Орлова был высоко оценен Советским правительством. В 1928 году Орлову было присвоено звание Героя Труда, в 1951 году - Лауреата Сталинской (Государственной) премии. Скончался Митрофан Алексеевич 8 мая 1955 года,  похоронен на главной аллее Астраханского кладбища. Его личный фонд Р-2973 (1912-1955) хранится  в Государственном архиве  Астраханской области.

В настоящее время научно-исследовательская (бывшая Богдинская) опытно-испытательская агролесомелиоративная станция (НИИАГЛОС)  находится в городе Харабали и носит имя Митрофана Орлова, его именем названа улица в райцентре.

На берегу реки Ашулук вблизи станции  Чапчачи  в 15 км севернее города Харабали расположен  «Орловский лес» площадью 67 га.  В 1995 году лес объявлен памятником природы регионального  значения. Здесь произрастает 10 видов древесных пород и несколько десятков видов трав.

Местное население называет «Орловский лес» «Рощей любви». Молодожены из ближайших  сел  после заключения брака часто посещают рощу. Существует поверье: если сорвать с самого высокого и красивого дерева листок и написать на нем имя избранного, а затем засушить листок, то сердце возлюбленного присохнет к тебе навсегда, то есть «роща любви» поможет сохранить любовь на долгие годы.

Памятник природы «Орловский лес». Несмотря на рекламу на сайтах Харабалинского района практически нет фотографий, отражающих его уникальность.


© Дворников Михаил http://static.panoramio.com/photos/large/75481351.jpg

Митрофан Орлов был ученым-практиком и не оставил фундаментальных научных  монографий. Основные труды:
Орлов М.А. Пески Астраханской полупустыни, методы их укрепления и хозяйственного использования.- М.: Гослестехиздат, 1940.-135с.
Орлов М.А. Полезащитные лесные полосы в сухом и орошаемом земледелии Астраханской области Астрахань: Волга,1948.-72с.

Использованные источники:
И. Забелин Сотворение прекрасного. У горы Богдо.  http://www.outdoors.ru/book/namore/alm1961/1961-6.php
Публикации газеты «Харабалинские вести».

P. S.
В очерке И. Забелина «Сотворение прекрасного. У горы Богдо» я нашел следующее описание «Зелёного сада», созданного Митрофаном Орловым: «На Богдинской станции могучие, почти двадцатиметровые пирамидальные тополя натужно гудят, встречая суховей; вершины их упруго сгибаются под его порывами, всякий раз выпрямляясь снова, а внизу, в тени, кверху тянутся молодые деревца, подрост - смена первому поколению борцов. Рассеченные кроны белых акаций встречают ослабленный ветер легким шелестом, а вязы с филигранно отделанными небольшими листочками стоят почти не шевелясь. Рядом с ними серебрятся заросли лоха, джузгун и тамариск цепко держат взбугренные пески, а медлительные дубки не спеша отвоевывают себе место под солнцем полупустыни...».
Появилось  желание найти в Интернете, в том числе на сайте Богдинско-Баскунчакского
фотографии знаменитого «Зеленого Сада» Митрофана Орлова. Но безуспешно, кроме одной. Может быть, сад не выдержал крепкого объятья российского капитализма, или работники заповедника оберегают его от новоявленных вандалов?

Заброшенная агролесомелиоративная станция, урочище «Зеленый сад», Богдинско-Баскунчакский заповедник, Астраханская область


Посёлок опытной агролесомелиоративной станции Богдо в Ахубинском районе в 1969 году переименован в поселок Зеленый сад.  В 90-х годах в связи с прекращением финансирования,  опытная станция Богдо свернула работы на территории «Зеленого сада», поселок пришел в запустение, здания почти полностью разобраны и вывезены. От посёлка осталось два строения, где летом проживают студенты-практиканты и волонтеров.

Заброшен не только этот участок Богдинской  станции, но и могила лесовода. У известного астраханского блогера ( http://astkraeved.livejournal.com/74802.html) я нашел две фотографии могилы Митрофана Орлов на главной аллее Астраханского кладбища 2008 и 2014 гг. надгробие варварски разрушено, демонтирована ограда, а сам памятник расколот на части.



http://astkraeved.livejournal.com/74802.html

Путешествие на Нижнюю Волгу
в поисках торжества российского капитализма

Нижнее Поволжье. Из истории строительства железных дорог
Авиационно-испытательная столица и родина первого российского космодрома
Астраханские брэнды. Икра, помидоры и арбузы
Воспоминания о пиве с астраханской воблой
Астраханский Армагеддон
Коварный враг с крылышками атакует «русский мир».
Будет ли жареная саранча российским брэндом?

Воспоминания о сталинском плане преобразования природы
Митрофан Орлов. Победитель астраханских песков
Астраханская сирень и другие скромные герои песчаного фронта

Астрахань. Южный форпост и каспийская столица России
От Хаджи-Тархана к Астрахани. Великие стратеги Иван Грозный и Петр Великий
Незабвенный Киров. Любимец партии, палач рабочих и любитель женщин
Братская могила под царским постаментом
Судьба астраханского Сталина
Астрахань лицом к светлому капиталистическому будущему
От «Модерна» к «Октябрю». Кинотеатр-дендропарк
Астраханская «Аркадия»
Фильм чрезмерного социалистического реализма, прославивший город на Волге
Пионерский лагерь. «Взвейтесь кострами, синие ночи!»

Харабали. Город с сельской душой
Харабали в ретро фотографиях
Вольное. От красных партизан, назад в капитализм
Тамбовка. История села
Тамбовка. Воспоминания детства
Тамбовка современная

В журнале «Ландшафты жизни» и на портале «Институт геополитики» были опубликованы следующие статьи и посты о Нижнем Поволжье:
Золотая Орда. «Страна разгула и торговли»
Сарай-Бату
Волго-Ахтубинская пойма. Степь

Волжское Понизовье. После Золотой Орды
Русская колонизация Волжского Понизовья
Забытая соляная гора Чапчачи
Хошеутовский хурул Победы
Земной рай в окружении ядерных взрывов

Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье
Ландшафты жизни. «Страна разгула и торговли»
Ландшафты жизни. Память. Родители
Ландшафты жизни. Нижнее Поволжье. Детство
Ландшафты жизни. Астрахань. Интернат

[1] И. Забелин Сотворение прекрасного. У горы Богдо. - http://www.outdoors.ru/book/namore/alm1961/1961-6.php

СССР, Ландшафты памяти, Астраханская область

Previous post Next post
Up