Эта моя статья в свое время выходила в газете "Донецкие новости", публиковалась она и на
сайте "Донецк: история, событияю. факты". Предлагаю ее и вам, дорогие читатели моего блога. Так сказать, продолжая
разговор об "американизации" советской кухни времен Микояна.
В 1936 году Анастас Иванович Микоян, будучи наркомом пищевой промышленности, посетил с рабочим визитом США. В Америке Микояну очень понравилось, он побывал на многих производствах, попробовал множество диковинных для советского человека продуктов и даже некоторые из них привез в СССР. Одним из таких продуктов был томатный сок. Да-да, вы не ослышались, именно томатный сок, который мы давно считаем исконно нашим продуктом.
Возьмем номер донецкой газеты «Социалистический Донбасс» за 1937 год. Как водится, последняя полоса газеты пестрит рекламой, пусть и не такой кричащей как сегодня, и объявлениями. Большой блок, подписанный начальником отдела сбыта Главконсерва, посвящен преимуществам томатного сока. Стоит отметить, что Микояну в Америке гораздо больше понравился сок апельсиновый, но он, как человек прагматичный и мудрый, понимал, что снабдить страну советов апельсинами будет делом не простым. Потому остановились на томатном соке, который начали производить с 1936 года. Вот и призывала реклама из 1937 года утолять свою жажду не только водой и чаем, а и томатным соком, содержащим витамины А, В и С, а кроме того, не отставать в потреблении и от других стран, где он известен широким массам населения и пользуется небывалой популярностью. Хочется верить, отмечал глава отдела сбыта Главконсерва, что вскоре этот новый продукт завоюет популярность и среди жителей города Сталино.
Уже после войны потребление томатного сока будет нормой, без которой трудно себе будет представить здоровое и разнообразное питание. Автор этих строк, учась в школе в последние годы существования Советского Союза, помнит большой плакат на стене столовой: «Будешь пить томатный сок - будешь строен и высок».
Кроме томатного сока широко рекламировались… крабы. Причем, на рекламе была нарисована банка с надписью на английском языке - “Fancy crabmeet”. Конечно, война смешает все карты, и, не считая остатков ленд-лизовских продуктов, банки с иностранными надписями на какое-то время пропадут с прилавков и столов советских граждан. И не станет рекламы в газетах города Сталино, призывающей покупать продукты, к которым привыкли жители многих стран мира. Но это уже совсем другая история.
Любите томатный сок?