Пилотам. CRM. Просто о несложном. Методическое пособие (не закончено, версия 0.2)

Oct 03, 2017 18:42




“Что такое CRM?”

CRM… Наверняка каждый из вас, мои дорогие пилоты, действующие или будущие, как минимум знаете, что эта аббревиатура слов “Crew Resource Management”. Существующие правила предписывают всем нам проходить постоянную подготовку в области человеческого фактора, что мы и делаем в учебных центрах ежегодно.

А так, как мы побывали в них уже не раз, то знаем, как порой проводятся данные подготовки, поэтому неудивительно, если, услышав подобный вопрос, у многих в голове возникнет ассоциация с мухой, швейцарским сыром и плотоядно дружелюбно улыбающимся экипажем, а у кого-то при слове “CRM” обязательно проснется зубная боль, ибо постоянное применение этой аббревиатуры где ни попадя, без понимания, что это за зверь такой, вызывает у пилотов отторжение.

Этому способствует и “преподаватели CRM”, которые зачастую сами не до конца понимают материал, который преподают… а иногда и не преподают, открыто заявляя, что “CRM, де, вражеская наука, украденная у великих советских авиационных психологов с целью зарабатывания денег”.

Вы ни разу не слышали это выражение из уст преподавателей или инструкторов? Сохраняйте оптимизм, и вы обязательно услышите!

Мы, пилоты, хоть и работаем в небе, но по складу характера весьма приземленные материалисты. Нам скучно разбираться в высоких и заумных материях, но именно в них нас обычно и затягивают на занятиях по CRM.

В 8 академических часов (без перерыва на обед, чтобы побыстрее освободиться) пытаются впихнуть все сразу - историю CRM, как было все плохо и как вдруг стало хорошо (без взаимосвязи между двумя этими событиями), пару плохих примеров CRM, пару хороших, без толкового анализа - что именно было плохо, а что именно хорошо. Преподаватель торопится загрузить пилотов моделями SHELL, FORDEC или DODAR… И, конечно же, как не показать аудитории заюзанную модель угроз в виде швейцарского сыра?!

Зачастую занятия проходят в виде монолога преподавателя, иногда и не пилота вовсе, всем своим видом как бы извиняющегося за то, что он тратит время у уважаемой публики (сорри, но это наша программа, надо посидеть). В итоге у большинства пилотов в очередной раз если и остается какое-то понимание, что же это такое, CRM, то оно сводится к тому, что, если в кабине летят хорошие парни и не дерутся, значит, у них хороший CRM!

- У нас в армии как было - если командир кислородной маской по лицу не бьет, значит, он хороший командир и у него хороший CRM!

В данном материале я попробую просто и на пальцах объяснить, что же такое CRM и почему оно необходимо при выполнении наших с вами полетов.

Обычные занятия по CRM начинаются с рассказов о том, как человек воспринимает мир, как глаза выдают желаемое за действительное, а уши не слышат то, что должны… Или наоборот, слышат то, чего не следовало.

Это действительно очень интересно и важно (без капли сарказма - я обожаю изучать различного рода иллюзии), но, уделяя этому много времени в начале занятия, преподаватели обычно не успевают ничего рассказать о практическом применении CRM, что делает занятия малоэффективными.

Я тоже не смогу провести игровой тренинг с последующим разбором действий каждого из вас, однако, надеюсь, что у вас проявится интерес и появится время, чтобы почитать данный материал и прийти к определенным выводам самостоятельно.

Я попытаюсь обойтись без теорем, формул и заумных фраз и сделать упор на рассказах о практическом применении принципов и правил в надежде на ваше понимание.

Полетели?

* * *
Процитированное выше является вступлением к моему новому методическому материалу с рабочим названием "CRM - просто о несложном". Хотя, как сказать, "новому" - именно эти наброски я использовал для своих видеоуроков по одноименной теме.

Скачать материал: CRM. Просто о несложном. Версия 0.2. от 15 мая 2018




Материал основан на личном опыте автора и его мировосприятии (возможно, спорном при взгляде с вашей планеты) и имеет своей целью рассказать о проблемах CRM в России, а также, дать практические советы о том, как правильно понимать, что это за зверь такой, и как применять простые принципы CRM на практике.

Сегодня я постарался допилить свои наброски и привести в более-менее читаемый вид. Не могу сказать, что пока что получается совсем обойтись "без заумных фраз", но по мере сил, времени и мотивации буду допиливать.

Как всегда - прошу не стесняться критиковать и предлагать!

Спасибо!

Почитать по теме:

Традиционный юмор. Правила взаимодействия в экипаже - жизненный юмор

Сферический пилот в вакууме. О фигуре идеального пилота - статья о проблемах излишнего доверия к автоматизации помноженных на деградацию навыков ручного пилотирования и о недостатках в поведении.

Капитан. Как стать хорошим? - пособие для молодого капитана

"Второй пилот - оплот CRM в экипаже". Как стать надежным помощником? - пособие для вторых пилотов.

Пилот-инструктор. Как стать хорошим учителем? - пособие для пилота-инструктора

Эти и прочие методические материалы вы можете найти здесь

Летайте безопасно!
Мой инстаграм
Мой канал на Youtube.



crm, методические материалы

Previous post Next post
Up