Настоящий характер советской системы власти очень хорошо проанализирован в статье Осипа Дякива-«Горнового» с красноречивым названием - «СССР - страна самого жестокого притеснения народов и эксплутации трудящихся». Эта большая статья состоит из 4 разделов, в которых изображены не только появление и эволюция, развитие и современное место [на 1945 год] советского режима в мире и его влияние на судьбу украинцев. Автор обнаруживает незаурядную осведомленность как в истории России и СССР, так и в мировой истории, и демонстрирует глубокое знание тогдашней советской действительности.
В первом разделе «Как появилась и развилась большевистская тюрьма народов - СССР» рассмотрение событий начинается с марта 1917 года. Оценивая две революции, которые состоялись в том году, автор приходит к выводу, что «в сравнении к мартовской революции [буржуазно-демократическая в феврале-марте 1917], которая принесла свержение царизма, октябрьская революция перечеркнула все завоевания народа в мартовской революции. Октябрьская революция в другой форме обновила прежнюю Россию, Россию - тюрьму народов, Россию - страну нестерпимого гнёта трудящихся» [Дяків-Горновий Осип. Ідея і чин. Повна збірка творів. - Нью-Йорк-Торонто-Мюнхен: Т-во колишніх вояків УПА, 1968. - С.167-218]. Отчётливее всего большевики обнаружили свою сущность в отношении к нерусским народам империи, в очередной раз уничтожая их независимость.
Большевики вышли из войны 1917-1921 года победителями, продолжает публицист, но они теряли доверие масс. Средством к укреплению своего положения и стал для большевиков НЭП [новая экономическая политика]. Введя его, большевики разрядили недовольство народа, потому что жизненный уровень людей тогда несколько вырос. В результате НЭПа одна часть масс опять поверила власти, другая - с ней смирилась, а третью - непримиримую - большевики могли теперь отделить и уничтожить [Дяків-Горновий Осип. … С.172]. Нерусским народам даровали определённые права, которых те не имели в царской России. Но вскоре началось новое подчинение этих народов через образование СССР. Говорить о добровольности образования этого объединения не приходится, отмечает Дьяков, хотя бы потому, что оно состоялось после завоевания этих народов в 1917-1921 году. Армии и репрессивные органы россиян остались там, следовательно население не могло открыто выявить свою волю. Образование СССР имело целью, по мнению автора, лишить «союзные республики» остатков признаков политической самостоятельности и в первую очередь - сношений с другими государствами. Кроме того, этим самым планировалось подчинить все отрасли их хозяйственной жизни Москве и укрепить военную силу СССР. Такие выводы Осипа Дякива были полностью логическими, учитывая те права, которые имели республики по текстам союзной и республиканских конституций и их подлинноого положения в Союзе. Отсюда - следующий вывод публициста: образование СССР было ни чем иным, как укреплением русской империи, возрождённой большевиками [Дяків-Горновий Осип. … С.174].
Оценивая период 20-х годов на ниве культуры, Осип Дякив писал, что у нерусских народов осуществлялось изменение национального содержания их культур с оставлением пока еще национальных форм. В 30-ые годы против национальных культур уже был задействован террор. С того времени они перестали развиваться. Ведь что бы там не говорили большевики о создании национальных по форме, но большевистских по содержанию культур, уже с 1934 года, замечает автор, происходит очредное наступление для того, чтобы и эту национальную форму заменить чуждой русской. Это проявилось в русификации украинских городов, научной литературы, образования, вузов, и т.п. [Дяків-Горновий Осип. … С.175].
Касаясь таких эпохальных явлений советской истории, как индустриализация и коллективизация, Осип Дякив расматривал их появление как крах надежд большевиков на мировую революцию. А для военного могущества, сильной армии нужна была именно современная тяжелая промышленность. Средства на её создание были выкачаны из рабочих масс и народов СССР путем их ограбления, ссуд, низкой оплаты, использования дармового труда узников. Для тех же целей была проведена и коллективизация. Колхозный строй позволил Сталину забирать полностью за бесценок весь хлеб, чего нельзя было получить от единоличных хозяйств. С другой стороны - это был способ привлечь к работе в промышленности миллионы рабочих, изъятых из села. В конце концов, «колхозный строй позволил Сталину закрепостить крестьян, поставив их в полностью бесправное положение» [Дяків-Горновий Осип. … С.178-179]. Но и рабочие от индустриализации ничего не получили, превратившись в придаток машин, прикованные к заводу или фабрике и беспощадно эксплуатируемые.
Понятно, что коммунистическая партия, которая проводила эти превращения в стране, не была демократической организацией. Ею руководил один человек-диктатор, сначала Ленин, впоследствии Сталин. Периодически в партии проводились чистки, которые имели целью отбирать и оставлять в ней только тех, кто полностью поддерживал политику партийного диктатора, - так оценивает Осип Дякив политические процессы 30-х годов в ВКП(б). В результате этих манипуляций партия в конце 30-х годов превратилась н послушное орудие в руках Сталина.
Дальше автор ведет речь о расширении границ СССР путем завоевания, оккупаций и «освобождений» с 1939 по 1945 годы в Европе и Азии.
Второй раздел статьи Дякива называется «Большевистский государственный строй - наиболее противоестественный строй в мире». На простых и доступных примерах автор доказывает, что никакой демократии, народного волеизъявления, обещанных по Конституции демократических свобод в СССР нет. Система органов власти - Советы всех уровней, хотя и формировались путем прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, но являются творением правящей партии. Потому что только от этой партии и её структур формируют списки кандидатов и распределяют кандидатов в депутаты по округам, к тому же - только одного кандидата на одно место. Других кандидатов в депутаты в условиях этой страны нельзя предложить. Каждые выборы в СССР являются грубым насилием и глумлением над волей народа [Дяків-Горновий Осип. … С.185]. Следовательно, все эти советы являются по существу нелегитимными. И как следствие, люди лишены участия в решении не только общегосударственных, но и местных, региональных вопросов. Понятно, что сформированное таким образом правительство является также нелегитимным, как и исполнительные комитеты советов на местах. Их политика - это политика ЦК ВКП(б).
Вовсе не являются независимыми в этой стране и судопроизводство и суд, выработанные на основе партийных указаний. Если же кто-то взялся бы отрицать какие-либо моменты в жизни страны, продолжает Дьяков, ссылаясь на демократические свободы, то его немедленно объявили бы врагом народа. Свобода слова, прессы, - это неограниченная свобода партийной пропаганды одурманивать народ и маскировать преступления партии. На что же опирается этот режим? Уже знаем, что не на демократию, не на волю народа. Он опирается на силу МВД и МГБ. Потому что они вмешиваются в суд: пытки во время допросов, приговоры часто выносят заочно «тройки», политические процессы происходят при закрытых дверях, обвиняемый не имеет права на защиту. Автор подытоживает: воспета «савецкая» демократия - это самая жестокая диктатура партии. Большевистская страна, которой является СССР, не народное государство, как это провозглашается, а орудие в руках партии для притеснения миллионов трудящихсся и порабощение народов [Дяків-Горновий Осип. … С.192].
В третьем разделе статьи Дякива «Большевистская партия - новый класс эксплуататоров» автор рассматривает положение разных классов и слоёв населения в СССР. Эксплуататорским классом в этой стране является большевистская партия. Это произошло, замечает он, вопреки тому положению, что только частная собственность может быть источником творения классов. Хоть в этой стране и нет частной собственности на орудия и средства производства, но правящий и эксплуататорский класс есть. Дьяков пишет, что этот класс образовался «не на основе частной собственности на орудия и средства производства, а на почве неограниченной политической власти одной партии» [Дяків-Горновий Осип. … С.194]. Это утверждение Дякива воспринимается как развитие идеи М.Сциборского о государственном капитализме. Отличие капитализма от строя, который существует в СССР, в том, что, когда при капитализме частное богатство дает политическую власть в государстве, то при данном укладе именно политическая власть открывает доступ к хозяйственным богатствам и позволяет ими распоряжаться. То есть, автор достаточно чётко различает, что правящий класс - коммунистическая партия - не имеет в своей собственности материальных богатств, а лишь ими распоряжается, но этого достаточно, чтобы эксплуатировать другие классы. На чем основывается гнёт рабочего класса? Первое - реально в Советском Союзе рабочие, как и при капитализме, владеют только своими руками. Государство же является единственным работодателем, поэтому, когда рабочие нанимаются на работу, оно определяет им условия и оплату. К тому же рабочий при капитализме, хотя и продает свой труд и руки, является свободным. В СССР работающие прикреплены к месту работы и к своему станку [такое прикрепление действительно было закреплено на законодательном уровне с 28 июня 1940 до смерти Сталина в 1953]. Работников могут как рабочую силу перебрасывать из одной отрасли в другую, из одного завода или региона - в другой [такое положение действительно было закреплено на законодательном уровне с 19 октября 1940 до смерти Сталина в 1953]. Существует и жесткое законодательство относительно поведения на работе [например, несколько лет тюрьмы для рабочего за невыход на работу, шесть месяцев принудительных работ и уменьшения зарплаты на 25% для рабочего за самовольный переход на другое место работы, от 5 до 8 лет тюрьмы для инженера за недоброкачественную продукцию и т. п.]. На основании изложенного Дьяков делает вывод: «…работающие находятся на положении рабов новейших времён» [Дяків-Горновий Осип. … С.197].
Это рабство они не могут сломать даже с помощью профсоюзов и таких мероприятий, как забастовка. Потому что о забастовке в условиях, когда за опоздание на работу карают заключением, нет и речи, а профсоюзы являются только орудиями в руках партии. Эксплуатация рабочих обеспечивается условиями найма, отмечает автор, условиями труда и правовой незащищённостью. Рабочий подвергется эксплуатаци и путем высоких норм, низкой зарплаты, сверхурочного труда, социалистического соревнования и «стахановщины», высоких и монопольных цен на потребительские товары. В результате всего этого эксплуатация рабочих в СССР является наибольшей в мире.
Эксплуатация колхозников проводится путем хлебопоставок, натуроплаты за технику МТС [машинно-тракторных станций], высоких норм выработки на трудодень, налогов и поставок из приусадебных участков [Дяків-Горновий Осип. … С.200].
Зависимой от государства как единственного своего работодателя и единственного продавца является и интеллигенция. К тому же она «продает еще и свою научную честь», искажая факты, фальшиво ихображая действительность.
Труд же 10 миллионов заключенных в так называемых исправительно-трудовых лагерях являются вообще рабским.
Возникает вопрос, продолжает публицист, куда же идут все эти средства от эксплуатации трудящихся? Они идут на праздную жизнь правящего класса, подготовку захватнических войн. Все эти факты автор приводит, чтобы доказать, что в СССР нет никакого социализма, а следовательно, не может быть никакого перехода к коммунизму [Дяків-Горновий Осип. … С.204].
Интересным является также четвертый раздел статьи Дякива об имперском характере СССР. Метод доказательства этого тезиса избран автором просто: названо 8 формальных признаков [см.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D0.BA.D0.B8_.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.BD.D0.B8.D0.B9], по которым в современной науке определяется государство как колония, и это больше всего убеждает, что в этой стране национальные республики, в частности, и Украина, и является такими колониями Москвы. Дякив отмечает, что современная власть и строй навязаны Украине воружённым путём. Верховная рада УССР не является выразителем воли украинского народа, потому что одобренно ею правительство УССР является лишь низшим звеном правительства СССР. Это правительство республики реально контролирует самостоятельно только пять министерств местного значения. Это правительство по Конституции того таки Союза не имеет права на внешние сношения с миром, на ведение обороны, на внешнюю торговлю. То, что правительство республики не самостоятельно, виднохотя бы по тому, что Министерство образования УССР не может самостоятельно ввести даже изучение предмета «История Украины» в средней школе.
Всей хозяйственной жизнью республики тоже руководят из Москвы, за исключением местной промышленности и производства столярных изделий. Происходит вывоз ежегодно естественных богатств республики за её пределы. В ней самой развиваются преимущественно добывающие, а не перерабатывающие отрасли промышленности. Перерабатывающие же отрасли направлены на расширение прежде всего развития сырьевых, т.е. на производство шахтного и металлургического оборудования, сельскохозяйственных машин, электростанций [Дяків-Горновий Осип. … С.208]. При этом произведённые в России промышленные товары другие республики вынуждены покупать по высоким ценам. Есть здесь еще один элемент эксплуатации - добывающие отрасли нуждаются лишь в малоквалифицированном тяжелом труде местного населения. Работники высшей квалификации при этом работают в современных отраслях в России. Когда в них есть потребность, их завозят в Украину. Так происходят колонизацию этих земель чужаками. И зовется это у них «братской помощью» русского народа.
Происходит и прямое физическое уничтожение украинцев: голодом 1933 года - 7 миллионов, новым голодом 1946-1947 лет. Среди других средств выделяется особенно повсеместная русификация края.
Следовательно, как бы не называли Украинскую ССР, она не является демократическим суверенным государством. С таки же успехом, как зовётся республикой, она вполне правильно звалась бы губернией, провинцией, краем, областью, ничего бы от того не изменилось - подытоживает публицист.
В завершение своего произведения Осип Дякив-«Горновой» анализирует политические приёмы, которыми пользовались большевики, идя к власти и получив её. Здесь он опережает автора труда «Технология власти» А.Авторханова и определяет, что основными факторами большевистской политики являются обман и насилие (террор). Оба фактора в силу их весомости являются ничем не ограниченными в этой стране и потому - успешными. Стремясь поработить народ, разделив его на классы врагов, большевики систематически уничтожают всех по очереди: от капиталистов до крестьян [Дяків-Горновий Осип. … С.215]. Для этого им понадобился очень мощно перестроенный полицейский аппарат. Став якобы на защиту порабощенных народов, большевики начали уничтожали также и в них лишь эксплуататоров (по своим произвольным определениям), а дальше принимались за всех. В ходе очередных разделений по своим противникам и в партии, и вне её они приписывают им те грехи, которых те и не имеют.
Статья Осипа Дякива-«Горнового» является попыткой системной критики существующего в СССР общества, в том числе и как государственной системы.