ДУХОВНОСТЬ МОСКОВИТА
[1] Европа с древнейших времён и до сегодня соединена тысячами связей со всеми великими мировыми культурами: египетской, малоазиатской, индийской, китайской. Во взаимодействии с ними Европа сотворила собственные цивилизации - эллинскую и римскую. Идеи различных культур пересекались, соревновались между собой, и эта свободная борьба идей научила ценить свободную, критическую, творческую мысль. Осознание личностного достоинства - это наиболее яркая и весомая особенность европейцев, а значит, и украинцев. Все иноземцы, побывавшие в Украине, свидетельствовали, что украинцы всех сословий, даже слуги, обладали сильно развитым чувством собственного достоинства.
Абсолютную противоположность представляла собой Московия. Опасаясь европейской культуры, московиты инстинктивно бежали от неё, отгораживались от Европы, спасаясь от европейских «ересей»: латинской XV-XVI вв., либеральной XVII- XIX вв., буржуазной XX в. Не тронули Московию и великие животворящие движения Ренессанса XIV-XVI вв., Реформации XVI-XVII вв., Французской революции XVIII-XIX вв. Таким образом московит «спас» свой разум от способности мыслить критически. Академик И.Павлов признавал, что «русский человек имеет слабую мозговую систему». Такое умственное состояние способствовало созданию общины земельной (у крестьян) и интеллектуальной (у интеллигенции), при которой отмирают возможности свободной мысли и свободного творчества. Государственная власть освобождает московита от обязанности думать, планировать деятельность, совершать начинания. И московит считает такое состояние естественным и даже единственно возможным. Московит искренне верит, что европейцы «насквозь прогнили» и от этого Европа вот-вот погибнет, потому что так пророчили ВСЕ московские политические писаки с XVII в. Московит воспринимал или отбрасывал европейские идеи не разумом, а национальным инстинктом. Так московит воспринял и идеи марксизма. Почему это произошло?
Московиты, евреи, немцы имеют много общего: они яростные шовинисты; они исповедуют мессианские идеи господства над всем миром; они ненавистники всего чужеземного; они признают материалистическую философию мира. Потому то московит поверил всей душой в марксизм, т.е. воспринял не разумом, а душою, как воспринимают религиозные люди веру в Бога. Московский философ Н.Бердяев писал, что марксизм стал религией московитов, которая имеет своё свято письмо, своих святых, свои непререкаемые догмы, уклонение от которых карается смертью. Отметим ещё раз, что содержание христианства московит не понял, не прочувствовал, христианские идеи опровергали всю его духовный мир и мировоззрение. Потому то московиты взяли из христианства лишь внешние церковные формы, московские богословы были «начётчиками» (буквоедами), слепыми сектантами в трактовании христианской морали и этики, которые за формой не восприняли истинный смысл.
Таким же «начётчиком» был и В.Ленин. Когда жизнь в Европе и судьба марксизма пошли совсем не тем путём, который предсказывал К.Маркс, то В.Ленин начал объяснять расхождения между жизнью и Марксовыми догмами с традиционными московскими увёртками, ложью, демагогией, казуистикой. И когда после его смерти начала раскалываться ВКП(б), то в ней не нашлось ни одного деятеля, ни одной группы, которые предложили бы своё собственное мнение. Все они наперебой старались доказать, что именно они наиболее достоверно толкуют ту или иную букву марксистского талмуда.
У всех народов принято с уважением относиться к людям образованным, к стремлению учиться. В Московии - наоборот. В 1917-1922 революционные солдаты и матросы расстреливали людей на улицах только за то, что у них были не мозолистые руки. Так же поступали И.Болотников (1611), Разин (1668), Е.Пугачёв (1773). В.Ленин ненавидел интеллигенцию, хотя сам был дворянин-интеллигент. Ненавидели интеллигенцию М.Бакунин, П.Ткачёв, С.Нечаев, князь П.Кропоткин, граф Л.Толстой.
Откуда эта ненависть московитов к работающей интеллигенции? Ведь люди умственного труда честно, иногда довольно тяжко, зарабатывали свой хлеб насущный, часто более скудный, чем у зажиточных мужичков. Это ненависть К САМОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И КУЛЬТУРЕ, т.к. они европейские, а московит есть абсолютный азиат в худшем понимании этого слова.
Вот несколько примеров.
Пётр I основал в Москве гимназию. Управляющим был назначен пленный саксонец Г.Глюк, из Германии приглашены 10 профессоров, учащимся платили стипендии на обучение. НО на 300 мест нашлось лишь 40 кандидатов, и те были дети мелких чиновников, которым велело послать чад начальство. Гимназия закрылась через несколько лет из-за отсутствия учеников (В.Ключевский, «Курс русской истории»).
В 1755 г. еле-еле нашли СТО студентов для открытия Московского университета, а в 1788 г. их было ... 80. На юридическом отделении учился ОДИН студент. Для сравнения: в 1701 г. в Киево-Могилянской академии (образовалась в 1632 г. слиянием более ранних учебных заведений) было две тысячи (!) студентов.
Пётр I издал в 1714 г. указ об обязательном образовании для дворянских детей и приказал открыть для них школы. Но дворяне не хотели этого, и губернаторам было приказано силой забирать детей в школу и держать их там «под караулом». Однако и это не помогало. Из Рязанской школы убежали 59 учеников из 96. Специальным указом была объявлена смертная казнь 127 беглецам из Морской Академии. МИРОВАЯ ИСТОРИЯ НЕ ЗНАЕТ ПОДОБНЫХ ПРИМЕРОВ.
От монаха Савватея в XVI в. и староверов XVII в. передалась ненависть к европейской культуре дворянству, либералам, социалистам поздних времён. Монархист Ф.Тютчев в XIX в. пиcал: «Основы, на которых стоят Московия и Европа, которыми они руководствуются в жизни и политике, настолько противоположны, что взаимно себе противоречат. И жизнь одной из них возможна только за счёт смерти другой» (Ф.Тютчев, «Сочинения и письма»).
В Европе вообще и в Украине в частности САМИ люди, по собственному свободному почину закладывали и развивали промыслы, торговлю, земледелие, города, школы, дороги, т.е. всё, что составляет их личную, общественную, культурную, хозяйственную, политическую жизнь. И права, которые имели европейские сословия, общины, города, церковь, общества, отдельные личности получали они собственными силами. Так, европейское дворянство получило свои права в борьбе с монархами; города получили своё самоуправление в борьбе с феодалами; крестьяне освободились от закрепощения в борьбе с землевладельцами. Эта САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ породила и укрепила у европейцев чувство собственного достоинства. В Европе живут граждане, а не подданные.
Всё перечисленное создавалось в Московии не снизу, как в Европе, а - по воле правителей - СВЕРХУ. Права даровал царь по своей милости и выбирал их по своему усмотрению. Московская церковь стала обычным министерством при правительстве. Дворянство получал тот, кого отметил царь. Городами управляли назначенные правительством и только перед ним ответственные «градоначальники»-местные царьки. Из крепостничества без длительной и повсеместной борьбы крестьянства освободил сам царь. Откуда ж тут взяться чувству собственного достоинства? Напыщенное чванство, с которым московит издевается над подвластными, беззащитными, более слабыми моментально превращается в отвратительное лакейство перед сильнейшим. Московский народ не сподобился сотворить слово «громадянин» (член громады, сообщества), а когда собезьянничал его от украинцев, то «слово «гражданин» не прижилось даже в среде интеллигенции.
Проживший полвека в Европе московит писал: «В наихудшие времена европейской истории мы видим в Европе уважение к личности, признание её прав и независимости; видим понимание культурного веса гениев, способностей. Хотя европейские правительства и бывали очень суровы, однако они не ссылали в свои Сибири Спиноз, не «секли розгами» Лессингов, как это бывало в Московии. Это уважение к моральной силе, то признание достоинства человека, эта одна из наибольших добродетелей культурного человека - никогда не существовала и не существует в Московии. В Московии личность придавлена, поглощена не только государством, но и обществом» (А.Герцен, Собрание сочинений).
Московиты не считают женщину за человека, их пословица гласит: «Курица не птица, баба не человек». Считаю женщину животным, её могли продать или купить. А за купленным надо следить, чтобы его не украли. И богатые московиты держали вплоть до XVII в. своих жён замкнутыми на ключ в своих «теремах». А бедные перекладывали на женские плечи всю домашнюю работу. Эта печальная традиция продолжалась в СССР, продолжается и в РФ.
Не имея собственного «я», московит, естественно, не может иметь собственных убеждений, а все требования моральные, юридические, религиозные, политические предлагает ему общество как громадная отара овец. А поскольку отара не может существовать без пастуха с посохом и овчарками, то фактически правила поведения диктует московиту его пастух, т.е. царь (белый, красный, «демократический»). И диктует он через своих псов - опричников, чекистов, ФСБшников. Отсюда рабство, покорность, отсутствие личной морали, личной совести, личного правосознания. Московское общество до и после 1917 руководствуется в семейной, общественной, государственной, культурной и даже церковной жизни только приказами начальства. Эти особенности московской духовности породили и укрепили московскую «общину» (позднее «колхоз») - природное, законное дитя московской духовности, которая имеет глубокие, неискоренимые корни в душе, сердце, мозгу каждого московита. Общиной восхищались монархисты-славянофилы, либералы-«западники», социалисты-коммунисты. Личность полностью растворяется в общине, она не имеет личных прав, личное мнение вредно, потому что приводит к разномыслию и тем разрушает «единомыслие». В общине нет и не может быть личной инициативы, стимула что-то вообще улучшать, поскольку при очередном переделе земли его участок может отойти к кому-нибудь другому Следовательно, не может быть и понуждения что-либо улучшать. Община, не признавая прав личности, не признаёт и обязанностей личности. За уплату налогов отвечает вся община. Значит, «ты» есть только частица общего, а само по себе «ты» есть ничто (Л.Толстой, «Война и мир»).
Другой исследователь народной жизни пишет: «Такая частичка привыкла столетиями покоряться чужой воле и потому не может отнестись критически к приказам, и все приказы исполняет слепо, без колебаний. Собственного убеждения, собственной морали московит не имеет. Он представляет собой абсолютно пустой горшок, который можно наполнить чем хотите. И это относится не только к мужику, но и к аристократу, интеллигенту» (Г.Успенский, «Власть земли»).Такие «частички» вчера подавляли польское восстание, сегодня - украинское, а завтра - кавказское. Они же не отвечают за свои поступки. Отвечают: «барин», община, начальник, правительство, царь, диктатор, «общество». Отрицали личность, личные прав, человеческое достоинство ВСЕ московиты во ВСЕ столетия. Не признавали европейские идеи националисты, демократы, социалисты. Д.Писарев обосновывал своё отрицание прав личности законами дарвинизма (сохранение рода за счёт отдельной особи). П.Лавров и М.Михайловский вроде бы признавали прав личности, но обставляли само её существование в общине такой зависимостью от общины, что практически сводили эти права на нет (В.Ковалевский, «М.К.Михайловский»). Московский революционер пишет: «Мы сильны лишь тогда, когда объединены в общину. Наша сила в толпе. Нуждаетесь во мне? - Берите меня всего. Приказываю, не заботьтесь обо мне. Я отдаю все свои права обществу, и она имеет право делать со мной всё, что пожелает. Я растворюсь в обществе, сольюсь с ней в одно целое, только бы она жила и развивалась» (М.Морозов, «Повесть моей жизни»). Об этом же толковали Л.Толстой, С.Нечаев, М.Бакунин.
Европейский идеал свободы - право народа руководить государством, т.е. демократизм. Московиты понимают демократию не как равноправие, а как «уравниловку» (Н.Данилевский, «Россия и Европа»). Европейский демократизм - это возможность дать низшим вознестись своими собственными силами выше, сравняться с высшими. Московский же «демократизм» - это стремление низших в принудительном порядке стянуть вниз высших. Сбросить их на уровень голодранцев. И не только материально, но и духовно.
Зависть неудачника, неспособность собственными силами подняться, садистское наслаждение сбрасывать высших вниз свойственны ВСЕМ московитам. Это приводит к убожеству и далее (по логике) - к восхвалению духовного и физического уродства. Европейский моральный кодекс долга и чести осуждает всякое преступление и всякое тунеядство. Московиты наоборот считают преступников «несчастненькими», радостно целуют сифилитичного грязного нищего (Л.Толстой, «Воскресение»). Московская литература «возлагала венок на вшивую голову мужика» (Ф.Достоевский, «Бесы»). Московские писатели возводили на трон «торжествующую свинью», которая «присуживала им же отрезать языки или чистить нужники» (Д.Мережковский, «Больная Россия»). Московская «уравниловка», восхваление материального и морального убожества - это «осуждение европейского идеала труда гениев, воплощённого в Миланском соборе, в Киевской Святой Софии, в Парижской Нотр-Дам, в произведениях Данте, Байрона, гениальность которых не могут стерпеть воспитанные на «камаринском мужике» и на городских «частушках» московские зодчие «новой империи» (Д.Донцов, «Підстави нашої політики»).
Московит отбрасывает также личную честность и откровенно говорит, что она является пустопорожней болтовнёй, смешной выдумкой (К.Леонтьев, «Восток, Россия и Славянство»). «Трудно человеку знать: что грешно, а что нет. Тайна тут превосходящая ум человеческий» - говорит один их героев Ф.Достоевского. Человек должен быть честным? - Почему? - удивляется московит (В.Андреев, «Тьма»). Московит не знает «гибельного различия между твоим и моим», - свидетельствует Ю.Самарин. Этих «почему» московит не знает, потому что лишён моральных принципов, созданных самим народом. Эти принципы создавала власть и навязывала их насильно. А навязанное извне народ выбрасывал на свалку при первой подходящей возможности. «У нас, московитов, нет чувства долга, потому что откуда ж ему взяться?» - говорил Ф.Достоевский («Дневник писателя»).
Европейское творчество (литературу, искусство, науку, вообще культуру) Московия ненавидит именно потому, что та превозносит личность, прославляет борьбу личности за идеалы, совершенно противоположные идеалам московским. Из всех московских писателей не найдётся ни одного, кто бы не считал наибольшим несчастьем Московии всесторонне развитие личности. Один из них пишет: «Византийский идеал тем хорош, что не имеет в себе того преувеличенного идеала личности, который привнёс в жизнь немецкий феодализм. Потому хорош, что не имеет большого личного самоуважения, которое добралось до буржуазии путём той зависти, что вызвала в Европе демократическую революцию; которая породила все эти фразы о неограниченности прав личности; которая позднее распространилась даже и среди низших слоёв европейского общества, создавая из каждого крестьянина и портного искалеченого нервным чувством личного достоинства человека» (К.Леонтьев, «Восток, Россия и Славянство»).
Московский писатель М.Шевырёв открыто провозгласил: «Содержание, смысл прошлой истории московского народа и задания будущего состоит в унижении личности» (А.Пыпин, «Характеристика литературных мнений»).
Что такое московская интеллигенция? Сами московиты отвечают:
«народническое мракобесие» (Н.Бердяев)
«сектантское изуверство», «героическое ханжество» (М.Булгаков)
«убожество правосознания» (А.Кистяковский)
«бездонное легкомыслие» (П.Струве)
«сонмище больных, готтентотская мораль, человекоподобное чудовище, краснокожие либералы, хулиганское насилие» (М.Горький, «Огарки»)
«Московская интеллигенция - это какое-то совершенно своеобразное, духовно-социальное образование, она чувствует свою беспочвенность и беспорядочность» (Н.Бердяев)
«Глубокая неуравновешенность, способность бросаться из одной крайности в противоположную - это ведущие особенности московского характера» (Н.Трубецкой)
«Мы, московиты, относимся как-то равнодушно и к добру, и к злу, и к правде, и ко лжи» (П.Чаадаев)
«Ложь и фальшь во всей нашей московской жизни» (Ф.Достоевский)
« ...должны признать, что наша общественная жизнь очень грустная. Недостаток общественного, критического осуждения, равнодушие ко всем обязанностям, к справедливости, к правде. Циничное презрение к человеческому достоинству, к новым мыслям - всё это вызывает безысходность. И имел же я несчастье родиться в Московии» (А.Пушкин)
«Национальные черты московского человека - это произвол и раболепствие» (С.Соловьёв).
В такой мешанине и здоровый разум может не выдержать. А что же говорить о несчастном мутанте - московском интеллигенте? Разве что напиться до беспамятства. Так они и поступали! В Московии существовала значительная группа «лишних людей» - интеллигентов, которые понимали ужас московской жизни, но не имели духовных сил бороться и спивались, падали на дно общества, становились «босяками». Такие экстремисты считали все человеческие идеалы ерундой, не признавали никаких моральных законов ни в самих себе, ни в ком-нибудь другом (Базаров у Тургенева).
Л.Толстой считал науку порождением праздного любопытства», а любовь к родине называл «нечто отвратительное и жалкое. У него Венера Милосская вызывала отвращение, а квартет Бетховена вызывал головокружение. Он же писал: «Капиталистический строй необходимо уничтожить, заменив его на социалистический. Национальный сепаратизм необходимо уничтожить, заменив его на космополитизм. Всякие религиозные предрассудки необходимо уничтожить, заменив их на умственную сознательность» (Л.Толстой, «О существующем строе»).
Психология утверждает, что неполноценные народы используют единственную возможность подбодрить самоё себя - самовосхваление. При этом
Первая выдумка: Западная Европа духовно сгнила, став на путь либерализма и индустриализации, осудила сама себя на смерть, потому что этот путь приведёт к запущенности всего мистического, трансцендентного в европейской культуре, к уничтожению стабильных общественных и государственных учреждений и форм.
Вторая выдумка: московский народ не признаёт основной идеи частной собственности, потому что она - антихристианская и является основной причиной борьбы и ненависти между людьми. А в общине все люди имеют одинаковые права, всё имущество принадлежит всем и каждому из общинников, нет дьявольской зависти, все дела решает сама община по согласию всех, там царят любовь и согласие. Разве не рай на земле? Ни один из народов не имеет и намёка на такой идеальный социальный институт, а мы, московиты, имеем общину уже тысячу лет.
Третья выдумка: московский народ не признаёт право отдельного человека на своё независимое от общества существование. Он признаёт только то, что отдельный человек - это муравей, который ничего не сможет сделать без организованного сообщества. А организованной она может стать лишь тогда, когда во главе её стоит сильный вождь. И мы, московиты, всегда имели сильных вождей, которые не допускали, чтобы черви-древоточцы подгрызли нашу державу. Мы, московиты, понимаем великую правду, которую не понимают европейцы: ЛИЧНОСТЬ - НИЧТО, А ГОСУДАРСТВО С ЦАРЁМ-САМОДЕРЖЦЕМ ВО ГЛАВЕ - ВСЁ.
Выдумка четвёртая: московский народ глубоко верит, что единство мысли создаёт и единство действия. В единстве всей нации заключается залог её могущества, а значит, счастья и богатства. Ради этого единство мысли необходимо поддерживать ВСЕМИ способами, даже принуждением. Необходимо немилосердно уничтожать тех, кто разрушает единство мысли. Сам Христос проповедовал единство духа, значит, и мысли...
Выдумка пятая: московский народ не себялюб, московская душа любит все народы мира (правда, по Платону Зубову: создать из всех стран Европы губернии петербургского подчинения). Московиты покидали свою родину и расселялись по всей империи, и всюду чувствовали себя как дома. Следовательно, московский человек есть «общечеловек», человек всего мира. Значит, и вести этот мир к «общечеловеческой» цели должен московский народ. Он способен проливать свою (чаще, конечно, чужую...) кровь, чтобы повести весь мир к всемирной мечте, к всеобщему счастью, потому что сам Бог повелел совершить это, призвал московский народ вести всё человечество в царство Божье на земле.
«Кто-то сравнил Московию с Янусом. Это сравнение - ошибочное. Янус ведь имел два лица, а Московия имеет их намного больше. Другие народы творили только по одной национальной доктрине. Московия создала их целую кучу. Сначала творила «истинное христианство». Потом - «истинное славянство». Потом - «истинный социализм». Это были московские «интернациональные» доктрины, но на каждой из них - как железом вырезанное - стояло: Истинное Христианство - это Я. Истинное Славянство - это Я. Истинный социализм - это Я» (Д.Донцов, «Що таке інтернаціоналізм»)
Такова истинная Московия...
[1] «Московит, московский, Московия» - на московском слэнге «россиянин, российский, Россия»