Этический апокалипсис: Обзор фильма «Дорога»

Jan 20, 2012 16:53




Пролог: «В вас горит огонь?»

В конце 2009 года на экраны кинотеатров вышел фильм «Дорога» (режиссёра Джона Хиллкоута), являющийся экранизацией одноимённого произведения Кормака Маккарти. [1] «Дорога» описывает жизнь неких отца и сына, после всемирного потрясения, которое уничтожило почти всё живое. Сравнительно небольшая книга состоит из фрагментов размышлений, воспоминаний, описания окружающей действительности и незамысловатых диалогов. Однако такая простая форма хорошо передаёт дух апокалипсиса, в котором живут главные герои.

«Дорога» - не первая экранизация произведений Маккарти, до этого уже вышли в свет кинокартины «Неукротимые сердца» (All the Pretty Horses) и «Старикам здесь не место» (No Country for Old Men). По-видимому, кризис поиска хороших сценариев побуждает Голливуд обращаться к современной литературной классике. Как бы там ни было, Маккарти - человек, работающий в контексте постмодерна, но представляющий консервативное мировоззрение (мы уделим этому внимание далее). Он предлагает своим читателям интересные сюжеты, преподнесённые в нетривиальной манере.


Фильм «Дорога» сразу погружает нас в обстановку разрухи и всемирного кризиса. Ничего не говорится о причинах того, что мы видим, ясны только последствия. Природа умирает, люди теряют признаки человечности, распространяется каннибализм. Другими словами, мы видим разрушение, как природы (макрокосма), так и человека (микрокосма). Можно проследить взаимосвязь между внутренним миром и окружающей реальностью.

В начале фильма мы встречаем цитату из Ветхого Завета: «Вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения» (Пророк Иеремия 19:6). В кадре бросается в глаза фраза «долина убиения», однако, у Иеремии говорится о том, что народ Израиля оставил своего Бога; израильтяне проливали кровь и приносили в жертву своих детей, и, как последствие, их постигает катастрофа. Позже в фильме главные герои встречают старика Илая (что может быть тонким намёком на пророка Илию, вестника Суда Божия, учитывая, что отец переспрашивает о его имени с удивлением). В разговоре за ужином старик говорит о том, что он давно видел знаки приближающейся катастрофы, но ничего не мог поделать. Тем самым нам рисуется образ апокалипсиса, который связан с состоянием человечества, и который тесно переплетён с его этикой. Мы видим намёки на то, что апокалипсис связан с деградацией людей. Так одно из землетрясений и падения деревьев следуют сразу же после убийства матери с ребёнком. Старик говорит о богооставленности этой земли, и о том, что Бог едва ли найдёт на ней «человека».



На протяжении киноповествования нас держат в постоянном напряжении. Самыми опасными существами на пути являются люди. Первая встреча с группой людей заканчивается смертью незнакомца, пытавшегося похитить мальчика (скорее всего для того, чтобы его съесть). Позже мы видим ещё две группы людей, одни держат в подвале пленников и постепенно их едят (отрезая у них части тела), а другие гонятся за матерью с ребёнком, начиная их «оприходовать» прямо посреди поля. Неудивительно, что отец никому не верит и с трудом спасается от неутешных мыслей о будущем (особенно это заметно в контрасте с воспоминаниями о прошлой жизни). Однако на фоне всего этого кошмара мы видим неувядаемую веру мальчика.

В первой половине фильма отец говорит: «Если мой сын не является словом Бога, то Бог немой». Мы видим, что этическая часть повествования концентрируется вокруг личности сына. На протяжении фильма он напоминает отцу о важности «хранить огонь», побуждает помогать окружающим, повторяет его слова: «Нельзя дать угаснуть огню внутри тебя» и «Мы всегда будем хорошими, что бы ни случилось».  По сути, простая вера сына и его любовь к окружающим и привела к нему семью, которая впоследствии его приютила. Женщина говорит, что они следовали за мальчиком и его отцом, наблюдали за ними. Добрые поступки не остались незамеченными, внутренний «огонь» привлёк  людей, подобных главным героям.

Мне кажется, что Маккарти и Хиллкоут показывают нам, что настоящий «апокалипсис» начинается тогда, когда мы перестаём любить ближних и заботиться о них. Когда на первое место выходит эгоизм и отношение к другому, как к «врагу» или «пище», тогда и приходит «смерть мира». Маккарти показал начало апокалипсиса ещё в «Старикам тут не место», где такие люди, как Антон Чигур (для которых этика - это они сами), и вводят нас в этический апокалипсис, плавно переходящий в апокалипсис вселенский. Кормак показал в этом произведении, что старым этическим ценностям нет места в наше время («Старикам тут не место»). Но куда мы придём с такой этикой? Похоже, «Дорога» - это  его ответ самому себе.



Кинокартина «Дорога» показывает важность любви и заботы о других людях. Сын побуждает делиться последней пищей с незнакомцами и прощать вора, который заслуживает только худшего. Любовь и вера являются единственным путём преодоления «конца света», и только они способны сохранить «человека» от исчезновения. Люди в силах делать правильный выбор даже перед лицом смерти, но решать надо нам: оставаться человеком или нет, хранить «огонь» или терять его.

«Дорога» молчаливо задаёт нам вопрос:
«Какой дорогой идёшь ты?».

[1] Маккарти получил пулитцеровскую премию за эту книгу: http://en.wikipedia.org/wiki/Pulitzer_Prize_for_Fiction
Previous post Next post
Up