Полтора года в плену у Солнца

Aug 31, 2018 08:08



Вообще-то я хотел эту запись назвать иначе - "полтора года в плену у кондиционера". Но потом решил, что это не в полной мере отображает действительность - кондиционирование здесь, в Маскате, используют семь месяцев в году, а Солнце светит все двенадцать.

Итак, 26 августа исполнилось ровно полтора года моему пребыванию в солнечном Омане. До окончания двухгодичного контракта осталось каких-то полгода и, как написал мне Станислав - мой друг, коллега и товарищ, - "можно подводить некоторые итоги".

* * *

- Денис, а это правда, что ты в Россию возвращаешься?

Этот вопрос меня преследует если не с первых дней моего пребывания в новой авиакомпании, то уж с год точно. То глобусовская проводница моему другу-пилоту рассказывает, что "Окань скоро вернется", то от коллег по Новосибирску я узнаю об этом... Из Азура интересовались - не возвращаюсь ли я, а то слухи ходят по авиакомпании (казалось бы - причем здесь Азур?). А недавно я два дня ходил с улыбкой до ушей - оказывается, я возвращаюсь, так как меня "выгнали из Омана, как и из S7 - потому как умничал много"!



Написал, и снова не могу не улыбаться. И смешно не столько из-за содержания слуха, сколько от того - откуда он пришел. Из некой авиакомпании Royal Flight! Это вообще где и что?:) Это те, что Абаканскими авиалиниями когда-то были?

Я опубликовал шуточную запись в инстаграм по этому поводу и получил сообщение от пилота... Red Wings, что примерно то же самое он услышал... на занятиях в АША - Авиационной школе Аэрофлота. Там меня, оказывается, в Победу сосватали.

В Победе умников привечают, что ли? :))) Ох, я точно уже не удивлюсь, если до меня донесется весть, что в КГУП "Алтайские авиалинии" меня ждут на вертолет!

С одной стороны, такое внимание к моей нескромной персоне тешит самолюбие, а с другой, раскрою тайну - мой эксперимент удался! В июне 2017-го года мне выпал первый отпуск, я прилетел в Москву и зашел на прежнюю работу. И на вопросы некоторых особо удивленных коллег - "мол, как ты здесь очутился?", я сделал грустное лицо и "признался", что выгоняют меня, умничал много, ищу, мол, работу...

Проверено - чувство юмора есть не у всех! Но теория шести рукопожатий действительно работает! :)



* * *
Недавно я летал в Амман - это Иордания. Рейс был ночным, с длинной стоянкой, поэтому наш экипаж был "усиленным" - два командира и второй пилот. Познакомился с командиром - словак, под шестьдесят, в авиакомпании уже почти пять лет. Времени перед полетом было достаточно, зашли в кафе, взяли по чашечке кофе, дежурно поговорили. Как всегда, одной из тем было "ну и как тебе здесь?" и мне понравился точный и краткий ответ Даниэла, который здорово характеризует и мое ощущение от проведенных полутора лет:

- No stress.

То есть, нет стресса. В этих двух словах скрыты те условия работы и жизни, которые я, в общем-то, уже описывал в предыдущих своих отчетах о "жизни как на курорте".

"No stress" здесь проявляется почти на каждом шагу - погода в основном отличная, как для отдыха, так и для полетов. Пара жарких месяцев - май и июнь - уже позади, с июля наблюдается стабильное понижение температуры. Маскат - удивительный город, это я еще в прошлом августе заметил. К примеру, днем здесь +35, а в получасе лету - в Абу-Даби или Дубае +45. Каждое утро, если я не занят, иду на пляж и наслаждаюсь прохладой у моря - легкий бриз, остывшая за ночь водичка. Бывает, что и два раза в день загораю - еще и вечером тоже. Сейчас конец августа, и нормальные температуры по утрам и вечерам - каких-то +30, при том, что нет особой влажности. Еще одно удивление от Маската - несмотря на то, что он зажат между морем и горами, влажность здесь чаще всего не очень высокая.

А у моря ближе к закату так даже прохладно бывает, замерзаешь из-за свежего ветра!



Так же и в полетах. Возможно, что мне попросту везет, но за год и четыре месяца полетов ЖПУ ("жуткие погодные условия") мне встречались... ну, раза четыре, пожалуй. Два раза в Салале, один раз в Дели, и один раз здорово дуло при посадке на 08-ю полосу в Маскате. Когда я ради интереса смотрю погоду в Домодедово и вижу боковой ветер 6-9 м/с - обычный, замечу, ветер для этого аэропорта, я прихожу в смятение - для меня цифры 12-18 узлов - это как из другой Галактики! Здесь за время полетов я, пожалуй, не более десяти посадок выполнил при боковом ветре выше 15 узлов!

Даже Индия и ее муссоны напрягают меньше, чем летние Новосибирск и Сочи. Про Симферополь и вспоминать не хочется. Да чего там Симферополь - в Москве за лето сколько ураганов случается?!

Вторые пилоты чаще всего достойно справляются со своими обязанностями. Даже те, которые буквально вчера закончили рейсовую тренировку и прошли проверку - крайние полгода я часто летаю с такими. И... ничего, летают, выполняют взлеты, посадки, радиосвязь уверенно ведут. Нет, еще не асы, конечно же, но в пределах, для них отведенных (например, ограничение по ветру для посадки у вторых пилотов здесь 15 узлов) справляются, мне практически никогда не приходится вмешиваться в управление.



Как же так? Все просто - прежде, чем попасть к рядовому командиру, они проходят очень длинную программу рейсовой тренировки с инструктором. 120 и более (сто двадцать) полетов! И это после того, как они по 200+ часов налетали по программе CPL где-нибудь в Европе, выполнив кучу самостоятельных полетов, в том числе и по маршруту в одиночку. Сравните это с 50-ю полетами для российского выпускника, которые минута в минуту налетал 150 часов и ни разу не летал по маршруту самостоятельно, "соло" - один в кабине.

И если меня что-то здесь и расстраивает, так это осознание того, что ничего не мешает и в России применять такой же подход. Ну не видел я гениев, способных за 50 полетов стать уверенным помощником командира на этом самолете! Толковые ребята есть, бесспорно. Кто-то даже "землю видит" с первых полетов (единицы), но пятидесяти полетов мало даже для таких. В своей прошлой жизни я не раз обращался с инициативой об изменении программы ввода в строй, на что получал, на первый взгляд, разумный ответ - мол, если инструктор посчитает, что он не готов к проверке, ему добавят программу.

Ага. Ну-ну. Во-первых, не каждый инструктор добавит - еще по инерции прошлых лет, по привычке сваливать все грехи на экзаментаора ("я допущу, а проверяющий пусть посмотрит"). Во-вторых, для пилота это удар по самолюбию - именно ему программу продлили, а его соседу, работающему ничуть не лучше, - нет, лишь потому, что у того "инструктор добрый".

Гораздо правильнее было бы увеличить плановое количество полетов... И применить модный ныне за рубежом подход - "подготовку на основе фактических данных". То есть, если пилот достигает необходимых показателей раньше отведенной программы, то программу можно сократить. И наоборот.



Извините, меня опять понесло на философию.

В общем:

а) погода здесь хорошая
б) вторые пилоты работают достаточно уверенно

и есть еще пункт в) - летное руководство не беспокоит тебя по всякой ерунде. Это, кстати, здорово помогает не вмешиватсья в работу второго пилота почем зря.

Пожалуй, это главые три кита, на которых базируется "no stress" среднестатического командира. Добавлю, что мы имеем вменяемый ростер - в месяц летаем обычно часов по 75, каждый месяц у нас не менее 7-ми законных выходных, а в течение квартала - не менее 26-ти.

В третьей части "Геноцида российских пилотов" я приводил сравнение условий работы "там" и "здесь", повторяться не хочу.

Отдельно стоит сказать, что я пишу с колокольни с позиции командира. У вторых пилотов мнение может быть другим - они и летают в среднем больше, и командиры бывают разными, и ввод на левое кресло для экспатов довольно-таки долгий. Ну, если уж на то пошло, а есть ли вообще такая авиакомпания, где для вторых пилотов рай земной?



* * *
Конечно же, меня часто спрашивают о семье, о том, как дети освоились в школе. Отвечаю - семья с июня гостит у дедушек-бабушек в России, и вот уже месяц как постоянно просится в Маскат. И, что меня очень сильно удивило - оба старших сына наперебой говорят о том, как скучают по школе!

Больше и сказать-то нечего, это говорит само за себя.

Чтобы закончить тему про 'no stress', добавлю, что даже в повседневной жизни его немного. Жизнь здесь неторопливая, никто никуда не торопится, в шашки на дорогах (шикарных и освещенных по ночам) не играет, с хамством я еще нигде ни разу не столкнулся.

* * *
Что я планирую делать через полгода, когда закончится мой первый контракт?

По умолчанию контракты здесь продлеваются, если у авиакомпании к работнику нет претензий. Пока что таких ко мне нет (мало умничаю, наверное), так что, я надеюсь, что мне предложат второй контракт. По-крайней мере, школу я оплатил до конца учебного года. А вот там уже будем решать, что делать. Главная проблема, которую я вижу - то, что в России не признают школьные сертификаты других стран. Мой старший сын учится в российской школе заочно, то есть, нагрузка на него повышенная. Сейчас он перешел в седьмой класс, а через год, иншаала, в восьмой. А это уже серьезно - ОГЭ, ЕГЭ и проч. и проч.

Можно, конечно же, на российское образования "забить", но я не настолько смелый. Ведь дальше встанет вопрос - где ему получать профессию и как жить дальше? Да и средний сын через год должен идти в первый класс по российским стандартам. Нет, ему, конечно же, можно и заочно проходить нашу школьную программу, тем более, что здесь он уже учится и многое из той программы уже усвоил. С ним проблем меньше, чем со старшим.

А больше нюансов и нет. Здесь неплохо живется и работается. No stress. Лечу нервы. Дай Бог, в октябре откроем Москву, и тогда вообще все будет шикарно!



Летайте безопасно!

Мой инстаграм
Мой канал на Youtube
Канал "Небесные истории" на Яндекс.Дзен



оман

Previous post Next post
Up