May 12, 2014 17:37
на выходных-праздниках смотрел в очередной раз фильм про Фанфана Тюльпана.
а вы обращали внимание на пару его коротких, но очень символичных поступков по ходу пьесы?
я про важную психологическую, судьбоносную и сторителлинговую символику в поступках, связанных с получением денег.
сцена раз: Фанфан записывается в армию короля и получает мешочек с деньгами, жалованье. что он делает с ним в течение пары минут? - правильно, отдает (бросает в толпу как приз тому, кто... ну, сейчас это не важно).
сцена два, позже: Фанфан спасает дочь короля и мадам Помпадур от разбойников, и получает от них мешочек с деньгами (побольше, чем в прошлый раз), при этом, тут же его отдает, - кидает лакеям.
Символика момента: отдаешь - получаешь. выбросил маленький мешочек с жалованьем в толпу, - пауза, - получил мешочек побольше! отпустил? - получи еще! не зацепляешься? - вот тебе, на!
да, да, это еще и его характер правильно описывает, мол, вот такой он, ему другое в жизни важно... но всегда интересно видеть больше, чем один слой.
здесь поднимается очень интересный вопрос игры с судьбой: когда пора остановиться отдавать, зная, веря или, не думая даже об этом, в надежде, ожидании, стремлении (пусть и неявном) на большее?
после какого этапа судьба молча скажет "хватит"?
и это прекрасно, когда перед нами персонаж, нацеленный (ведь ему нагадали, и он верит) на женитьбу на дочери короля! достойная высокая планка!
в таком положении любая сумма - ничто, по сравнению с желанной целью.
но дело не только в этом, цель или ее отсутствие, - перед нами персонаж, все равно готовый отдавать, без претензии на большее потом. и это прекрасно. именно поэтому (возможно, по закону судьбы) он отдает все больше, и с каждым эпизодом получает все больше!
правило призвано записываться на подкорку. об этом ни слова. но это видно, и это откладывается.
еще одна история. недавно дочитал Стейнбека "на восток от Эдема", там тоже одна героиня не парится по поводу потерянных 4х тысяч долларов (что на стыке 19-20 веков порядочная сумма), не возвращается из забрать, не оспаривает, не претендует, и, в итоге получает наследство в 50+ тысяч долларов.
та же конструкция...
зайдем с другой стороны. предположим, что Фанфан взял бы мешочек с деньгами. что дальше? дальше попытки его сохранить, думать-париться о деньгах, пожертвовать великими надеждами и мечтаниями, потому что к мешочку приложилась бы неплохая, соответствующая сумме, пара, брюшко, дрожание за копейки, чтобы прокормить, обеспечить и сохранить, бытовуха, и...
...и никаких дальше серьезных побед, роста, прогресса, выхода на короля, свадьбы на его дочери и прочих, сопутствующих этому приключений.
кто-то скажет, что все это фигня. просто сценарий. просто кто-то, автор, использует стереотип для данного произведения. а на практике такого не бывает, все банальней, ведь люди другие, проще, примитивней и прочее.
возможно, в большинстве своем, люди другие, и это видно по остальным персонажам, готовым брать, что дают, и радоваться, в надежде получить потом еще и побольше..
но я предлагаю считать и видеть, что это не просто прием для сценаристов и сторителлеров, я предлагаю верить, что, если это показано, это может быть.
так же, как может быть все, что угодно, если в это веришь.
Удачи!
P.S. а о реальных примерах потом как-нибудь еще поговорим. кстати, может, поможете?
психология,
философия,
судьба,
storytelling,
деньги