Я стал очень редко писать. Наверное, вы уже это заметили?
Рад бы писать чаще, да только сложно лишний раз себя засадить за компьютер, т.к. меня реально уже тошнит от набора текстов. После прочтения данного рассказа, наверное, станет понятно, почему так.
Но сегодня я-таки решился отчитаться о том, как провел осень 2015, где был и что из этого вышло.
--==(о)==-- Помните, я заморочился поездкой на Мальту? Нет? Тогда говорю - летом у меня появилась идейка куда-нибудь съездить.
У меня было три простых условия - море, тепло и английский. По первым двум признакам сразу отпала Британия с Ирландией, а визой в США и джетлагами я не хотел заморачиваться, равно как дороговизной Австралии, поэтому как то так сразу получилось, что я остановился на Мальте.
Была лишь одна маленькая проблемка.
Я ничего не знал о школах английского языка! Как выбрать из той кучи, что предлагают сайты?
Решил не мучиться и спросить знающих людей - в июле я разместил соотетствующую запись и не прогадал - мне помогли!
За что в очередной раз огромное спасибо! :)
Мне подобрали двухнедельный курс в школе IELS с проживанием в трех минутах ходьбы как от школы, так и от моря. О море я скажу дополнительно, оно на Мальте очень своеобразное.
Билеты я покупал с таким расчетом, чтобы была пара свободных дней до начала учебы и несколько дней после. В общем и целом бюджет поездки встал в сумму около 2000 евро, из них 310 - перелет с Air Malta, 1100 - проживание + курс обучения + трансфер. И остальное на "проесть".
На мой взгляд - более чем.
Получил ли я то, что хотел?
--==(о)==--
Если всю шкалу ожиданий поделить на 100, то эффект от поездки оцениваю на 90.
То есть, это очень высоко... Хотя я себя не отношу к привередливым (еще бы, после двух лет жизни в летном училище и еще 4х в общаге Академии), так что, для Вас, возможно, коэффициент удовлетворенности будет иным.
Конечно же, многие читатели кинулись меня убеждать, что "английский надо учить в Англии", думаю, что и тут могут такие появиться. Хочу прояснить ситуацию - у меня вполне нормальный уровень, который я получил за годы учебы в школе с углубленным изучением языка. Я читаю и слушаю без словаря, однако, за неимением разговорной практики (да и письменной тоже), в активной беседе испытываю "затыки" от того, что язык быстро становится деревянным. И в один прекрасный день я честно самому себе признался, что если я хочу развиватсья дальше, то надо заняться самообразованием.
Что значит "развиваться дальше"? Английский для современного пилота становится не менее важным, чем знание аэродинамики. Можно спорить до хрипоты о "великом и могучем", только я в этом споре участвовать не буду.
Моего уровня было вполне достаточно, чтобы без проблем переучиться в Денвере, и чтобы без подготовки сдавать на четвертый уровень, который сейчас требуется для полетов в международном воздушном пространстве. Однако, я решил, что это не повод для самоуспокоения и решил вложить в себя немного денег.
Заодно и отдохнуть... хотя отдых получился своеобразным из-за одной внезапно появившейся оказии.
Обо всем понемногу.
--==(о)==-- Английский язык
На Мальте без малого миллион языковых школ. Что, учитывая небольшой размер острова (27 км в длину!) потрясающе много.
Преувеличил, но немного :) Действительно - гуляя по городу, то и дело натыкаешься либо на школы, либо на посредников.
О городах Мальты стоит расскажу отдельно.
Так как я уже рассказал о том, как проходило обучение вот в этой записи, то особо повторяться не буду. Кратко - мне было несложно, интересно, а преподаватель... будь я девушкой, то точно влюбился бы в него. Не за красоту, а за непередаваемый шарм. За изящную fucking политнекорректность. За истории из жизни, берущие за душу.
К слову сказать, Джон выступает в школе страшилкой. Более опытные ученики запугивают им новичков. Прямо как мною - молодых пилотов :)
Нет, пожалуй, я себя все же процитирую:
Джон, 64-летний шотландец. Первое впечатление - не очень ухоженный дедок, грубый и не самый вежливый. Говорит быстро и не старается делать это отчетливо, но проблем с пониманием у меня не было. Учитывая то, что в моей группе оказались все значительно моложе меня (16-27 лет), поначалу я думал было разочароваться.
Но первое впечатление было сильно обманчивым! Этот дядька оказался одним из интереснейших учителей, а то и людей, которых я вообще встречал в своей жизни! Абсолютно нетолерантный, неполиткорректный, зато умеющий затейливо выругаться... с невероятным шармом.
С его слов, его главное хобби - это книги, которые он никогда не выбрасывает после прочтения, поэтому они заполонили весь его одинокий дом, в том числе и ванную с туалетом и, видимо, это одна из причин его широченного кругозора.
Он умеет подать себя артистично (подсказать ученику.. пародируя песню Пресли "now or never"), имеет очень четкие суждения и при этом вполне самокритичен. И к любой ситуации или упражнению готов представить свою историю из жизни, при этом умудряясь рассказать ее так, что публика неизменно улыбается.
Вот такой вот он, Джон.
--==(о)==-- Выше я написал, что "отдых получился своеобразным". Почему?
Потому что работа не отпускала меня и в отпуске.
Нет, не надо звонить в трудовую инспекцию - в данном случае авиакомпания не заставляла меня по ночам тайно шабашить возить пассажиров. Я сам добровольно взял на себя одно очень патриотическое (не очень ли громко звучит?) начинание...
Весной меня пригласили поучаствовать в рабочей группе ИКАО, в муках исследовавшую вопрос безопасности полетов, связанный с выработкой рекомендаций по предотвращению выкатываний самолетов с ВПП. Вернее сказать, меня туда звали и раньше, но я мотал головой, т.к. совершенно не представлял, чем можно еще помочь в этом вопросе.
Они нашли чем - после долгих споров, участников группы-таки осенило, что многие беды происходят от некачественных стандартных операционных процедур (SOPs). Либо от некачественного их соблюдения. И было принято решение - в рамках рабочей группы создать документ, рекомендации, как писать и внедрять эффективные SOPs.
А вот это уже очень даже моя тема.
История такова:
[Здесь спрятано много текста, если лень - не читать!]Однажды (в декабре 2009-го) я уже заморачивался этим вопросом, когда в один прекрасный день решил сесть и написать с чистого листа SOP для своей компании. Такие, какими их вижу я. Была исключительно личная инициатива, никто не заставлял, никто не принуждал.
Для этой работы нарыл Advisory Circular от FAA, датированный 2002г, который как раз-таки содержал кое-какие рекомендации на эту тему. Я сел, нарисовал структуру документа, подумал над внешним оформлением текста, над логикой нумерации страниц и начал работу.
Через пару месяцев я вынес предложение наверх в виде готового документа. Признаюсь честно, было очень много нервотрепки (дела внутренние,подковерные, не хочется выносить их наружу. Просто было очень сложно - ведь я работал не в том отделе, которому вменено в обязанность писать подобные документы!), тем не менее, после определенных доработок New SOP были утверждены и с июня 2011 начали использоваться. После этого вносились правки другими людьми, но радикально документ не менялся. Только совершенствовался - например, к этому лету он прошел значительное обновление в связи с переходом на новую "философию" электронных стандартов предприятия, которую уже с текущей позиции, я пытаюсь (с трудом, опять же), внедрять.
Так вот, на одном из заседаний вышеупомянутой рабочей группы родилась идея о важности написания "хороших SOPs" и было озвучено предложение заняться вплотную этим вопросом авиакомпании "Глобус". Было кем-то дословно сказано: "их SOPs лучшее, что на сегодняшний день мы видели в России".
В общем, круг замкнулся, и мне было передано приглашение, которое я решил принять, т.к. это выглядело заманчивым вызовом. Примерно за два дня я написал проект, который мой коллега, Станислав (кто меня давно читает, тот с ним знаком), представил на очередном заседании. Вот так мы и работали - Стас представлял документ на заседаниях, боролся с непониманием, а потом мне сообщал о "реакции зала", а я вносил правки.
(Я впервые побывал на встрече РГ лишь в декабре! Уже тогда, когда основные события были позади!)
Партнеры были не очень расторопными. Я ждал дельных предложений от критиков (представители Аэрофлота, Ютэйр и прочие, участвовавшие в проекте), но ничего не приходило. Иногда дело не двигалось неделями, иногда месяцами...
...и вот, наступил сентябрь 2015, и неожиданно дело задвигалось в привычном российском "давай-давай", "нужно срочно". Новых предложений, кроме правок грамматических ошибок и одной вставленной строчки о необходимости на брифинге упоминания о заходах с применением зональной навигации я в Проект так и не получил.
А задвигалось все потому, что на вторую половину октября в Париже планировали проведение очередной региональной встречи ИКАО. На которой России следовало показать результаты работы по своей инициативе (предотвращенеи выкатываний). Более того, кто-то должен был представлять и этот Проект...
Узнав об этом, я страстно возжелал представить его лично.
Пусть я покажусь эгоистом, но мысль о том, что его презентует представитель Аэрофлота или Ютэйра (или любой другой), при том факте, что 99.99% работы по его созданию было выполнено Глобусом, меня абсолютно не радовала! Это было бы просто несправедливо!
К тому же, мне хотелось получить опыт выступления на английском перед серьезной публикой. Наверное, я ненормальный, но мне действительно этого хотелось. Это стало очередным вызовом, который делает жизнь нескучной.
Опять же, у меня не было ощущения, что я мог бы доверить это дело кому-то еще.
И я поставил перед собой задачу порвать задницу, но закончить документ. То есть, не только дописать и облагородить...
...но и перевести его на английский язык...
Русскую версию я закончил 1-го октября, а еще через несколько дней закончил перевод. Приходил со школы, немного гулял, а затем печатал как заведенный. Вылезал из-за ноутбука с квадратными глазами и видел сны, в которых продолжал заниматься переводом.
После чего попросил подкорректировать ошибки свою маму (преподаватель английского) и, через своего коллегу - американского носителя языка. С их помощью проект был вычищен от многих "багов" и с запасом в два дня до срока подачи документов отправлен в ИКАО.
А я занялся работой над презентацией, что тоже было вызовом, т.к. никогда раньше я не использовал Power Point для их создания (пара проходных по шаблону компании не в счет), но в этот раз захотел сделать красивую и анимированную презентацию. Сначала написал текст на английском, затем стал создавать презентацию, паралельно изучая Power Point. Потом, когда все закончил, тратил свободное время с пользой - читал "речь" вслух, тренируя произношение, интонации и запоминая текст.
Практически сразу после возвращения с Мальты я отправился в Париж, где и выступил перед почтенной публикой. Опыт бесподобный!
Об этом опыте расскажу в другой раз, а сейчас вернемся на Мальту.
В общем, пришлось очень много работать мозгами и пальцами (печатать) будучи в отпуске, что конечно же не могло не повлиять на накопление усталости несмотря на близость моря. Но приобретенный опыт покрыл все затраты с лихвой!
Кроме применения английского вмцелях работы я много читал на языке Шекспира - купил книгу знаменитого теннисиста Джима Коннорса "Аутсайдер" (хотя у этого янки язык все же не шекспировский), параллельно с интересом читал трактат Crew Resourse Management (2nd edition), и под занавес купил интересную книжку о полетах, автором которой является английский пилот (возможно я когда-нибудь переведу некоторые главы из этой книги и выложу здесь, бо они того стоят). Читая, незнакомые слова прилежно переводил в электронном словаре и сохранял в избранном.
Заодно почитывал учебник, по которому занимался в школе, а так же, использовал сайт http://usefulenglish.ru/, на которым очень доступно и кратко описана грамматика, а так же есть упражнения.
Чтобы на время закрыть вопрос с английским, сообщаю: по возвращению в Москву я выбрал время и сдал на уровень, хотя мой четвертый еще год действителен (три года по правилами).
Получил 5-й.
(Выше только 6й, что приравнивается к native speaker'у)
Что мне это дало - 6 лет можно не сдавать тест. Соответственно, занялся получением пилотского нового образца, которое по новым правилам требует постоянного перевыпуска при внесении новых квалификационных отметок (например, об уровне языка).
Значит, все это было не зря?
Не зря. Но надо не останавливаться, а отдохнуть и идти дальше. Я все еще недостаточно доволен беглостью и правильностью своей речи, поэтому буду продолжать учиться и есть с кого брать пример (Серега, привет!)
--==(о)==--
Поговорим о море и пляжах.
Море
Оно есть.
Море шикарное - в октябре вода теплая, а благодаря камням - исключительно прозрачная.
Грустная новость - благодаря этим же камням, "пляжей с песочком", привычных стандартному российскому туристу на Мальте почти нет. Они есть, но их количество стремится к единицам.
Вот так выглядит типичный пляж на Мальте:
Или так:
Говорят, эти ванночки были вырезаны в податливом мальтийском камне еще для леди викторианской эпохи. Правда их огораживали деревянным забором, чтобы никто не мог смутить их случайным похотливым взором.
За что купил, за то продал.
Современные леди не такие зашоренные:
Но к самому морю претензий быть не может. Судите сами:
Столица Мальты, Валлетта - крупный средиземноморский порт, являющейся одним из пунктов посещения круизными лайнерами. Кстати говоря, загорелся идеей о морском круизе.
Значительную часть моей поездки море штормило. Не то, чтобы сильно, но было волнение, затрудняющее процессы попадания в воду и ее покидания. Если на песчаных пляжах Тенерифе такие волны в удовольствие, то здесь они напрягают.
В иные дни волны были совершенно потрясными! Купаться рисковали только сумасшедшие. Остальные отлеживались в бич (от beach - пляж) клубах.
У меня были планы взять в аренду автомобиль... Но увидев движение на тесных улицах я решил не заморачиваться. Узнав Мальту поближе, рекомендую и Вам не заморачиваться - Слиму-Валлетту-Сент-Джулиан можно пешком обойти, а в остальные места можно спокойно доехать или доплыть.
Остров, напомню, 27км длиной. Рядом находится еще один, Гозо, который намного меньше. Есть и другие, но совсем уж маленькие.
Еще раз выражаю благодарность местным жителям - моей читательнице Надежде и ее мужу Расселу, которые тратили на меня свое время и показывали остров, заодно тренируя мой английский. Благодаря им я увидел гораздо больше Мальты, чем смогу показать здесь.
Одна из многочисленных автобусных остановок. Покорен картиной на стене дома - говорят, где-то в мире есть обратная сторона изображенияю.
Мальтийский космический порт:
Ждем рейса на Луну.
Я попал на Мальту во время проведения аэрошоу. Правда, днем я до сюда не доехал, зато ночью мне показали самолеты:
Прародитель моего В737
А это знаменитые рыбацкие лодочки. С обязательными "глазками" на носу.
По этому променаду я намотал энное количество километров - еще одним неофициальным "вызовом" моей поездки на Мальту было немного сбросить вес или хотя бы не набрать. Я эту цель даже перевыполнил - Мальта способствует фитнессу. Это только променад такой плоский, если же гулять не вдоль берега, а от берега, то никакой спортзал не нужен.
По променаду можно идти, идти и в итоге дойти до Сент-Джулиана, а если это еще и вечер - то получите чудесные виды заката! Но я их еще покажу в одной из следующих записей, а пока просто виды Слимы, плавно переходящей в Сент-Джулиан
Кошачий парк
Перчик на Мальте прекрасно справляется с ролью украшения парков.
Каждый день в школе были т.н. activies. В первый день повезли всех на дискотеку, с которой я слинял почти сразу же, как приехал. Смех - они ее называли "вечеринкой для знакомства вновь прибывших", но, екарный бабай (!!), не при такой же громкости музыки! Я думаю, что в итоге никто там не познакомился.
А на следующий день желающих повезли на песчаный пляж. Дорога заняла значительное время из-за пробок, в итоге приехали где-то в 16 по местному, а через 1.30 пляж закрывается.
Тем не менее, удалось украсть кусочек солнца до того момента, как задул холодный ветер. И даже зайти в воду, правда, для того, чтобы окунуться, идти пришлось очень далеко, гораздо дальше, чем может показаться, глядя на это фото.
Вот здесь виднее. Очень и очень мелко.
Если Вы фотограф-маринист, то Мальта - это Ваше! Я же просто любитель, но все равно был покорен сочетанием моря, корабликов и неба с облачками.
Мальта страна довольно дорогая. Хоть по внешнему виду и не скажешь, но квартиры в домах Слимы и сопредельных городов имеют кусачие цены.
Дорогие машинки здесь встречатся довольно часто, хотя Рассел говорил, что их предпочитают держать в гаражах.
Например, вот такие:
Или такие:
И такие:
Ммм:
И в завершении сегодняшнего рассказа вот такие капельки:
Далее я планирую показать ночную Мальту, Валлету, Сент-Джулиан (города, соседние со Слимой, где я жил), Мдину (старинную столицу острова), остров Гозо и голубую лагуну о.Комино.